Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

МИЩЕНКО С.В.
Кандидат экономических наук, г. Киев, Университет банковского дела Национального банка Украины

Особенности проведения денежно-кредитной политики в посткризисный период

В посткризисный период наиболее эффективным инструментом стабилизации финансовой системы и экономики являются механизмы денежно-кредитной политики. Мировой финансовый кризис и структурные дисбалансы в экономических системах вынудили центральные банки большинства стран прибегнуть к нестандартным мерам, что породило оживленную дискуссию о надлежащей основе денежно-кредитной политики, рамках задач центрального банка и степени его независимости.

В разгар кризиса центральные банки использовали все доступные инструменты денежно-кредитной политики, что сыграло важную роль в предотвращении коллапса финансовых систем. Однако при этом остается открытым вопрос о том, какая основа денежно-кредитной политики будет способствовать макроэкономической и финансовой стабильности в будущем, уменьшит колебания деловых циклов и обеспечит возможности денежно-кредитной политики реагировать на внешние потрясения.

Общепринятое понимание значения центрального банка в обеспечении финансовой стабильности сводит его роль лишь к поддержанию стабильности национальной денежной единицы. Однако, как показывает практика последних лет, центральные банки вынуждены совмещать функции обеспечения денежно-кредитной и финансовой стабильности. До кризиса господствовало представление о том, что стабильность цен и финансовая стабильность усиливают друг друга, то есть, денежно-кредитная политика может способствовать макроэкономической и финансовой стабильности путем поддержания низкой и стабильной инфляции. Однако кризис показал ошибочность этой точки зрения. Стабильность цен не обязательно гарантирует финансовую стабильность, установление целевых показателей инфляции в чистом виде нецелесообразно, а мандат центральных банков следует расширить, включив в него, помимо стабильности цен, регулирование и надзор за деятельностью банков, финансовую и макроэкономическую стабильность.

Требования к денежно-кредитной политике в посткризисный период в развитых странах и в странах с формирующимся рынком являются разнородными. Некоторые из крупных и быстро растущих стран с формирующимся рынком, столкнувшихся с усилением инфляционного давления или давления со стороны цен на активы, ужесточили денежно-кредитные условия. Традиционно в странах с формирующимся рынком центральные банки отвечают за более широкий набор целей. В частности, особенностью реализации денежно-кредитной политики Национального банка Украины в посткризисный период является содействие восстановлению экономики и обеспечение стабильности банковской системы, что и обуславливает смещение приоритетов денежно-кредитной политики. В частности, в «Основных принципах денежно-кредитной политики на 2010 год» указано, что «с учетом причин и последствий кризисных явлений 2008 - 2009 гг. и исходя из прогнозов макроэкономического развития, для обеспечения стабильности национальной валюты и снижения темпов инфляции в 2010 г. ключевое значение имеет обеспечение устойчивости финансовой системы, которая рассматривается как приоритет денежно-кредитной политики» [1]. Для достижения этих целей Национальный банк поддерживает банковскую систему долгосрочными кредитами рефинансирования в рамках программ финансового оздоровления, а также принимает меры, направленные на возобновление доверия к банковской системе страны, в частности при помощи:

• обеспечения транспарентности банковской системы и раскрытия информации о реальных собственниках банков;
• усиления контроля выполнения банками обязательств перед вкладчиками;
• улучшения банковского надзора, в том числе внедрения надзора на консолидированной основе;
• совершенствования банковского законодательства в части улучшения корпоративного управления в банках.

