Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЧАУС И.В.
Кандидат геолого-минералогических наук, доцент, Университет банковского дела Национального банка Украины, г. Киев, Украина

Роль экологического образования в системе формирования будущих специалистов экономической сферы

Аннотация: Эколого-экономическое образование представляет собой целостную систему, характерными чертами которой есть комплексность, непрерывность и универсальность. Конкретизация основных положений и принципов природопользования должна проявляться во всех формах учебной работы: лекционных, семинарских занятиях, индивидуальной работе студентов.


В современном обществе рационализация жизнедеятельных процессов происходит на фоне глубокого и всестороннего распространения духовных ценностей, а также использования научных знаний, на основе которых создаются инновационные процессы с использованием высоких технологий.

В условиях реформирования экологически опасной экономики в экологически безопасную человечество нуждается не только в сдерживании развития негативных последствий научно-технического прогресса, но и в высоком уровне экологического сознания и культуры, а следовательно – новой философии жизни. То есть настало время руководствоваться в нашей жизнедеятельности правилами экологического гуманизма. В то же время необходимо сохранить доверие к принципам традиционного природопользования, привлекая молодежь к основам гармоничного взаимодействия с природой, утверждая экофильные мировоззренческие взгляды, способствовать приобретению умений трансформировать природные экосистемы в желательном направлении без ущерба для биосферы.

При этом на передний план выдвигаются экологические ценности в виде комплекса средств освоения человеком природной среды, составляющих ее объектов и своего внутреннего мира как регулятора взаимоотношений с окружающей средой (природной и социальной). Экологические ценности рассматриваются на фоне конструктивности решения глобальных проблем, которые зарождают новое видение их решения, а также – общечеловеческие ценности, приоритет которых отодвигает все прагматические, временные, эгоистичные интересы. Сущность общечеловеческих ценностей заключается в аппелировании к духовности человека, к признанию его природосоответствия, в сориентированности каждой личности на самосознание, что напрямую зависит от системы экологического образования.

В своей практической деятельности будущий банкир, финансист, менеджер должны уметь ориентироваться в изменении состояния окружающей природной среды различных стран и регионов с целью принятия оптимального экологически взвешенного экономического решения.

Этому должна способствовать Комплексная программа экологического воспитания и образования (ЭОВ), разработанная с учетом специфики профессиональной направленности каждого высшего учебного заведения.

Сущность Комплексной программы экологического образования и воспитания сосредоточена, прежде всего, на комплексности, непрерывности и универсальности тех знаний, которые предлагаются во время учебно-воспитательного процесса. Каждый из этих принципов предполагает взаимопроникновение экологических знаний во все виды деятельности (профориентационной, научной, учебной, общественной и воспитательной). Хотя, надо признать, что воспитательная работа только тогда будет иметь ощутимые результаты, когда будет присутствовать во время каждого из видов деятельности как неотъемная ее составляющая. Значение непрерывности и универсальности состоит в реализации ЭОВ на протяжении всего срока обучения на всех специальностях.

Организация комплексного экологического образования раскрывает важнейшие аспекты: экономический (необходимость приобретения экологических знаний как основы оценочных навыков и решений специалистов различных сфер деятельности); социальный (определение важности экологического сознания в решении социальных проблем, улучшения качества жизни как путем обеспечения экологические чистой среды обитания, так и реализации экологически чистых товаров широкого потребления); воспитательный (необходимость повышения экологической культуры общества)[1]. Рассматривая основные аспекты эколого-экономического образовательного процесса, можно сделать заключение, что экономический и социальный, при любых обстоятельствах, всегда будут направлены на воспитательный процесс, который в свою очередь, влияет на необходимость повышения экологической культуры личности и общества в целом.

Экологическая культура предполагает формирование экологического сознания, составляющими которого есть сами экологические знания и сформированная на их основе экологическая культура. Экологическое сознание только тогда окажет соответствующее влияние на все способы жизнедеятельности человека, когда оно завладеет как умственной, так и эмоциональной стороной его жизни, если научные достижения будут восприниматься, как необходимость хозяйственной деятельности, что, естественно, должно сменить потребительское отношение к природе на ресурсосберегающее.

В Украине необходимость приобретения экологических знаний проявилась в том, что учебная дисциплина “Основы экологии”, в соответствии с решением Министерства образования и науки Украины, есть нормативной дисциплиной для всех высших учебных заведений Украины как базовый общеобразовательный предмет. Современный экологический цикл знаний пребывает в стадии дальнейшего развития: формируются новые дисциплины экологической направленности, особенно в сфере эколого-экономических наук, такие как экологический аудит, менеджмент, маркетинг, экологическое страхование, урбоэкология и т.д. Продолжают совершенствоваться направления практической экологии, а именно: экономика природопользования, охрана окружающей природной среды, прикладная экология. Развиваются социоэкологические науки: экологическая этика, экологическое право, международная экополитика.

