Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ИВАНОВА М.А.
Кандидат педагогических наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный горный институт им.Г.В. Плеханова (технический университет)

Самообразовательная деятельность как главное условие, необходимое для развития профессиональной компетентности у студентов инженерных вузов в современных условиях

На каждом историческом этапе развития общества проблема самообразования была и остается актуальной. Переход к информационному обществу обозначил проблему становления новой парадигмы образования, характеризующейся перераспределением акцентов с образовательной деятельности на самообразовательную. На данный момент можно выделить ряд причин повышения роли самообразования в современных условиях:

• информационное общество базируется на производстве нового знания, его широком распространении и потреблении;
• возрастающая роль образования обеспечивает получение знаний и обучение будущего инженера навыкам самообразования;
• индивидуально-личностный процесс преобразования информации в знания (самообразование) становится ведущим видом деятельности в современном информационном обществе.

Анализ научной педагогической литературы выявил несколько подходов в исследовании самообразования. Данная проблема рассматривается:

• в рамках теории непрерывного образования, как составная связующая
• часть образования, обеспечивающая его непрерывность и преемственность на протяжении всей жизни человека;
• в педагогических основах повышения квалификации и подготовки кадров, как одна из наиболее динамичных форм повышения уровня специалиста;
• в социологических исследованиях, как категория, опосредованная свободным временем личности, элемент ее структуры;
• в контексте педагогической и социальной психологии, как составная часть самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития личности.

Следует разграничивать такие понятия как «самостоятельная работа», «самообучение» и «самообразование». Образование есть процесс формирования человеком самого себя посредством знания [1; 21]. Основной же парадокс образования в том, что оно всегда выступает как самообразование, т.к. «образовать» человек может себя только сам» От образования следует отличать обучение, задача которого состоит в наделении человека полезными навыками для собственного воспроизводства, и воспитание, суть которого состоит в наделении человека способностями служения обществу.

В педагогической литературе, посвященной исследованию проблемы самообразования, даются различные определения этого вида деятельности

С одной стороны, самообразование - это «целенаправленная систематическая познавательная деятельность, управляемая самой личностью, служащая для совершенствования её образования» [1; 33], оно является непрерывным продолжением общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания, восполняются пробелы в духовном развитии человека.

С другой стороны, самообразование рассматривается как «вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовольствия и наслаждения. Самообразование – это, по-настоящему свободный и, в то же время, наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и вы-работкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и, трансформировать их в практическую деятельность» [3; 143].

Учитывая разнообразие определений самообразования, можно выделить некоторые его существенные признаки, такие как: самостоятельный поиск дополнительной информации, приобретение знаний, продолжение развития.

Самообразованию присущи также следующие доминантные признаки: 1. Самообразование может иметь место только на основе глубоких перспективных внутренних мотивов; отдельные случаи поиска ответов на интересующие человека вопросы под влиянием каких-либо побуждений нельзя еще считать самообразованием; приобретение знаний как дополнительная к основному занятию познавательная деятельность;

2. Самообразование протекает на основе самодеятельности личности в соответствии с ее индивидуальными особенностями, цель его - расширение знаний в одной или нескольких областях знаний и личное самосовершенствование, основанное на самоконтроле; овладение знаниями по своей инициативе;

3. Самообразование осуществляется без детального руководства со стороны; индивидуальная самостоятельная познавательная деятельность по овладению знаниями.

Самообразованию, как и любой другой деятельности, присущи такие ее компоненты как:

• мотивационный;
• целеполагающий (ориентировочный);
• процессуальный;
• организационный;
• энергетический;
• оценочный.

В процессе самообразования очень ясно прослеживается мотивационная сторона. Осознание себя как личности, определение жизненных планов являются главными побудительными мотивами самообразования. Непосредственно с этим связан целеполагающий компонент. Для самообразования особенно значима её процессуальная сторона. Умение студента осуществлять самостоятельную познавательную деятельность определяет её функционирование. Не меньшее значение имеет самоорганизация процесса познания: выбор приёмов работы, планирование времени, самоконтроль.

