Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ДАВЫДОВА О.А.
Кандидат экономических наук, доцент Института бизнеса и права, Санкт-Петербург

Консолидация финансовой отчетности российских организаций согласно требованиям МСФО

Первые консолидированные отчетности начали составляться в США еще в конце XIX в. Начиная с 2005 г согласно Директиве Европейского Союза все компании, чьи акции котируются на биржах Европы, обязаны готовить консолидированную отчетность по МСФО. 1998 году в России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. Российские кредитные организации формируют консолидированную отчетность по МСФО с 1 января 2004 г. С 2005 г. к кредитным организациям присоединяются ОАО, чьи акции котируются на российских и иностранных рынках ценных бумаг.

В США, где сейчас применяются собственные стандарты бухгалтерского учёта US GAAP, в августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. В соответствии с этим планом, уже с 2010 года транснациональные американские компании должны в обязательном порядке предоставлять отчётность по МСФО. Предполагается, что с 2014 года формирование отчётности по МСФО станет обязательным для всех американских компаний.

27 июля 2010 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчётности», предусматривающий прямое применение международных стандартов (МСФО) в России.

Согласно ст.3 Закона на территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

В настоящее время готовится также Постановление Правительства «Об утверждении Положения о порядке признания Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации». С выходом данного документа в России начнут действовать авторизованные версии документов МСФО в официальном русском переводе.

В настоящее время система МСФО включает следующие компоненты:

- 29 стандарта (№№ 1–41) (IAS – International Accounting Standards);
- 9 стандартов (IFRS – International Financial Reporting Standards);
- 28 интерпретаций стандартов (в Федеральном законе они названы Разъяснения стандартов).

Вопросы порядка составления, структуры и назначения консолидированной отчетности отражаются в нескольких Международных стандартах финансовой отчетности. Наиболее важными по проблемам консолидированной отчетности являются стандарты: МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса», МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и индивидуальная (отдельная) финансовая отчетность», МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации», МСФО (IAS 31) «Участие в совместной деятельности».

Для начала применения МСФО российскими кредитными и страховыми организациями в обязательном порядке Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком должно разработать порядок признания стандартов. Применение стандартов станет обязательным в году, следующим за годом признания стандарта. Остальные организации начнут представлять консолидированную финансовую отчетность только с отчетности за 2015 год.

Требование формирования финансовой отчетности по МСФО не предъявляется ко всем российским компаниям. Закон распространяется лишь на компании, чьи ценные бумаги обращаются на организованном рынке, а также на кредитные и страховые организации. Кроме того, действие данного закона распространяется лишь на консолидированную отчетность, составляемую организацией наряду с бухгалтерской отчетностью, формируемой в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», то есть по российским стандартам.

Большинство компаний из указанных категорий уже составляют отчетность по международным стандартам. Новичками в данном списке являются лишь страховые компании. В настоящее время в Государственной Думе находится законопроект с поправками в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», целью которого является подготовка почвы для применения страховщиками МСФО. Консолидированная отчётность именно перечисленных компаний наиболее востребована рынком, и применение МСФО здесь действительно имеет большое значение. Закон должен повысить качество и прозрачность финансовой отчетности крупнейших российских организаций и привлечь дополнительные инвестиции в российскую экономику.

В Федеральном законе под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с МСФО.

Группой организаций признается группа из двух или более компаний, где одна компания контролирует все остальные, т.е. одна компания является материнской, а остальные дочерними.

Согласно ст. 105 ГК РФ организация признается дочерней, если другая организация в силу преобладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые такой организацией. По законодательству России материнскими и дочерними компаниями могут быть только общества и товарищества.

Поскольку консолидированная финансовая отчетность подается материнской компанией, ее представление будет обязательным только в случаях, если такая организация создана по российскому законодательству. Таким образом, группой компаний будет признаваться группа из двух и более российских организаций или группа российских и иностранных организаций, в которой материнская компания является российским юридическим лицом.

В МСФО термины «материнская компания» и «дочерняя компания» употребляются не в общепринятом юридическом смысле. Под материнской компанией подразумевается контролирующая компания, независимо от юридических прав собственности в дочерней, но получающая выгоды от дочерней компании, которые могут заключаться в выгодах от совместной деятельности компаний, доступа к ноу-хау, результатам исследований и опытно-конструкторским разработкам.

Главным критерием для определения группы является возможность контроля одной компании другой. Контроль заключается в возможности определять финансовую и хозяйственную политику другой компании с целью получения экономических выгод от ее деятельности.

Контроль должен включать следующие признаки:

• наличие права собственности на более чем 50% акций с правом голоса;
• фактический контроль более чем над 50% акций с правом голоса. Например, когда одной из компаний принадлежит 30% акций, а другой 40%. При этом предполагается, что эти компании-инвесторы представляют одну группу консолидируемых компаний;
• возможность определять состав совета директоров.

Согласно требованиям МСФО в группу организаций не входят:

• дочерние компании, приобретенные исключительно в целях последующей перепродажи в ближайшем будущем;
• дочерние компании, действующие в условиях строгих долгосрочных ограничений, которые существенно снижают возможности контроля их со стороны материнской компании.

По всем остальным компаниям, которые контролируются материнской компанией, должна представляться консолидированная финансовая отчетность. Если компания контролируется материнской компанией, то консолидированная отчетность должна составляться независимо от существующих различий в видах деятельности этих компаний.

В европейских странах МСФО также применяются непосредственно при составлении консолидированной отчетности наряду с собственными стандартами для финансовой отчетности остальных организаций. Постановление Комиссии ЕС о применении МСФО предоставляет странам - членам ЕС возможность распространять правила международных стандартов и на индивидуальную отчётность. Страны, не реализовавшие такой возможности, неизбежно сталкиваются с проблемами, связанными, прежде всего, с разницей в применяемых стандартах. Подобные проблемы ожидают и российские организации. Тем более, что российские нормативные акты гораздо больше разнятся с МСФО, чем национальные стандарты европейских стран.

Применение МСФО при составлении консолидированной отчетности российских организаций будет значительным шагом на пути дальнейшей разработки нормативных механизмов применения МСФО в России, а также совершенствования национальных бухгалтерских стандартов.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года