Одной из особенностей реализации денежно-кредитной политики в период кризиса было использование нестандартного набора инструментов и методов, имеющих временный характер и не присущих деятельности центральных банков в нормальных рыночных условиях. Так, Европейский центральный банк предпринял следующие нестандартные операции по регулированию ликвидности в кризисный период [4]:

? с 15.09.2009 г. ЕЦБ при проведении операций по рефинансированию перешел к тендерам с фиксированной ставкой (основные операции и операции по рефинансированию на более длительный срок), что помогло правильно сориентировать участников рынка, в каком направлении будет развиваться монетарная политика;
? с 15.09.2009 г. полностью удовлетворялись заявки финансовых учреждений на получение кредита (объемы размещенных кредитов рефинансирования равны объемам предложений (заявок) банков);
? изменен срок операций по рефинансированию банков: кроме традиционных кредитов на 3 месяца, предоставляются кредиты сроком на 1 месяц, 6 месяцев, реже - на 1 год;
? снижена базовая ставка ЕЦБ с 4,25 (до 07.10.2008 г.) до 1% (с 13.05.2009 г.) и сужен процентный коридор по постоянно действующим депозитным и кредитным механизмам «овернайт» с 2% (±1%) до 1,5% (±0,75%) с целью усиления влияния на краткосрочную рыночную ставку-ориентир (EONІ);
? увеличены объемы мобилизационных операций с целью нивелирования влияния возрастающей ликвидности на волатильность рыночных ставок.

Национальный банк также применял нестандартные меры в борьбе с кризисом, а именно: рефинансирование банков, которые кредитуют проведение отдельных мероприятий («Евро-2012»), осуществляют финансирование отдельных отраслей и предприятий (НАК «Нефтегаз Украины»), участие в рекапитализации банков путем выкупа государственных облигаций, проведение адресных и целевых валютных интервенций. Кроме того, в 2009 - 2010 гг. Национальный банк предпринял решительные меры в монетарной сфере, в сфере валютного регулирования и в сфере банковского надзора для восстановления финансовой системы и экономики, а именно:

- в монетарной сфере и сфере валютного регулирования:

• усовершенствованы механизмы регулирования ликвидности банков;
• принят ряд мер направленных на усиление инвестиционной функции банковской системы;
• усилена система гарантирования вкладов населения - нормативно урегулирован вопрос предоставления Национальным банком кредитов Фонду гарантирования вкладов физических лиц;
• внедрен комплекс мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, в частности, порядок проведения иностранными инвесторами денежных расчетов, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности;

- в сфере банковского надзора:

• проведено диагностическое обследование банков;
• для оценки достаточности резервов и капитала банков осуществлено стресс-тестирование;
• с целью содействия и ускорения капитализации банковской системы упрощены процедуры и сокращены сроки согласования уставов банков и регистрационных процедур, установлены упрощенные порядки увеличения уставного капитала за счет средств акционеров и инвесторов, уточнены условия реорганизации банков по решению собственников, определены процедуры капитализации банков с участием государства;
• приняты меры, облегчающие возможности заемщиков обслуживать и возвращать банкам долги;
• платежеспособным банкам предоставлены стабилизационные кредиты;
• установлен минимальный размер регулятивного капитала для банков в объеме 120 млн. грн.;
• предприняты антикризисные меры, направленные на ограничение кредитования субъектов в иностранной валюте, которые не имеют источников валютной выручки, и устранение валютных дисбалансов в активно-пассивных операциях банков.

В настоящее время денежно-кредитная политика Национального банка находится в процессе перехода к новому монетарному режиму, базирующемуся на ценовой стабильности, что требует усиления его политической и операционной независимости, а также усовершенствования инструментов денежно-кредитной политики. С этой целью Национальный банк совместно с правительством направил усилия на создание благоприятных макроэкономических, финансовых и институциональных условий, в частности, макроэкономической и финансовой сбалансированности, применение гибкого курсового режима, развития внутреннего рынка капиталов, усовершенствование коммуникаций с общественностью. Внедрению нового монетарного режима должна предшествовать системная работа по совершенствованию законодательства, в частности инициирование внесения изменений в законодательство в контексте более четкого определения понятия «стабильность денежной единицы», а также разделение ответственности за ее обеспечение [2].

