Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

МАЛАХОВ А.Н.
Кандидат философских наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

Научная рациональность как фактор регуляции общественной жизни

В 20 веке наука и вместе с ней «всеобщий интеллект» превращаются в фактор регуляции общественной жизни. Это происходит, потому что потребность в научных знаниях обнаруживается практически во всех сферах человеческой деятельности. Общественная деятельность людей все более рационализируется, в обществе утверждает свое господство социальный интеллект, а все формы общественного сознания с разной степенью глубины онаучиваются.

Идеал рациональности, который в течение многих веков питал философскую рефлексию, проходит сегодня через жесткие испытания. Главное из них – нарастание иррациональных тенденций в развитии философской мысли. Усиление такого уровня тенденции, как правило, связано с ограничением познавательных возможностей разума, мышления, признание в качестве приоритетных таких средств восприятия и объяснения мира как интуиция, чувства, инстинкт. Этому есть объективные причины: военные конфликты, экономические потрясения, экологический кризис, антигуманная направленность многих технократических проектов. Все это, естественно, подорвало веру западных мыслителей в разум, в объективный характер хода всемирной истории. Уже с середины 19 века иррационализм стал распространенной формой жизни буржуазного сознания, философским выражением кризиса буржуазной философии.

Даже такие успехи человеческого разума, как освоение космоса и овладения ядерной энергией способствовали появлению пессимистических взглядов о случайности человеческой жизни во Вселенной, об ущербности человека и его антропологической природы, о всевластии мистического в природной и социальной реальности.

Все это находит отражение как на уровне теоретического сознания, оформляясь концептуально в концепции философского иррационализма, так массовом сознании, на уровне здравого смысла, приобретая форму специфических переживаний, иллюзий, предрассудков, закрепляемых и умножаемых средствами массовой информации.

Вековые рационалистические традиции философии с её верой в силу разума, знания, просвещения, стали подменяться иррациональными формами и методами познания, связанными с ориентацией на миф и веру в сверхъестественное, нарастание антиинтеллектуализма, и негативное отношение к рациональному познанию мира стали культурологическим признаком современной цивилизации. Отказ от разума, ограничение его познавательных возможностей, отказ от научной рациональности вообще, ведет к деструкции философского знания. Разве в наши дни для современного человека нет потребности в научном мировоззрении, в рациональных формах осмысленного и социально мотивированного поведения?

Во все времена философия была средством мировоззренческой ориентации людей. Должна ли она оставаться безучастной к нарастанию иррациональной тенденции? Не значит ли все это, что возрастает социальная ответственность философии как средства жизненной ориентации людей?

Что такое рациональность? Способствует ли она усилению управленческих интенций человеческого рода, рационального осмыслению и преобразованию действительности?

Социальная философия ориентирует людей на познание природных и общественных явлений, на возможности рационального переустройства мира при сохранении гуманистических целей, идеалов и ориентиров. Рациональное в это философии понимается в двух аспектах: применительно к самой практической деятельности людей (как рациональность деятельности), так и к результату этой деятельности, получивших отражение различных системах знания. Идеализм пытался доказать, будто бы разумное, рациональное существует вне и независимо от разумной человеческой деятельности и её объективаций.

Философский иррационализм отказывается от определения иррационального, понимая его как нечто противоположное разуму. У А. Шопенгауэра иррациональное – слепая, всесозидающая и разрушающая космическая воля, для Ф.Ницше – это жизнь, интерпретируемая как «воля к власти», для А.Бергсона – «жизненный порыв», потенциал которого порождает материю и человеческий интеллект. В философии Н. Хайдеггера иррациональное – бытие, которое характеризуется негативным образом как непостижимое, неорганизованное, бессистемное и т.д., что соответствует такому понятию греческой философии как «хаос». Главное же состоит в том, что философский иррационализм выдвигает и отстаивает положение об иррациональности бытия – всего существующего: природы, общества, личной жизни человека. Он противопоставляет разуму – волю, рассудку – инстинкт, сознанию – бессознательное, обнаруживая в последних скрытые психологические мотивы социального поведения людей.

Мир, в котором мы живем, сам по себе не рационален и не иррационален. Положение идеалистической философии, о якобы всепроникающей божественной рациональности, также несостоятельно, как и убеждение о его фатальной иррациональности. Если встать на первую позицию, то мы придем к телеологической картине мира, в котором существует всеохватывающая упорядоченность и несогласованность. Вторая посылка фактически обезоруживает разум в его познании действительности, подрывает веру в науку. Рациональность, понятая как хаос, придает мистике шансы претендовать на всеобъемлющий смысл.

Идеал рациональности не должен исчезнуть из общественной жизни, он должен занимать достойное место и в мыслях, и в действиях людей. «Форм рационального, - пишет Т.И. Ойзерман, - качественно многообразны. Это не только познающее мышление, наука, искусства, но также и повседневный и исторический опыт, поведение людей, поскольку оно соответствует определенным условиям и нормам также, как и формы социальной организации и общественной практики вообще»[1] . Определяющей основой деятельности людей является материальная производство, основные способности которого относятся и к другим видам разумной человеческой деятельности.

