Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЦИНДРЯ Н.М.
Директор ЦО № 173 Петроградского района,
магистрант Института бизнеса и права

Инновационный менеджмент в образовательных учреждениях для детей с особыми образовательными потребностями

Наша школа на Новоладожской расположилась на Петроградской, недалеко от Иоанновского монастырского подворья. «Не в том сила, чтобы преподать, а в том, чтобы преподать существенно нужное» - учил святой праведник петербургский Иоанн Кронштадтский. Именно из этого кредо исходит управленческая стратегия нашей школы – центра образования №173 на Новоладожской. Обучение здесь носит социально-интегративный характер: слабые и сильные ученики, а также дети с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом – наш контингент.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья имеет как медицинский, так и педагогический аспекты, проявляясь, в конечном итоге, в проблемной социализации ребенка. Одно из сущностных противоречий управления образовательным процессом состоит в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом рассчитывают с нашей помощью получить качественное общее образование для социализации и обретения равных возможностей с выпускниками петербургской школы при недостаточном количестве часов, отведенных базисным учебным планом на индивидуальное (надомное) обучение. Разрешение этого и других противоречий позволяет нашему образовательному учреждению поступательно развиваться.

Для динамичного освоения образовательных программ требуется оптимизация всего потенциала школы и ее социальных возможностей с помощью адекватных управленческих решений.

В настоящее время общее образование в Центре образования получает всего 446 учеников.

245 учащихся - дети с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом, из них 47 детей-инвалидов находятся на индивидуальном обучении.

Наши дети могут подолгу отсутствовать в школе по состоянию здоровья. Процесс обучения таких детей является комбинированным: в период ремиссии заболевания – обучение в классе, в период обострения заболевания – обучение на дому.

Все ученики центра связаны общей проблемой: не достаточным количеством учебных часов при освоении образовательной программы.

Задача управления таким учреждением состоит не столько в обобщении и распространении инновационного опыта, сколько в создании условий для запуска, поддержки и реализации инновационных процессов, направленных на изменение качества образования.

Администрация центра постоянно находится в поисках новых управленческих решений адекватных образовательным запросам в условиях ограниченных ресурсов.

Предлагаем вниманию педагогического сообщества наш учебный план как своеобразный инновационный продукт.

Организация учебно-воспитательного процесса при максимальном объеме учебной нагрузки 21 час в неделю при 3-х дневной учебной неделе (курс обучения 2 года в школе III ступени при одновременном получении учениками начального профессионального и среднего (полного) общего образования), продолжительность учебного года составляет 36, 34 учебных недели для 10, 11-х классов, соответственно. Период государственной итоговой аттестации не учитывается.

Для учащихся индивидуального отделения при максимально допустимом объеме учебной нагрузки от 8 до 12 часов в неделю – 4-х дневная учебная неделя. УП предусматривает 4-х летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1 – 4 классов. Продолжительность учебного года в I классе – 33 учебных недели, во 2х – 4х классах – 34 учебных недели. По данному учебному плану предусмотрен пятилетний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5 – 9 классов. Для 5 – 8 классов продолжительность учебного года 35 учебных недель, для 9 класса – 34 учебных недели (не включая летний экзаменационный период).

Учебным планом предусматривается 2-х летний срок освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования. Продолжительность учебного года в 10-м классе индивидуального обучения 35 учебных недель, в 11-м классе - 34 учебных недели (не включая летний экзаменационный период).

Для учащихся индивидуального обучения один день в неделю является неприсутственным (считается лечебным). В I классе продолжительность урока составляет 35 минут для учащихся индивидуального отделения.

Вариант учебного плана реализует образовательные программы индивидуального (надомного) обучения I, II, III ступеней обучения, разработанные на базе основных общеобразовательных программ с учетом характера заболевания учащихся, особенностей психофизиологического развития, эмоционально-волевой сферы детей.

