Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЗАРУБИН В.Г.*, САВИН И.В.**, ТУМАЛЕВ В.В.***
*Доктор социологических наук, профессор,
зав. кафедрой прикладной социологии РГПУ им. А. И. Герцена
**Кандидат социологических наук, доцент,
Генеральный директор Института бизнеса и права
***Доктор социологических наук, профессор,
Проректор по научной работе Института бизнеса и права

Ценностный мир студенчества и корпоративный дух университета

В университетском сообществе осуществляется деятельность по формированию и поддержанию «корпоративного духа». Проявлением та¬кой деятельности является открытый характер управления вузом (публичность в принятии основных решений, выборный характер руководящих органов и кадровых назначений), а также стремление обеспечить единую информационную среду для персонала (создание обширной внутренней электронно-информационной сети, охватывающей все подразделения, регулярная деятельность нескольких печатных изданий). Эта деятельность оказывается осо¬бенно важной для поддержания сплоченности трудовых коллекти¬вов, морально-психологического стимулирования персонала и сдерживания текучести кадров в высшей школе.

В массе университетского персонала проявляются элементы «корпоративного духа», элементом которого является осознание конкурентных отношений в сфере высшего образования. Предмет конкуренции - привлечение количественно и качественно достаточ¬ной абитуриентской массы, а также завоевание общественного при¬знания (престижа). Большинству преподавателей свойственна гор¬дость за публично признаваемые достижения вуза, а также противо¬поставление «своего» коллектива, «своего» вуза другим преподава¬тельским и научным коллективам и вузам, действующим в регионе. Такие позиции больше характерны для управленческого эше¬лона (ректората, деканатов) и низового руководящего звена (заве¬дующих кафедрами). Им присуще более критическое восприятие конкурентов, более взыскательное отношение к текучести кадров.

Правда, впоследствии, по мере стабилизации системы и разви¬тия в ней критической рефлексии, внутри сообщества из уст неко¬торых лидеров общественного мнения высказывается все более на¬стороженные замечания в адрес развития университета, и даже даются критические оценки, и в экспансии высшего образования уже видят некоторое негативное содержание и нежелательные последствия. Так или иначе, в этой комбинации каждая из отмеченных осо¬бенностей, скорее всего, лишь усиливает другую и служит внешним фактором по отношению к формированию ценностного единства студенческой молодежи.

На основании комплексного рейтинга можно построить типологию социально значимых и личных ценностей.

К группе доминирующих ценностей относятся следующие: самостоятельность (свобода) выбора; индивидуальность; образование; человеческое достоинство; эффективность; качество работы; мир. Ко второй по степени значимости группе ценностей относятся: пунктуальность, активность, настойчивость, сохранение окружающей среды, спасение, помощь страдающим, уважение к старшим, материальный успех, уважение к молодежи, равенство женщин. Следующие ценности можно по степени значимости отнести к второстепенным: коллективизм - приоритет общего над личным, коллективная ответственность, мощь государства, патриотизм. И, наконец, выявляется группа локальных ценностей: иерархия - четкая структура власти, национальность, религия, святость пахотной земли (земля-кормилица, она принадлежит всем).

Таким образом, ценности, характерные для молодежного сознания, можно представить в виде нескольких групп. Первая группа – цивилизационные ценности. К этой группе относятся такие ценности как мир; религия; сохранение окружающей среды. Вторая группа – государственно-патриотические ценности. К этой группе относятся такие ценности как иерархия - четкая структура власти; мощь государства; национальность; святость пахотной земли (земля-кормилица, она принадлежит всем); патриотизм. Третья группа – социально-групповые ценности. К этой группе относятся такие ценности как спасение, помощь страдающим; коллективизм - приоритет общего над личным, коллективная ответственность; уважение к старшим; уважение к молодежи; равенство женщин. Четвертая группа – личностные ценности. К этой группе относятся такие ценности как индивидуальность, человеческое достоинство, самостоятельность (свобода) выбора. Пятая группа – профессионально-деловые ценности. К этой группе относятся такие ценности как пунктуальность, эффективность, качество работы, образованность. Шестая группа - ценности, ориентированные на социальную конкуренцию. К этой группе относятся такие ценности как успешность, первенство, активность, настойчивость, материальный успех.

На основании эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования, которое проводилось в период с 20006 по 2008 годы, можно построить типологию ценностных предпочтений студенческой молодежи. На основании представленной типологии ценностных предпочтений молодежи можно выявить ценностный консенсус в студенческой среде. Ценностный консенсус предстает перед нами в виде иерархии ценностей, представленных в табл.1.



Предпринятое нами исследование показывает, что университетская корпорация обеспечивает личностный и профессиональный рост студенчества. В научной литературе имеются различные трактовки понятия «рост». По К. Юнгу, каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуализации, или саморазвитию. Индивидуализация - это процесс «становления собой», напрямую связанный с понятием личностного роста. К.Юнг считал, что личностный рост - это расширение знаний о мире и о самом себе, сознательной осведомленности. А.Адлер рассматривал личностный рост как движение от центрированности на самом себе и целей личностного превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезному развитию. А. Маслоу рассматривал личностный рост как последовательное удовлетворение «высших» потребностей на основании достигнутых базовых. К. Роджерс считал, что личностный рост (или актуализация) выражается в стремлении становиться все более компетентным и способным настолько, насколько это возможно биологически, и в той мере, в какой этот рост усиливает организм и «самость».

В нашем понимании личностный и профессиональный рост студента - это качественное изменение его места и роли в обществе. Источником личностного и профессионального становления являются противоречия между достигнутым уровнем развития студента и требованиями, которые предъявляет к нему университетское сообщество.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года