Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

НАУМЕНКОВА С.В.
Доктор экономических наук, профессор Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Украина

Особенности структурной перестройки финансового сектора в посткризисный период

В посткризисный период возрастает актуальность проблем обеспечения устойчивости финансового сектора к воздействию негативних факторов с учетом особенностей его структуризации.

Раскрытие понятия эффективной структуры финансового сектора возможно в контексте:

? институционального окружения через определение оптимального количества финансовых учреждений, а также количественных показателей их деятельности;
? экономической эффективности финансовых учреждений как субъектов хозяйствования;
? эффективности выполнения финансовым сектором основных функций, что находит свое проявление в обеспечении эффективности функционирования экономической системы в целом [1, cc.215-217].

На наш взгляд, эффективная структура финансового сектора не только отвечает определенным количественным параметрам развития финансово-кредитных учреждений, но и определяет эффективность функционирования финансовой системы и экономики в целом. Исходя из данного утверждения можно считать эффективной такую структуру финансового сектора, которая обеспечивает необходимый уровень его устойчивости, доходности и управляемости в контексте требований обеспечения стабильности финансовой системы в целом [1, c.221].

Следует отметить, что проблема формирования эффективной структуры финансового сектора впервые обсуждалась на саммите стран Большой семерки в Неаполе в 1994 г., когла впервые после серии финансових потрясений и кризисов был поставлен вопрос о соответствии существующей финансовой структуры, сформированной после второй мировой войны, потребностям современной мировой экономики. Дебаты по данному вопросу усилились после мексиканского финансового кризиса 1994 – 1995 гг. и финансового кризиса в Азии.

Актуальность данной проблемы усиливается в условиях преодоления последствий мирового экономического кризиса. Формирование эффективной структуры финансового сектора на основе повышения его устойчивости основывается на разработке системы превентивных мер, направленных на обеспечение финансовой стабильности, повышение информированности правительственных органов о состоянии финансовых рынков, прозрачности функционирования финансовых учреждений, обеспечении эффективной интеграции в мировую финансовую систему.

Формирование эффективной структуры финансового сектора, на наш взгляд, передполагает последовательную реализацию системы мер по таким основным направлениям:

- определение основних индикаторов финансовой стабильности с учетом особенностей функционирования финансовой системы той или иной страны;
- разработка и внедрение механизма оценки рисков в процессе взаимодействия основных составляющих финансовой системы;
- обеспечение соответствия национальной системы пруденциального надзора требованиям международных финансовых организаций;
- уточнение организационных подходов, определение функций и полномочий соответствующих регуляторов в поцессе мониторинга финансового сектора;
- формирование оперативной системы сбора информации, а также подготовка отчетов о состоянии устойчивости финансовой системы.

Преодоление последствий мирового экономического кризиса непосредственно связано с формированием эффективной структуры финансового сектора на национальном уровне, обеспечивающей необходимую устойчивость и управляемость финансовой системы, а также совершенствованием мировой финансовой архитектуры в целом, в том числе через создание новых наднациональных мегарегуляторов (Совета по финансовой стабильности, который заменит существующий Форум финансовой стабильности (FSF), Европейского совета по системным рискам и др.)

Существенно усиливается роль международных организаций: МВФ (IMF), Мирового банка (WB), Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO), Банка международных расчетов (BIS), Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), Группы ассоциаций профессиональных участников финансовых рынков (LIBA,SIFMA, ICMA, ISDA, FOA, IIAC) в процессе разработки и принятия совместных решений.

В настоящее время структурную перестройку финансового сектора связывают с возможной реализацией двух альтернативных вариантов:

? инерционного, предусматривающего формирование двухконтурной модели финансирования экономики, базирующейся на импорте отсутствующих в национальном финансовом секторе услуг и институтов, включая систему управления инвестиционными рисками;
? альтернативного, направленного на достройку элементов национального финансового сектора, с целью эффективной трансформации сбережений в инвестиции с опорой на собственную систему управления инвестиционными рисками [2].

На наш взгляд, реализация второго варианта структурной перестройки финансового сектора с опорой на собственную систему управления инвестиционными рисками, будет способствовать эффективной трансформации национальных сбережений в инвестиции и обеспечению межотраслевого перемещения капиталов, исходя из стратегического развития национальной экономики. Решение этих заданий невозможно без изменения роли государственного регулирования. В развитых странах государство, а именно монетарная власть, является основным участником системы управления инвестиционными рисками. При этом она выполняет функции:

? кредитора последней инстанции, который гарантирует стойкость банковской системы и финансовых рынков;
? субъекта превентивного антикризисного вмешательства в деятельность финансовых структур;
? главного игрока на рынках капитальных активов, способного влиять на ценовые тренды и устранять из рынков некачественные активы;
? источника формирования долгосрочных ориентиров для развития рынков.

В документах, которые определяют стратегию развития финансового сектора Украины, на наш взгляд, эти вопросы не нашли соответствующего отображения [3]. Как и в других странах СНГ, основное внимание уделяется эволюционной трансформации финансового сектора под воздействием изменений нормативно-правового поля. На наш взгляд, в посткризисный период возрастает актуальность формирования интегрированной стратегии, которая охватывает развитие основных составляющих финансовой системы - банковского и страхового секторов, финансового рынка, построенной на принципах «государственного активизма» в финансовой сфере.

Как свидетельствует опыт украинской экономики, к основным институционным барьерам на пути структурной перестройки финансового сектора относятся следующие:

? отсутствие прозрачности бизнеса и слабый контроль со стороны государства относительно обеспечения надлежащих стандартов транспарентности;
? высокий уровень интегрированности банков в соответствующие группы бизнеса, что снижает возможность осуществления эффективного контроля за уровнем рисков;
? трудности с регламентацией рисков на государственном уровне, что, в частности, проявляется в недостаточном развитии системы национальных кредитных рейтингов как основы механизма управления рыночной репутацией компаний и их доступа к финансированию;
? низкая ликвидность рынка капитальных активов, что существенно снижает сферу эффективного вложения капитала, сдерживая процесс трансформации сбережений в инвестиции; отсутствие специализированной системы расчетов по операциям с капитальными активами;
? устранение государства от выполнения функции участника и финансового координатора структурных реформ; отсутствие системы предоставления банкам субординованих государственных кредитов для реализации структурных программ.

Разработка, внедрение и реализация действенного механизма формирования эффективной структуры финансового сектора должны осуществляться с учетом финансовой политики государства и правовых норм, на которых базируется и функционирует финансовая система страны.



Библиография

1. Науменкова С.В., Мищенко С.В. Развитие финансового сектора Украины в условиях формирования новой финансовой архитектуы: монографія (на укр.яз.) – К.: Университет банковского дела НБУ, Центр научных исследований НБУ, 2009. – 384 с.
2. Солнцев О. Финансовый сектор. Перспективы развития и политика национальной конкурентоспособности // Банковское дело в Москве. – 2005. – № 12. – Режим доступу: http://www.bdm.ru
3. Стратегія економічного і соціального розвитку України (2004-2015) “Шляхом Європейської інтеграції” / [А. С. Гальчинський, В. М. Геєць та ін.]. – Нац. Ін.-т. стратег. дослідж., Ін-т екон. Прогнозування НАН України, М-во економіки та з питань європ. інтегр. України. – К. : ІВЦ Держкомстату України, 2004. – 416 с.
4. Сравнительный анализ денежно-кредитной политики в переходных экономиках / [Дробышевский С., Козловская А., Левченко Д.] ; под ред. Дробышевского С. – М.: Институт экономики переходного периода, 2003. – 244 с.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года