Основным принципом организации индивидуального обучения детей с ослабленным здоровьем и сохранным интеллектом является обеспечение щадящего режима проведения занятий.

Отделение индивидуального (надомного) обучения работает в режиме пятидневной недели, продолжительность урока 45 минут.

Для учащихся 1 класса устанавливаются 35-минутные уроки.

Образовательный маршрут учащегося определен индивидуальным учебным планом и расписанием занятий в школе, на дому или комбинированно.

В соответствии с письмом Министерства народного образования от 14.11.88 №17/863-6 «Об индивидуальном обучении детей на дому» определена учебная нагрузка учащимся индивидуального надомного обучения с учетом особенностей больных детей:

1-4 классы: 8 часов в неделю.5-7 классы:10 часов в неделю. 8 классы: 11 часов в неделю. 9-11 классы:12 часов в неделю.

По согласованию с родителями, в вариативную часть учебного плана добавлены часы на изучение ряда предметов с целью более качественного усвоения образовательной программы по ступеням обучения:

в 1х – 3х классах - 5 часов в неделю; в 4-х классах - 6 часов в неделю;
в 5-х, 6х классах - 7 часов в неделю; в 7х классах - 6 часов в неделю;
в 8х классах – 7 часов в неделю; в 9, 10-х классах - 9 часов в неделю;
в 11 классах - 8 часов в неделю.

В вариативную часть учебного плана введены предметы:

Русский язык (6, 7, 9, 11 классы); Литература (9 класс); Изобразительное искусство (1-6 классы); Труд (1-6 класс); Адаптивная физическая культура (1-10 класс); Психология общения; Конфликтология (5, 9 класс); Информатика (2-11 класс); Обществознание (8-11 класс); История и культура СПб (4-8 класс); Биология (10 класс); Иностранный язык (англ.); Страноведение (9 - 11 класс); Химия (8-9 класс); Физика (8, 11 класс); История (11 класс); Алгебра (7, 8, 9, 10 классы); Право (10-11 класс); Умники и умницы (1 класс); Социальная практика (5-8 класс); Я и мой мир (1 – 4 класс); География мира (10 класс); Гуманитарные миры (11 класс).

Курс «Адаптивной физической культуры» введен в Центре образования №173 с 1 по 10 класс с целью формирования здорового образа жизни детей. Предмет «Психология общения. Конфликтология» способствует благоприятной адаптации учащихся при переходе из школы I ступени во II-ю, из школы II ступени в III-ю, он предназначен для учащихся 5-х, 9-х классов и имеет целью развитие коммуникативных навыков, снятия тревожности, агрессивности, формирования адекватной самооценки.

Предмет «Информатика» изучается в ОУ со 2 по 11 класс в объеме одного часа в неделю. В ходе групповых занятий обучающиеся приобретают умения и навыки владения ПК, использования информационных технологий. Введение данного предмета оправдано для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом при комбинированном обучении в связи с необходимостью использования возможностей дистанционного обучения в период болезни ребенка.

Курс «Обществознание», изучаемый в 8 – 11-х классах в объеме 1 часа в неделю имеет целью развитие гражданско-правового сознания учащихся.

Курс «История и культура Санкт-Петербурга» способствует формированию петербуржца – гражданина своего города. История и культура Санкт-Петербурга оказала непосредственное влияние на мировую историю и культуру. Изучение данного предмета позволяет уделить внимание формированию толерантного поведения учащихся в многонациональном и многоконфессиональном городе.

Предмет «Право» введен с целью освоения государственного стандарта по обществознанию для учащихся 10-11 классов. Курс реализуется на основе программы курса «Право» для 10-11-х классов. Программа и планирование курса допущены исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга Комитетом по образованию. Автор Н.И. Элиасберг.

Предмет «Умники и умницы» в 1 классе вводится с целью развития познавательных способностей учащихся, развития памяти, внимания, мышления учащихся. Программа О. Холодовой «Юным умникам и умницам»: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет). Методическое пособие, 1 класс. Программа курса «РПС». Реализуется в первом классе в объеме 1 часа в неделю.

