Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец

Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КОЗЛОВ А. В.*, ДАНИЛЕВИЧ Т.Ф.**
*Доктор педагогических наук, профессор,
Заслуженный работник высшей школы РФ,
проректор по учебной работе Института бизнеса и права.
**Заместитель генерального директора Института бизнеса и права Санкт-Петербург

«Компетенция» как мировая тенденция в высшем образовании

Нельзя оспаривать тот факт, что новый тип экономики предъявляет новые требования к выпускникам вузов, среди которых все больший приоритет получают интеллектуальные, коммуникативные, моральные качества, позволяющие успешно организовывать деятельность в социальном, экономическом и культурном аспектах.

В докладе международной комиссии по образованию, представленной ЮНЕСКО в 2000 году говорится: «Все чаще предпринимателям нужна не только квалификация работников, которая с их точки зрения ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции, а компетентность, которая сочетала бы в себе и квалификацию, и адекватное социальное поведение, и способность работать в группе, и инициативность, и способность к риску».

Суть проблемы заключается в том, что усиление знаниевых и информационных начал в современных видах деятельности не охватывается традиционным понятием профессиональной квалификации и причиной тому является новый тип экономики, который определяет новое содержание труда и виды деятельности:

- складываются новые формы труда, требующие от выпускников способности мыслить различными сценариями и категориями, действовать с учетом нескольких альтернатив;
- нарастает динамика профессий, идет их глобализация; более предпочтительным становится не стандартизированный характер работы, исчезают рабочие места, на которых трудятся в течение всей жизни. Исходя из этого, можно сказать, что профессиональное образование утрачивает свою четкую ориентацию на дальнейшую специализацию; увеличивается ненадежность и неопределенность, временный характер работы становится рабочей моделью будущего, что предполагает «обучение в течение всей жизни»;
- разрушается профессиональная замкнутость, изменяются трудовые задачи, возрастает роль гибких, краткосрочных проектов; перед выпускниками вузов появляется необходимость организовывать свою деятельность в постоянно меняющихся социально-экономических условия; исходя из этого отдается предпочтение учебным дисциплинам, которые развивают интеллектуальные способности, предпринимательство, адаптивность.

Очевидно, что в условиях современной экономики более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности являются не разрозненные знания, а обобщенные умения, проявляющиеся в умении решать возникающие жизненные и профессиональные проблемы, в способности к иноязычному общению, владеть современными информационными технологиями.

Таким образом, новая экономика и новый подход к человеческим ресурсам требуют адаптации человека к часто меняющимся условиям. Отсюда востребованность таких базовых компетенций, как: умение работать в коллективе, умение ориентироваться на рынке труда, готовность связывать свою карьеру с продолжением образования, менять профиль деятельности в зависимости от изменения стратегии развития предприятия, технологий и т.п., навыки самостоятельно работать с информацией, способность принимать самостоятельные решения. При таком подходе требования к профессии превращаются, в своего рода, «пакеты компетенций», так как на рынке труда оцениваются не сами по себе знания, а способность выполнять определенные функции.

До сих пор остается проблемной задача «подстройки» образовательных программ вуза в соответствии с внешними требованиями работодателей. Так, если вузы выделяют в качестве ведущего подхода в формировании содержания образования, организации и методики образовательного процесса дидактические единицы (знания, умения, навыки) и отслеживают их формирование у студентов, то сфера труда ориентируется в основном на собственные профессиональные стандарты и оперирует при этом перечнем рабочих мест и функциональных обязанностей. Исходя из этого, работодатели и предъявляют требования к выпускникам вузов, принимаемым к себе на работу.

В этом плане, переход к компетентностно-ориентированному образованию – это своего рода адекватная реакция системы образования на социальный заказ. Реально оценить состоятельность профессионала может только работодатель. Поэтому компетентностный подход к формированию образа выпускника — это шаг в сторону внешних субъектов оценки, поиск новых путей повышения качества высшего профессионального образования.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года