Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

САВИН И.В.
Кандидат социологических наук, доцент
Генеральный директор Института бизнеса и права, Санкт-Петербург

К вопросу о статусе социологии высшего профессионального образования

Проблема исследования эффективности деятельности системы высшего профессионального образования относится к числу важнейших общественных задач. Их решение связано с краткосрочным и долгосрочным планированием на базе сочетания поискового и нормативного прогнозов. Разграничение видов прогностической деятельности, предпринятое творческим коллективом под руководством В. В. Тумалева, позволяет выявить роль прогнозирования в сфере образования[1]. Поисковый прогноз и помогает найти оптимальные пути разрешения существующих противоречий в системе высшего образования. А нормативный прогноз обеспечивает создание возможных моделей развития образования на перспективу. Думается, что модель образования, обоснованная Ф. Э. Шереги, Н. М. Дмитриевым и А.Л. Арефьевым, весьма перспективна и требует всестороннего социологического обоснования. Контур данной модели таков: «Рынок в образовании в будущем должен формироваться с точки зрения не только спроса, но и предложения. Это предполагает свободное (контрактное) ценообразование на образовательные услуги (за исключением той их части, которые непосредственно реализуют конституционные гарантии бесплатного образования), ликвидацию существующей сегментации образовательного рынка, дискриминацию учебного заведения по критерию их учредителя» [2].

Предметная сторона проблемы исследования высшего профессионального образования требует построения типологии выявленных противоречий. Типология противоречий строится с учетом уровней их разрешения

Противоречия, существующие в сфере высшего образования, таковы.

Первое противоречие - между социальной потребностью общества в подготовке специалистов высокой квалификации и качеством ее реализации. В современных условиях система высшего образования отстаёт от запросов социальной практики.

Второе противоречие - между законодательной базой системы высшего профессионального образования и уровнем ее усвоения управленческим корпусом и профессорско-преподавательским составом вузов. Модель подготовки специалиста в образовательном учреждении высшего профессионального образования научно не разработана, что затрудняет практическое разрешение данного противоречия.

Третье противоречие - между социальным заказом общества на подготовку высококвалифицированного специалиста, адаптированного к рыночным условиям, и состоянием образовательной среды, которая призвана осуществить данный общественный заказ.

Развертывание выше названных противоречий порождает состояние социальной напряженности в образовательной среде. Социальная напряженность представляет собой динамический процесс и требует адекватных методов исследования проблемы высшего профессионального образования [3].

Выявленные противоречия позволяют определить цель и задачи исследования системы высшего образования. Цель исследования ориентирует на анализ проблемы в теоретическом и прикладном аспектах, а задачи расчленяются на основные и дополнительные, их решение позволяет получить статистически обоснованную информацию для комплексного анализа проблемы в целом.

Основными целями комплексного похода являются:

• определение специфики высшего профессионального образования и изучение его места в системе института образования и других социальных институтов.
• выявление объективных и субъективных макро- и микрофакторов, воздействующих на систему высшего профессионального образования.
• определение путей повышения качества подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования и управления этим процессом.

Задачами комплексного подхода являются:

• учёт влияния рыночной экономики на социальный заказ в сфере образования.
• определение влияния объективных и субъективных макро- и микрофакторов на качество подготовки специалистов в высших учебных заведениях.
• изучение динамики ценностного отношения к профессиональной деятельности среди студентов вузов Северо-Запада России.
• анализ воздействия социально-политических перемен на сознание и духовную культуру слушателей.

Поставленные задачи требуют описания принципов познания изучаемого объекта.

Поисковый прогноз предполагает осуществление комплексных и системных исследований высшего профессионального образования.

Принцип комплексности. Реализация принципа комплексности предполагает:

• выявление иерархии методологических и теоретических уровней обобщения данной предметной области;
• унификацию и стандартизацию методов и процедур исследования.

Исследование образовательной среды формирует специальную социологическую теорию развития и функционирования высшего профессионального образования. Данная область специального социологического знания характеризуется рядом особенностей:

• ее область познания более узка по сравнению с областью познания общесоциологической теории,
• предметная область ограничена относительно самостоятельными системами и подсистемами общественного целого, выступающими как метасистемы. Именно поэтому возникает потребность выявить место высшего профессионального образования в системе образования и в структуре других социальных институтов общества,
• она изучает специфические общественные процессы в контексте пространства и времени,
• она определяет статические закономерности развития и функционирования многогранных компонентов и элементов процесса подготовки специалистов высокого уровня; именно эта особенность требует более полного и четкого определения сущности данного процесса и его составляющих,
• она содействует научно обоснованному планированию и прогнозированию развития системных процессов, характерных для системы высшего образования в российском обществе.



Библиография

1. Тумалев В.В., Голованова И.В., Французова И.В., Тумалев А.В. // Методология и методика педагогического исследования Материалы межвузовской научно-практической конференции аспирантов и соискателей /под ред. И. А. Коленсникова. – СПб: СПбГУПМ, 2000, cc. 74 - 77.
2. Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов. Социологический анализ. – М.: 2002, с.400.
3. Зарубин В.Г. Методологические аспекты диагностики социальной напряженности в обществе // Измерение социальной напряженности: теория, методология и методика исследования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции /под ред. В.Г. Зарубина. – СПб: РГПУ, 2002, сс.8-14.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года