В международной практике развитие международного аудита как составляющей Системы экологического менеджмента и аудита (CEMA-EMAS) подкреплен законодательной, нормативно-методической и учебной базой. В Украине экологический аудит, как самостоятельное направление деятельности в рыночных условиях хозяйствования, только начинает формироваться, хотя в международной практике он имеет больше чем тридцатилетнюю историю становления.

В системе экоменеджмента Украины экологический аудит, наряду с экологической экспертизой и экологическим инспектированием, является одной из форм экологического контроля. В отличие от других форм, экоаудит осуществляет независимые, эколого-инвестиционные, природоохранные и рыночные функции. Это позволяет без дополнительных бюджетных затрат повысить эффективность управления окружающей природной средой. Но в условиях транзитивной экономики несовершенная законодательно-правовая база сдерживает внедрение зарубежного опыта проведения экоаудита в Украине. На современном этапе могут разрабатываться временные отраслевые нормативы в соответствии с европейскими образцами. Все это требует ускорения создания Центра экологического аудита.

Учебные планы целесообразно сориентировать на активные методы обучения с использованием раздаточного материала для решения ситуационных заданий на примерах конкретных предприятий. Учебные программы должны соответствовать требованиям стандартов квалификационных критериев и содержать базовые основы знаний методологических принципов функционирования системы экологического менеджмента и аудита, экологического законодательства, экологической науки и технологии [2].

Для каждой категории лиц, овладевающих знаниями по экологическому менеджменту и экологическому аудиту, возможны варианты выбора соответствующей формы обучения (как без отрыва от производства после окончания первого высшего образования, так и предоставления второй или смежной квалификации). Такой комплексный подход будет способствовать формированию различного круга специалистов экономического направления, которые овладевают навыками профессиональной деятельности в системе экоменеджмента и экоаудита, например: лицензированные экоаудиторы, независимые экологи-менеджеры, профессионалы-аудиторы, управленческий персонал.

Составляющей экологического менеджмента, в широком смысле слова, является также система экологического страхования [3]. Под экологическим страхованием следует понимать систему установленных государством и обществом мероприятий по предотвращению экологических катастроф, а в случае их возникновения – возмещения ущерба, нанесенного предприятиям, учреждениям, гражданам лично, а также объектам их собственности и доходам. К сфере экологического страхования в международной практике принадлежит страхование сверхнормативных выбросов и сбросов вредных веществ, страхование новых технологий, использование и обращение с твердыми отходами, страхование риска экологического ущерба. Целый ряд стран внедряют экологические страховые программы. Особенно ощутимых результатов добились США, Франция. В России и Украине экологическое страхование начинает развиваться как многоуровневая система, требующая углубленного развития природоохранного законодательства с одной стороны и разработки специальных обучающих программ для специалистов страхового дела с другой.

В связи с этим необходимо развивать направление эколого-правового образования. Это направление образовательной деятельности, как комплексная отрасль международного права, с помощью эколого-правовых норм регулирует взаимоотношения в области природопользования. Целью эколого-правового образования служит эффективное использование, воспроизведение, охрана природных ресурсов, обеспечение качества окружающей природной среды, гарантирование экологической безопасности и обеспечения качества окружающей среды. Эколого-правовое образование являющееся составляющей частью экологического образования, направлено на развитие у молодежи эколого-правового мировоззрения, закрепления специальных юридических знаний с целью решения конкретных вопросов, касающихся защиты экологических прав человека, обеспечения правопорядка в процессе реализации экономической политики державы.

Эффективность внедрения эколого-правового образования в Украине предполагает внедрение в учебный процесс комплексных эколого-правовых дисциплин, соответствующих спецкурсов, которые помогут овладеть навыками деятельности в правоохранительных органах, оказания юридической помощи населению через систему адвокатских фирм и консультаций. Будущие специалисты-правовики смогут брать участие в дальнейшем усовершенствовании экологического законодательства.

Такая интегральная программа экологического образования позволяет одновременно приобрести соответствующие экологические знания, тогда как комплекс умений и навыков, приобретенных в процессе обучения, включая и производственную и преддипломную практику, создает базу для углубления экологического образования и обеспечит необходимую эколого-экономическую направленность многопрофильного экономического образования.

Будущее Украины и любого другого государства не только за профессионалами, но и за сознательными гражданами, творческий путь которых и их практическая деятельность призвана стать индикатором становления общества.

Экологическое сознание только тогда окажет соответствующее влияние на все способы жизнедеятельности человека, когда он овладеет как умственной, так и эмоциональной стороной его жизни, когда научные достижения будут восприниматься как осознанная необходимость, когда в конечном итоге станет неудобно принимать экологически неверные экономические решение.



Библиография

1. Буравльов Є., Стогній В. Важелі екологічно безпечної політики // Вісник НАН України. – 2002. - № 9;
2. Чаус І.В. та інші Основи екології: Опорний конспект лекцій. – К.: КНТЕУ, 2003. – 173 с.;
3. Чаус І.В., Головня Ю. Экологическое страхование в Украине: миф или реальность? // Всеукраинский аналитеческий журнал «Финансовые услуги». – 2007. - № 1.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года