Необходимость в таких законодательных изменениях связана, прежде всего, с тем, что в действующей законодательной базе не определена ни сущность понятия «стабильность денежной единицы» как основной функции Национального банка, ни ее количественных целевых параметров или критериев, по которым можно анализировать процесс ее достижения. Отсутствие четких критериев, в рамках которых Национальный банк был бы подотчетен обществу, предопределяет сложность понимания основной цели денежно-кредитной политики для субъектов рынка, усложняет оценку ее эффективности, лишает общественность количественного ориентира для формирования ожиданий относительно будущих ценовых колебаний [2].

Отметим, что приоритетом денежно-кредитной политики большинства центральных банков в явной или косвенной форме является режим таргетирования инфляции, а главной целью центральных банков большинства экономически развитых стран мира является ценовая стабильность. Например, согласно статье 105 Соглашения Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) главная цель ЕСЦБ - поддержание ценовой стабильности, не препятствуя которой ЕСЦБ должна оказывать содействие проведению общей экономической политики Сообщества с целью достижения намеченных целей [3]. Совет управляющих Европейского центрального банка в Стратегии денежно-кредитной политики определил количественный показатель ценовой стабильности, под которым понимается ежегодное повышение индекса потребительских цен на территории Еврозоны менее чем на 2%. В экономически развитых странах количественный показатель ценовой стабильности, как главной цели центрального банка, устанавливается либо самостоятельно центральным банком, либо совместно с правительством. В Украине же определение прогнозных макроэкономических показателей, в том числе уровня потребительских цен, принадлежит к компетенции Кабинета Министров. Вместе с тем, применение утвержденных правительством прогнозных показателей в процессе формирования монетарной политики не обеспечивает надежной основы для разработки «Основных принципов денежно-кредитной политики», поскольку прогнозные показатели могут определяться на основе политической целесообразности без надлежащего экономического обоснования. Соответственно, это может быть причиной сложностей в планировании и реализации мер денежно-кредитной политики для эффективного влияния на инфляцию. Отсутствие законодательно определенного разграничения ответственности за обеспечение ценовой стабильности между Национальным банком и Кабинетом Министров создает проблему несогласованности монетарной и экономической политики, которую необходимо будет решить при переходе к режиму монетарной политики, базирующийся на ценовой стабильности. Кроме того, необходимость применения нетрадиционных подходов и новых инструментов денежно-кредитной политики для поддержания экономики и устойчивости банковской системы в посткризисный период, а так же несовершенство правовой базы является объективным фактором отсутствия четкости в определении составных элементов денежно-кредитной политики: целей, монетарного режима и управленческой структуры центрального банка.

Таким образом, для обеспечения стабильного функционирования банковской системы, достижения финансовой и макроэкономической стабильности, основными задачами Национального банка в посткризисный период являются:

• содействие снижению инфляции;
• постепенное, по мере восстановления финансовой системы, внедрение гибкого валютного курса;
• либерализация валютной политики в соответствии с повышением международных рейтингов до инвестиционных уровней;
• обеспечение финансовой стабильности и содействие кредитованию банками экономики;
• восстановление доверия к банковской системе;
• повышение эффективности регулирования и надзора, в том числе путем обеспечения достаточного уровня независимости (институциональной, финансовой и операционной) центрального банка;
• совершенствование законодательной базы, создание базового документа денежно-кредитной политики.



Библиография

1. Основные принципы денежно-кредитной политики на 2010 год // Постановление Совета Национального банка Украины от 10.09.2009 г. № 10.
2. Сомик А., Мищенко В., Шумило И. Базовые транспарентные документы денежно-кредитной политики: европейский опыт и перспективы внедрения в Украине // Вестник Национального банка Украины. – 2010. - № 2. – С. 3-9.
3. Consolidated Version оf the Treaty on the Functioning of the European Union // Official Journal C 83 of 30.3.2010. – 403 р. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:C:2010:083:0047:0200:EN:PDF.
4. The Implementation of the monetary policy in the Euro Area. – ECB, November 2008. 103 p. URL: http://www.ecb.int/pub/pdf/other/monetarypolicy2004en.pdf.
5. The Monetary Policy of the ECB. - ЕСВ, 2004. – 126 р. URL: http://www.ecb.int/pub/pdf/other/gendoc2008en.pdf.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года