Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КУРОЧКИН А.К.
Кандидат философских наук, доцент
Институт бизнеса и права, Санкт-Петербург

Роль «культурной составляющей» в модернизации образовательного процесса в высшей школе

Говоря о «культурной составляющей» высшего образования, мы будем иметь в виду такой учебный процесс, который во главу угла ставит, прежде всего, созидание духовности, обретение культуры при социализации и формировании студента как личности, как гражданина, способного не только воспринимать учебную информацию, но и активно реагировать на неё в соответствии со своими принципами, идеалами и жизненными целями. Имеется в виду воспитание такого члена общества, который умел бы грамотно владеть языком этого общества, мог бы сопоставлять, анализировать, оценивать уровень и качество литературы, искусства и факты по истории своей страны. Современный молодой человек просто обязан понимать политическую структуру и экономическую модель государства, в котором он проживает, чтобы в современной, непростой для России ситуации, уметь адекватно реагировать на различные политические и экономические реформы, конфронтации, культурно-духовные дискуссии. Актуальность такого подхода к культурной составляющей российского молодого человека в эпоху перемен очевидна.

Было бы ошибочным утверждение о том, что в вуз сегодня приходят уже зрелые молодые люди с оформившимся мировоззрением исключительно для получения специальных профессиональных знаний. Напротив, очевидным результатом школьной и армейской подготовки абитуриента является факт его относительной политической незрелости (полная или частичная аполитичность), культурного невежества (слепое потребление масскульта), а также экономического дилетантизма (экономика должна быть экономной или криминальной). В этих условиях на высшую школу ложатся непростые задачи подготовки и переподготовки молодых российских граждан с активной жизненной позицией, зрелым культурным багажом и достаточным интеллектом

И просто формальный подход к решению данной проблемы не срабатывает, увеличение количества часов в учебной нагрузке, добавление факультативных гуманитарных курсов не приводит к желаемому результату. Необходимо полностью поменять акценты в образовании, сделать его культурную составляющую главной задачей в получении высшего образования, где духовность первична, а таблица умножения вторична. Духовность молодого человека (глубина интеллекта, начитанность, широта кругозора, уважение к своей истории) в российской культурной традиции всегда была первичной по отношению к материальным его целям стремлениям и возможностям. Без крепкого духовного стержня, без нравственного закона и морального кодекса внутри человека всякое экономическое возрождение страны и научно-техническая модернизация общества становятся бессмысленными, иллюзорными.

Сегодня, без кардинального пересмотра вузом своего отношения к получению гуманитарных знаний студентами, формированию у них на этой основе здорового и адекватного патриотизма (а не его ложных силовых форм), чувства уважения к родной стране, её культуре, традициям, планам на будущее, без всего этого мы не получим удовлетворительных результатов ни в получении молодёжью высшего образования, ни в антикризисных мерах по оздоровлению общества, принимаемых по стране в целом.

Конечно, преподаватели различных гуманитарных дисциплин не всемогущие знатоки-энциклопедисты и им, зачастую, бывает очень сложно с позиций здравого смысла объяснить студентам логику и смысл многих фактов и показателей в нашей стране: уровень духовной деградации населения, коррупции, нищеты, правового нигилизма, расслоения общества, отсутствие в нём независимых СМИ и действенной оппозиции. Примером в решении и разъяснении данных вопросов должна выступать политическая и культурная элита, на плечах которой лежит государственная ответственность за экономический курс, духовную целостность страны, которая выбирается народом (он делегирует ей часть своих прав) и на этом основании подотчётна перед ним. Именно опираясь на выступления руководителей страны, её ведущих политологов, культурологов и экономистов преподаватель гуманитарных дисциплин должен выстраивать собственную линию объяснения злободневных проблем, не уходя от любых «острых вопросов» и занимаясь не агитацией и пропагандой «за власть». Главная задача гуманитарного образования - это аналитическое исследование конкретной информации (законов, действий государственных органов, печатной продукции, литературы и т.д.) с официальными материалами на руках, а не абстрактное теоретизирование об общезначимых дидактических элементах той или иной науки. И очень важно для качественного проведения таких учебных занятий иметь под рукой свежие периодические материалы по анализу актуальных проблем в стране сделанные авторитетными представителями российской науки и культуры. Если же такие материалы отсутствуют, а именно так зачастую и происходит, то преподаватель вынужден лавировать, уходить от ответа на «острые вопросы» студенческой аудитории или, на свой страх и риск, излагать собственную версию событий.

Другой острой проблемой гуманизации высшего образования является рост функциональной неграмотности и полуграмотности студенческой аудитории. Достаточно большая часть обучающейся молодёжи в процессе индивидуальной работы с учебным заданием может только складывать буквы письменного текста в слова, а слова в корявые фразы, но объяснить их смысл, дать широкое толкование написанного (или читаемого) текста они не в состоянии. Но тогда, какой можно увидеть толк в том, что студент с помощью компьютера, пусть и технически ловко, обучается получать некоторую оперативную информацию, если он не в состоянии адекватно воспринять и усвоить её? Сориентированный современным обществом лишь на потребительское восприятие жизни, присвоение материальных благ, молодой человек теряется там, где нужно усваивать материал, а не присваивать его. Какой оценки заслуживает интеллектуальный багаж студента, который после прочтения небольшого и совсем не сложного доклада, оказывается не в состоянии самостоятельно подвести итог или ответить на элементарные вопросы по его содержанию? Следовательно, образование перестало выполнять свою важнейшую функцию – оно перестало делать человека грамотным.

Выходом из данной ситуации может быть только по-современному организованное и модернизированное культурологическое медиа-образование, основы которого следует ввести в качестве специализированного или дополнительного курса в высшей школе. Цель - изъятие современного студенчества из процессов массового «оболванивания и обескультуривания», осуществляемых посредством современных СМИ. Такой подход к решению проблемы должен быть ориентирован на формирование у студенчества интеллектуальной базы, основанной на духовной целостности личности, наличия аналитического и критического мышления при восприятии той или иной информации общественно значимого характера.

Большую помощь в процессе формирования гуманитарной стороны образования у студента играет его вовлечение в общественную и культурную деятельность вуза, оказывает огромное влияние на развитие лидерских способностей человека. Через участие в студенческих культурных мероприятиях (круглых столах, диспутах, дискуссиях) можно развить у молодого человека целый спектр специфических умений, расширить его словарный запас, научить безбоязненному высказыванию своего мнения. Именно в таких ситуациях у молодёжи закладывается и формируется активная жизненная позиция, складывается характер уверенного в себе человека, что, естественно, ведёт к утере и нейтрализации уличного нигилизма и инфантильности.

Проводимая сегодня государством реформа высшей школы, переход её на многоуровневую систему образования, существенно сокращает сроки подготовки нужных обществу квалифицированных специалистов. На наш взгляд, эти действия ни в коем случае не должны привести к ещё большему сокращению гуманитарной составляющей подготовки студента вуза. Тогда окажется под большим вопросом само качество получаемых знаний, что противоречит как основам государственной политики, так и всему Болонскому процессу, направленному на создание общеевропейской системы образования.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года