Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ТЕРЕЛАДЗЕ Д.И.
Аспирант кафедры «Деньги и ценные бумаги», Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

Проблема избыточного притока капитала в страны с развивающимися рынками в посткризисный период

Международные финансовые потоки, направляемые из развитых в развивающиеся рынки, способствуют усилению интеграционных процессов в мировой экономике. Иностранные инвестиции стимулируют рост потребления и капитальных инвестиций в производство в ряде стран. Однако, наряду с преимуществами, которые страна приобретает в результате притока иностранного капитала на ее внутренний финансовый рынок, также имеются существенные недостатки, связанные с переизбытком капитала, недоразвитостью внутреннего финансового рынка и, как следствие перегревом экономики. Поэтому в периоды массированной экспансии капитала, с целью недопущения образования макроэкономических дисбалансов, денежным властям необходимо использовать целый ряд денежно-кредитных и фискальных мер.

При выработке государственной политики регулирования международных финансовых потоков одним из самых актуальных вопросов остается использование валютных и административных ограничений на приток спекулятивного капитала. Поскольку, в условиях нестабильности финансовой системы, международные финансовые потоки являются волатильным компонентом, который усиливает кризисные тенденции на внутреннем финансовом рынке, поэтому в периоды экспансии иностранного капитала необходимо найти баланс между государственным регулированием и свободным движением капитала.

Введение количественных методов регулирования движения капитала на российском финансовом рынке, с нашей точки зрения не является целесообразной мерой, поскольку это может спровоцировать отток инвестиций с рынка. Попытка восстановления барьеров на пути движения финансового капитала, упраздненных в июне 2006 года может быть воспринята инвесторами как слабость денежных властей и оказать негативное воздействие на привлекательность финансового рынка.

По нашему мнению, отсутствие валютных ограничений является конкурентным преимуществом по сравнению с другими развивающимися рынками, поскольку позволит России за достаточно короткий срок привлечь иностранные капиталы на финансовый рынок.

На наш взгляд, в настоящее время можно выделить следующие возможные инструменты контроля притока финансового капитала, которые могут быть теоретически применены на развивающихся рынках:

1. Прямые ограничения на внешние заимствования корпоративного сектора.

Данный метод был эффективно апробирован на некоторых развивающихся рынках (Малайзия). Однако негативным моментов является несоблюдения данного ограничения и его обхода с помощью создания фирм специального назначения или других схем, позволяющее скрыть реального значение привлеченного капитала.

Применение данного инструмента может значительно снизит темы развития национальной банковской системы, а также окажет негативное влияние на внутреннюю и внешнюю конвертируемость национальной валюты страны- реципиента капитала. На наш взгляд, использование данного инструмента возможно только в самых крайних случаях, прежде всего предпочтение необходимо отдавать рыночно ориентированным механизмам контроля.

2.Осуществление валютных интервенций для сдерживания избыточного притока ссудного капитала и роста внешних заимствований.

В период массированной экспансии капитала, в стране создаются предпосылки для укрепления курса национальной валюты. Банкам и компаниям становится выгодным быстро увеличивать объемы корпоративного внешнего заимствования, поскольку при повышении курса, оно становится дешевле и доступнее, поэтому политика, препятствующая сильной ревальвации национальной валюты, будет способствовать снижению стимулов к избыточному внешнему заимствованию.

Политика сдерживания укрепления номинального курса национальных валют, путем осуществления валютных интервенций наиболее распространенная мера, применяемая на развивающихся рынках. В докризисный период в 2000-2007 году, в период активной экспансии западных капиталов, такую политику проводили страны Азии (Китай, Индонезия, Индия, Малайзия, и т.д.), хотя ограничение роста внешнего долга не всегда являлось главной целью, а использовалось скорее для стимулирования экспертно-ориентированных отраслей, и накопления золотовалютных резервов.

