Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЯКОВЛЕВА А.В.
Кандидат экономических наук
Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

Некоторые аспекты страхования по безработице развитых стран

В отечественной литературе на сегодняшний день вопросы, связанные со страхованием по безработице, практически не изучены. Между тем в современной зарубежной практике существует множество исследований посвященных этой теме. В данной статье будут рассмотрены некоторые вопросы страхования по безработице таких стран как Дания, Германия, Испания и Соединенное Королевство.

Правительство Дании впервые приняла закон о страховании по безработице в 1907 году. Страхование по безработице в Дании является добровольным, около 80 процентов рабочей силы застраховано на случай безработицы. Датская система поддерживается более чем 30 независимыми фондами страхования по безработице, которые охватывают различные отрасли и профессии и тесно связаны с профсоюзами, но подчиняются Министерству занятости. Фонды страхования по безработице в Дании открыты не только для работников по найму, но также для тех, кто проходит обучение по специальности или находится на воинской службе (обе группы получают сниженные пособия), государственных служащих и индивидуальных предпринимателей. Доступ в один из фондов возможен на постоянной или неполной основе, членство минимальным сроком в 1 год является непременным условием получения пособий по безработице, индивидуальные предприниматели должны ожидать четыре недели перед тем, как они получат право на получение пособия [2;109].

Финансирование страхования по безработице осуществляется посредством фонда пособий по безработице. Финансовые средства поступают в него из различных источников, таких как взносы, уплаченные в связи с получением доходов работниками по найму и индивидуальными предпринимателями в виде подоходного налога, а с 1997 года еще и взносы работодателей в фонды страхования по безработице и сбор за оформление документов (и то и другое независимо от дохода, но в зависимости от статуса [на полной или частичной занятости], взносы работодателей в виде особого 3-процентного налога на добавленную стоимость и государственные дотации. В 2000 году общее количество взносов в три фонда рынка труда, один из которых - фонд страхования по безработице, составило 8 процентов от трудового дохода и прибыли, полученной от индивидуальной деятельности. Пропорциональные заработку взносы также платят незастрахованные лица [2;109].

Первая общенациональная система страхования по безработице в Германии, финансируемая из средств взносов, была создана в 1927 году. Настоящая система основывается на Книге 3 Социального Кодекса от 24 марта 1997 года, в которую несколько раз вносили изменения и поправки. Страхование по безработице обязательно для всех работников по найму (разнорабочих, и «белых воротничков», и стажеров). Госслужащие, большая часть индивидуальных предпринимателей и маргинальные рабочие (зарабатывающие менее 400 евро в месяц) не получают страхования по безработице. Главная ответственность за страхование по безработице и активную политику рынка труда лежит на Федеральном агентстве занятости. Региональные управления труда и местные агентства занятости несут ответственность за трудоустройство и обучение [2;110].

В настоящее время выплаты по безработице представлены минимальным пособием с фиксированной ставкой (Arbeitslosengeld II) для всех неработающих, которые работоспособны, и тех, у кого нет или утрачено право получить страхование по безработице (бывшие получатели выплат по безработице и работающие по найму получатели социальной помощи). Страхование по безработице и большая часть мер в рамках активной политики рынка труда обеспечивается из взносов работодателя и работника, выплачиваемых в равных пропорциях и сокращенных с 6,5% до 4,2% в 2007 году. Кроме того, государство осуществляет дефицитное финансирование. Раньше выплаты по безработице обеспечивались федеральным правительством, новое базовое пособие по безработице финансируется из средств федерального правительства и местных органов власти [2;111].

Современное испанское (пост-франко) страхование по безработице было принято в 1980 году согласно Основному закону о занятости (Ley basica de empleo). Настоящая система страхования принята на основании Королевского указа №625/85 от 2 апреля 1985 года, который претерпел несколько поправок. Государственная общественная служба занятости (Servicio Publico de Empleo Estatal, ГОСЗ) осуществляет выдачу пособий по безработице. Пособия по безработице состоят из страхования по безработице (prestacion contributiva por desempleo) и выплат по безработице (subsidio por desempleo). Те, кто не имеет права получать пособия по безработице, могут получать социальную помощь, которая находится в ведомстве независимых сообществ и не имеет едино установленного размера по стране. Пособия по безработице финансируются из взносов работодателей и работников по найму, взносы обычно составляют 7,55%, где 1,55% выплачивает работник, а 6% - работодатель. Государство покрывает некоторую стоимость пособий по безработице [2;112].

Охват пособиями по безработице в Испании сравнительно небольшой. Это объясняется, во-первых, большим количеством безработных, которые не имеют права получать страховые выплаты в случае, если они ранее не работали, а во-вторых, высоким процентом работников по срочному договору, которые обычно не обладают даже минимальными правами на получение пособия.

Государственное страхование по безработице было введено в Соединенном Королевстве еще в 1911 году. Современная система основывается на Законе о лицах, ищущих работу 1995 года, который заменил страхование по безработице и социальную помощь Материальной помощью на период поиска работы, предоставляемой всем работоспособным лицам. Материальная помощь на период поиска работы состоит из двух отдельных пособий: Материальная помощь на период поиска работы из средств взносов и помощь из средств доходов. Оба вида находятся в ведомстве биржи труда (Jobcentre Plus) в составе Министерства труда и пенсионного обеспечения; базовая сумма фиксированной ставки одинакова для обоих пособий, единственное отличие заключается в том, что для получения Материальной помощи на период поиска работы из средств доходов необходима проверка материального положения лица, а помимо этого пособия могут возмещаться расходы на содержание жилья и выдаваться пособия многодетным семьям. Для тех, кто не обязан работать (родители-одиночки, лица на больничном или инвалиды) и лиц с низким доходом возможна поддержка дохода - эти пособия идентичны Материальной помощи на период поиска работы из средств доходов [2;113].

В Соединенном Королевстве страхование является обязательным для всех работников. Индивидуальные предприниматели, оставшиеся без работы, могут потребовать Материальной помощи на период поиска работы из средств доходов, для выдачи которой необходима проверка материального положения лица. Финансирование страхования по безработице происходит посредством взносов, зависящих от доходов работодателей и работников по найму [2;113].

В таблице 1 представлен обзор отдельных аспектов страхования по безработице в четыре странах.





Библиография

1. Leschke J. Are unemployment insurance systems in Europe adapting to new risks arising from non-standard employment? Working paper № 07-05.RS. September 2006.
2. Leschke J. Unemployment Insurance and Non-Standard Employment Four Countries in Comparison. GWV Fachverlage GmbH Wiesbaden. 2008.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года