Предмет «Социальная практика» в 5-8-х классах ведется в объеме 1 часа в неделю в форме групповых занятий с учащимися параллели. Курс реализуется на основе программы «Обществознание». «Социальная практика» рекомендована исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга - Комитетом по образованию. Авторы программы - Н.И. Элиасберг, Е.Н. Барышников, Л.С. Нагавкина. Программа вышла в 2007 году.

С целью развития социальных навыков введен предмет «Я и мой мир» в 1 – 4-х классах для проведения занятий в параллели обучающихся.

Курс «География мира» изучается в параллели 10 класса в рамках «Социальной практики» с целью социализации обучающихся.

Курс «Гуманитарные миры» в 11-х классах имеет целью углубление обществоведческих знаний обучающихся и развития их общекультурного потенциала. Изучение данного курса будет способствовать развитию у учащихся гуманитарного стиля мышления и комплекса умений, необходимого для дальнейшего продолжения гуманитарного образования. Занятия проводятся в параллели учащихся.

В малых группах (парах) изучаются следующие предметы вариативной части учебного плана: Русский язык (6, 7, 9, 11 классы); Литература (9 класс); Биология (10 класс); Химия (8, 9 класс); Физика (8, 11 класс); История (11 класс); Алгебра (7, 8, 9, 10 классы). Предметы «Умники и умницы» (1 класс), «Иностранный язык. Страноведение» (9 - 11 класс) изучаются в группах.

Введение предметов вариативной части УП обусловлено высвобождением резервных дополнительных часов за счет обучения учащихся, по желанию родителей, по 2-4-6 человек в группе. Такая форма обучения создает условия для адаптации и социализации учащихся, формирования коммуникативных навыков. Классные часы, внеклассные и общешкольные мероприятия проводятся 1 раз в неделю в соответствии с требованиями СанПин в рамках предметов социальной практики.

По согласованию с родителями с целью восполнения пробелов предшествующего обучения, ликвидации отставаний в учебе учащихся, пропусков учащихся по болезни, возникает необходимость коррекции особенностей памяти, внимания, активизации мыслительных процессов. Учебным планом предусмотрены индивидуальные и групповые коррекционные занятия по предметам инвариантной части учебного плана с 1 по 11 класс по мере необходимости. Введение коррекционных часов стало возможным при высвобождении часов за счет занятий в парах, группах.

Учитывая специфику контингента учащихся (для длительно болеющих, находящихся на лечении в стационаре без обучения, учеников, пребывающих на санаторном лечении, переживающих длительное обострение при психических заболеваниях, социально – педагогически запущенных, двуязычных детей), коррекционные часы распределяются в соответствии с предметами УП Центра образования №173.

Исходя из УП ГОУ Центра образования №173 очевидно, что процесс самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом, происходящий всю человеческую жизнь, осуществляется на всех ступенях обучения, начиная с начальной школы и заканчивая средней школой при взаимообогащении предметов инвариантной части предметами вариативной части УП, а также элективными курсами.

Элективные курсы, предложенные учащимся 1 - 11-х классов (например, курсы «Право», «География мира», «Иностранный язык. Страноведение»), направлены на благоприятную социализацию детей по принципу: путь человека к самому себе лежит через мир.

Управление учебно-воспитательным процессом призвано обеспечить ученикам теоретическое и практическое разнообразие социальных связей. В случае успешности образовательного маршрута именно социальные связи помогут ребенку вырасти, преодолеть трудности, найти конструктивный выход из проблемной ситуации и обрести достойное качество жизни.

Индивидуальный подход к обучению разных категорий учащихся помогает решить противоречие между недостаточным количеством часов, отведенных базисным учебным планом на индивидуальное (надомное) обучение, и ожиданиями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом на получение качественного общего образования и обретение с нашей помощью равных с другими выпускниками петербургской школы возможностей социально-профессиональной мобильности.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года