Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЛЕБЕДЕВА И.С.
Кандидат педагогических наук,
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова

Проблемное обучение иностранным языкам как способ активизации познавательной деятельности студентов технического вуза в условиях кризиса образования

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества студентов является одной из актуальных задач педагогики в условиях кризиса образования. Современная ориентация образования на формирование компетенции как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых студент может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную позицию, индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

Студент включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Н.М. Мочалова [3; 32] выделяет репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровни активности студентов, что соответствует одной из классификаций методов обучения. В.Н. Максимова [1;40] также различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия. Первый уровень, воспроизводящий, характеризуется стремлением студентов понять, запомнить, воспроизвести полученные знания и овладеть способами выполнения действий по образцу. Интерпретирующий уровень предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях. Творческий же уровень предусматривает готовность студентов к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем. В зависимости от уровня познавательной активности студентов в учебном процессе различают пассивное и активное обучение. При пассивном обучении студент выступает в роли объекта учебной деятельности (лекции-монологи, чтение литературы, демонстрации) и не выполняет каких-либо проблемных, поисковых заданий. При активном обучении студент становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняет творческие, поисковые, проблемные задания.

Одним из распространенных методов активизации деятельности студентов является проблемное обучение. Проблемное обучение по М.И. Махмутову [2], включает многие характеристики личностно-деятельностного обучения (например, субъектно-субъектную схему взаимодействия преподавателя и студентов, мотивированного учения и др.) и отражает возможности реализации общей цели любой образовательной системы- развития личности студентов.

Говоря о проблемности в обучении иностранным языкам как естественном неотъемлемом компоненте этого процесса необходимо, прежде всего, создать психологическую установку преподавателя на новый тип обучения – «целостный тип обучения», при котором согласно М.И. Махмутову, меняется логика построения учебного процесса, его содержание и методы. Приведем здесь полное определение такого типа обучения, по М.И. Махмутову: «Важнейшими категориями теории проблемного обучения, внутренне связанными с другими категориями дидактики, считаются: проблемная ситуация, учебная проблема, гипотеза, доказательство, познавательная самостоятельность» [2;92]. На основе объективных закономерностей процесса познавательной деятельности человека и зиждется дидактический принцип – проблемность. Основу теории проблемного обучения составляют:

1. целеполагание (т.е. не одна цель-изучение материала, а несколько - образовательная, воспитательная, развивающая);
2. проблемная структура учебного материала;
3. сочетание эвристических и репродуктивных методов обучения;
4. бинарность процесса обучения (слушатель не пассивный объект педагогического воздействия, а активный субъект процесса обучения);
5. соответствующая структура знания;
6. систематическая мотивация учения (формирование у студентов познавательной потребности и интереса к знаниям).

При реализации принципа проблемности в обучении возникает целый ряд психологических и связанных, прежде всего с созданием проблемной ситуации проблемных задач, подлежащих разрешению. Для создания и решения проблемной ситуации, необходимо соблюдение трех условий: наличие у субъекта познавательной потребности; соотношение данного и искомого; наличие определенных физических, интеллектуальных, операциональных возможностей решения возникающей проблемы. Другими словами, субъект, студент должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которой им самим должен быть найден выход. При таком подходе студентам не дают готовые правила и структуры. Студентам только оказывается помощь в выработке для себя этих правил в ходе и на основе решения мыслительных задач анализа, сравнения, обобщения, систематизации.

Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация. Однако постановка проблемы не всегда приводит к ее возникновению. Это происходит в случаях, когда проблемы не интересны для студентов, не связаны с их жизнью, когда у студентов слишком низкий уровень знаний для решения данной проблемы или, наоборот, они быстро находят решение и им не интересен дальнейший ход рассуждений. Существуют различные варианты постановки и решения проблемы.

Решение проблемы в учебной проблемной ситуации предполагает несколько этапов. Первый – понимание задачи, сформулированной в готовом виде преподавателем или определяемой самим студентом. Второй-это «принятие» задачи студентом, которая должна решаться им для себя, т.е. быть личностно значимой. Она должна быть понятна и принята к решению. Третий – ее решение, которое должно вызывать эмоциональное переживание (лучше удовлетворения, чем досады, неудовлетворенности собой) и желание поставить и решать собственную задачу. В качестве обязательного компонента выступает контроль правильности решения. Здесь существенно отметить роль формулировки задания для правильного понимания и принятия задачи.