Все виды рационального знания, критерием выделения которого являются виды деятельности, проявляют себя как в теоретико-познавательной, так и предметно – практической деятельности. Далее мы рассмотрим один вид деятельности и один вид рациональности – научный. Это определенный вид деятельности, осуществляемый в исторически конкретной системе общественных отношений. Не случайно К. Маркс относил всякий научный труд, всякое открытие и изобретение к всеобщему труду.

Наука, питающая научную рациональность, является специфическим видом, моментом практически – духовной деятельности общества, одним из звеньев многообразной практической деятельности социального субъекта. По выражению К.Маркса, духовная деятельность есть «деятельность всеобщего сознания»[2], так как деятельность учебного носит не индивидуальный, а общественный, социальный смысл.

Как явление духовной жизни общества, наука в своей теоретической форме выражает существующий интеллектуальный уровень общественного познания и в этом смысле представляет высший уровень развития «всеобщего интеллекта». К. Маркс ввел в философскую науку понятие «всеобщий интеллект» для определения совокупного духовного продукта, созданного человечеством. Он называл науку всеобщим духовным продуктом общественного развития, продуктом всеобщего исторического развития абстрактно выражающим его квинтэссенцию [3].

В современной буржуазной культуре есть две полярных мировоззренческих ориентации в трактовке науки – сциентизм и антисциентизм. С точки зрения представителей сциентизма, сложившегося в русле традиционных представлений философии 17-18 веков, утверждавших определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей научность и рациональность совпадают, а вненаучные формы освоения мира остаются в стороне.

В рамках антисциентистских установок, напротив, научная рациональность трактуется как недостаточная для познания бытия форма духовного усвоения действительности, которая должна быть дополнена все научными и даже иррациональными способами. В современной буржуазной философии подобных взглядов придерживаются экзистенциалисты и персоналисты ( К.Ясперс, М. Хайдеггер, К. Хюбнер, Ж. Лакруа), несколько раньше эти взгляды высказывали Н.Бердяев и Л.Шестов.

Наиболее перспективным, с нашей точки зрения, представляется рассмотрение иррациональности как характеристики деятельности. Такое ее понимание позволяет охарактеризовать различные формы деятельности со стороны их рациональности, разумности. Разум есть развитое, оперирующее понятиями, познающее мышление. Понятие «разум», «разумное», «рациональное» характеризует «всеобщий интеллект» как явление социальное.

Рациональная деятельность есть вместе с тем деятельность целеполагающая. Она предполагает не только наличие разума, но и способность к продуманным действиям, благодаря которым цель превращается в результат деятельности.

Научная рациональность, с разной степени глубины, обнаруживает себя во всех видах человеческой деятельности, осуществляемой в конкретно-исторической системе общественных отношений. Наряду с другими типами рациональности, она характеризует социальную природу интеллекта, как специфической (научной) деятельности сознания. Рассматривая духовную деятельность в обществе, классики научной философии предавали ей отчетливую практическую направленность. Это значит, что взгляды, представления, идеалы, художественные ценности, создаваемые и распространяемые в обществе, стимулируют проявления социальной деятельности и в силу этого выступают важным средством изменения мира человеком.

В 20 веке наука, а вместе с ней и всеобщий интеллект, превращаются в фактор рациональной саморегуляции общественной жизни, научная теория все более активно помогает проложить путь практике, обеспечивает научный подход к руководству экономической и культурной жизнью общества. «Все более широкие круги общественности начинают осознавать, - констатирует академик Н.Н.Моисеев, - что стихийное, неконтролируемое развитие производительных сил может окончиться катастрофой. Понимание людьми этого факта означает, что общество в своем развитии вступает в эпоху ноосферы, когда человеческий интеллект должен взять на себя заботу и ответственность за судьбы планеты. Её дальнейшее развитие должно сделаться теперь направленным, ориентированным на общие цели.»[4].

В наши дни как никогда широкий размах приобретает сознательное преобразование природы, рациональное управление природными процессами, подобное управление имеет тенденцию развертываться вширь и вглубь, охватывая все новое и новое сферы человеческой жизни. Фазы развертывания ноосферы включают не только углубления социального единства разума и труда, но и расширения зоны воздействия общества на природу.

К концу 20 века по масштабам воздействия на биосферу по темпам роста производительности труда человечество стало космической силой. Неразумное, стихийное, бесконтрольное использование этих сил привело общество в состояние экологического кризиса, породило глобальные проблемы современности. Экологические условия нашей планеты поставили жесткий предел стихийному развитию производительных сил и тем самым вопрос о подчинении всей общественной жизни контролю всеобщего интеллекта, внесение разума в общественное бытие и общественное сознание, требует не в последнюю очередь развития самого общественного разума, утверждение сознательных форм социального саморегулирования. Только обращение к разуму, ко всем видам и формам рациональности поможет человечеству выжить и продолжить дальнейшее продвижение по пути общественного прогресса. И в дальнейшем наука будет определять социальные цели, указывать пути общественного развития, выступать весомым фактором социальной саморегуляции.



Библиография

1. Ойзерман Т.И. Рациональное и иррациональное: методологические аспекты// Рациональное и иррациональное в современном сознании.
Реф. сб. Вып.№1-М., 1978г, с.20
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.42 с.118
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.49,с.110
4. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития.-М.: Наука, 1987 с.9


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года