Определение через самоконтроль качества усвоения новых знаний, проблемных моментов, определение в связи с этим последующих образовательных задач, даёт будущему инженеру возможность строить следующий цикл самообразования более осознанно. Немаловажен в самообразовательной деятельности и энергетический компонент, включающий как волевую, так и эмоциональную сторону деятельности. Самообразование всегда осуществляется при высоком уровне активности познавательных, волевых и эмоциональных сил.

Для самообразования характерно наличие активных познавательных потребностей и интересов, действенное внутреннее побуждение личности к их удовлетворению, проявление для этого значительных волевых усилий, высокой степени сознательности и организованности. Проанализировав самообразовательную деятельность студента вуза, было выявлено, что она выполняет ряд присущих ей функций:

• экстенсивную (накопление, приобретение новых знаний);
• компенсаторную (преодоление недостатков обучения, ликвидация «белых пятен» в сфере профессиональной деятельности);
• саморазвития (совершенствование своего сознания, памяти, мышления, творческих способностей);
• коммуникативную (установление связей между науками, профессиями);
• методологическую (преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира);
• сотворческую (содействие творческой работе, непременное её дополнение);
• психологическую (сохранение полноты бытия, чувства причастности к интеллектуальным запасам человечества);
• геронтологическую (поддержание связей с миром и через них -жизнеспособности организма).

В процессе самообучения человек является и субъектом, и объектом деятельности, что определяет структурные компоненты этой деятельности. К компонентам самообучения, можно отнести: собственное целеполагание; внутреннюю потребность в самообучении, самоорганизации познавательной деятельности.

Непосредственным побуждающим моментом к самообучению является изменение отношения студента к себе и к своей деятельности, «осознание способности выходить за пределы заданного, творчески преобразовывать себя» [2; 76] . Источником самообучения является стремление студентов к активной познавательной работе. Оценка полученных результатов сопровождается формированием нового смыслообразующего мотива и завершается постановкой новых целей.

Принципиальное отличие самостоятельной работы от самообра-зования заключается в том, что самостоятельная работа в основном, побуждается и управляется извне, тогда как самообразовательная – внутренними мотивами, выходящими за рамки учебных. В некоторых ситуациях, при решении определённых проблем самостоятельная деятельность и самообразование могут настолько тесно переплетаться, что их очень трудно развести. Так, Г.М.Коджаспирова [2] признаёт наличие уровня абсолютно самостоятельного обучения и образования, которое, выйдя за рамки самостоятельной регулируемой деятельности, больше не нуждается в направляющей извне силе.

В своей работе мы рассматриваем самообразование как целенаправленную, систематическую, управляемую самими студентами познавательную деятельность, необходимую для совершенствования образования. При этом самообразование может развиваться при соблюдении двух кардинальных условий: наличия потребности в самообразовании - доминирующей причины самостоятельного усвоения знаний - и определённой ситуации для ее удовлетворения.

Для успешных занятий самообразованием необходим определённый уровень развития познавательной активности и самостоятельности. Самообразование предполагает наличие умений к самостоятельной познавательной деятельности. К основным умениям самообразования относят следующие:

• умение прогнозирования, которое позволяет обосновать решения перспективного характера, предугадать развитие ситуации, мысленно охватить всю последующую деятельность;
• умение планирования, позволяющее учитывать фактор времени, выбирать рать варианты, использовать различные подходы в принятии решений;
• умение организации, позволяющее обеспечивать намеченные планы;
• умение учета, контроля и регулирования, позволяющее критически оценивать свои возможности в решении самостоятельных задач.

Важным условием самообразования является твердо укрепившаяся привычка к систематическому умственному труду, которая складывается постепенно.

Таким образом, взаимосвязь познавательной активности и самообразования самая непосредственная: самообразование выступает, как одна из высших форм проявления познавательной активности, необходимой для развития профессиональной компетентности у студентов инженерных вузов.



Библиография

1. Коган Л.Н.Энциклопедия педагогических технологий: Материалы для специалистов образовательных учреждений/Л.Н.Коган. – СПб: КАРО, 2001.-367 с.
2. Коджаспирова Г.М.Педагогика: практикум и методические материалы: учебное пособие для студентов пед. училищ и колледжей. М. ВЛАДОС, 2003.- 415 с.
3. Щуклина Е.А. Теория самообразования: социологический аспект/ Е.А. Щуклина // Общественные науки и современность.- 1999.-№5.-с. 140-151


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года