Например, если студенты прочитают текст о новом типе буровых установок, разработанных и применяемых за рубежом, и им будет дано задание высказать свое мнение о том, можно ли применить такие установки в том или ином регионе нашей страны, то для того, чтобы сформулировать это мнение (продемонстрировать свою эрудицию, способности к анализу, т. е выразить себя как личность) потребуется решить довольно сложную техническую проблему.

Говоря о проблемности в обучении иностранному языку, необходимо обратить внимание на то, что решение проблемной задачи может относиться ко всем компонентам психологического содержания иноязычной речевой деятельности: ее предмету - смысловому содержанию; средствам – языковым лексико-грамматическим единицам; способам формирования и формулирования мысли. Соответственно, могут быть определены разные уровни проблемности и проблемных ситуаций в зависимости от большей или меньшей сложности решаемой проблемы. Первым из них может быть уровень создания проблемной ситуации на известном предмете высказывания известными средствами, т.е. языковыми единицами (для выявления, актуализации новых неизвестных способов формирования и формулирования мысли). Вторым может быть уровень, при котором студенту известны отработанные заранее способы формирования и формулирования мысли посредством известных языковых средств выражения неизвестного, нового смыслового содержания, мысли, предмета высказывания. На этом уровне проблемная ситуация может предполагать и нахождение более сложных способов формирования и формулирования мысли на более сложных уровнях речевого иноязычного высказывания. На третьем уровне этой иерархии может осуществляться решение собственных, предметных, мыслительных задач, заданных проблемной ситуацией и осознаваемых студентами в качестве собственных личностно-значимых проблем.

Выделяют следующие способы создания проблемных ситуаций: побуждение студентов к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними; использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении студентами практических заданий в учебной или научной деятельности; постановка учебных проблемных заданий направленных на объяснение явлений или поиск путей их практического применения; побуждение студентов к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречие между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах; выдвижение гипотез, формулировка выводов и их опытная проверка; побуждение студентов к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил действий, в результате которых возникает проблемная ситуация; ознакомление студентов с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы; организация межпредметных связей; варьирование задач, переформулирование вопроса.

Примерами проблемных ситуаций являются следующие:

1. Вы - технолог на металлургическом комбинате, объясните, почему именно электроды из углерода и графита должны применяться в электрических печах.
2. Существуют разные методы проведения собеседования при приеме на работу, выберите лучший из предложенных при учете описанных условий производства
3. Вы - менеджер по персоналу, выберите лучшего претендента на рабочее место при учете специфики производства.
4. Напишите CV, указав свои сильные и слабые стороны.
5. Разработайте свой способ завоевания Европейского рынка по продаже галлия.
6. Усовершенствуйте инструкции по техники безопасности при производстве стали.
7. Подготовьте презентацию альтернативного вида топлива.

Проблемное обучение как способ активизации познавательной деятельности студентов имеет зависящий от него дополнительный принцип оптимизации, который лучше всего назвать принципом инкорпорирования. Последний подразумевает заимствование для обучения иностранному языку в техническом вузе всего, что может повысить его эффективность, из общеметодического потенциала, независимо от того, создавался ли заимствуемый элемент с учетом целей и условий преподавания в данных учебных заведениях или для совершенно других целей и условий, т.е. если задание предполагает личностное самовыражение студентов и в нем найдут отражение проблемы, вопросы узкой специализации, то такое задание всегда будет отличаться проблемностью.

Таким образом, среди основных характеристик современного процесса обучения проблемность занимает одно из ведущих мест. Именно проблемное обучение способствует не только активизации познавательной деятельности студентов в условиях кризиса образования, но и реализации одной из задач, обозначенных в Концепции модернизации российского образования, а именно ориентация не столько на усвоение студентами определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей, получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в профессиональной сфере.



Библиография

1. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению. СПб.,1993.
2. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.
3. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. М.: Педагогика, 1985.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года