Важным моментом при осуществлении валютных интервенциях служит выбор механизма стерилизации избыточного капитала на рынке, поскольку активные операции центрального рынка на открытом рынке могут привести к повышению процентных ставок, что может в свою очередь способствовать дальнейшему избыточному притоку капиталу в страну.

По мнению А.В. Улюкаева наиболее эффективными рыночными инструментами стерилизации могут выступать долгосрочные государственные облигации, приобретенные небанковским сектором, поскольку даже в случае длительного притока капитала их использование позволяет сократить чрезмерную кредитную экспансию банков и снизить риски. Тем не менее, выпуск долгосрочных государственных облигаций может приводить к значительному дефициту бюджета. Например, в Малайзии в период 1992-1993 году в условиях массированной экспансии иностранного капитала, денежные власти повышали процентные ставки для стерилизации избыточного капитала и замедления инфляции. Однако в условиях бюджетного профицита, имел место недостаток государственных бумаг, и центральному банку пришлось выпускать обязательства под процентные ставки, значительно превышающие доходность иностранных активов, на которые они покупались. Кроме того, необходимо иметь в виду, что при активном проведении политики стерилизации может возникнуть негативный эффект, при котором реальному сектору будет крайне сложно конкурировать с государственными инструментами в привлечении банковских кредитов и средств инвесторов. Поэтому эффективность использования стерилизационных операций ограничена, и денежным властям необходимо применить денежно-кредитные меры по ограничению притока капитала. На наш взгляд, заслуживает внимания, точка зрения А.В. Улюкаева, в случае если приток капитала является временным, является более предпочтительным использовать операции РЕПО и валютные свопы, а также привлекать средства банков на депозиты.

3. Регулирование нормы обязательного резервирования.

Это простой широко используемый инструмент, однако его применение ограничено соображениями развития банковской системы. Применение данной меры является своего рода налогом на банковскую систему, и его повышение может негативно сказаться на состоянии малых и средних банках, поэтому применение данной меры должно быть ограниченным, и дополняться фискальными мерами по регулированию притока капитала.

4.Введение норматива капитализации банков к обязательствам по отношению к обязательствам нерезидентов.

Основная цель данной меры - увязать внешние заимствования коммерческих банков с размером их собственных средств. Необходимо отметить, что введение норматива капитализации к долговым обязательствам, на наш взгляд может способствовать повышению капитализации банковской системы.

В период кредитного бума и спекулятивного спроса на кредиты со стороны субъектов экономики, владельцы банков будут идти на увеличение собственного капитала с целью поддержания существующих темпов роста кредитования, финансируемого за счет притока иностранного капитала.

5.Повышение депозитных ставок центрального банка.

Данный инструмент во многом является схожим с операциями на открытом рынке. Однако применение данного инструмента является эффективным до тех пор, когда депозитные ставки не сравняются с процентными ставками по свободно обращающимся государственным облигациям. Превышение данного порога будет способствовать дополнительному притоку спекулятивного капитала на финансовый рынок.

6.Использование валютного свопа.

В рамках применения данного инструмента центральный банк осуществляет операции по текущему курсу и одновременно обязуется выкупить ее в определенный момент времени по заранее определенному форвардному курсу. Применение данного механизма позволит центральному банку «перераспределить» избыточную ликвидность в будущее.

7.Введение депозитных требований на внешние заимствования.

Суть данного требования состоит в обязанности заемщика «заморозить» на некоторое время на определенном счете центрального банка часть привлекаемых им средств в иностранной валюте. Данная мера является своего рода налогом на внешние заимствования. Применение данного механизма было успешным в странах Латинской Америки: Чили и Колумбии. Однако, как подтверждают проведенные исследования, данная мера может иметь негативное влияние на средние и мелкие компании и банки, которые имеют ограниченные возможности для привлечения средств из-за рубежа. Кроме того, введение требования беспроцентного резервирования средств в центральном банке страны, также имеет негативное влияние на конвертируемость национальной валюты страны-реципиента капитала. Поэтому, на наш взгляд, в стране, валютное законодательство полностью либерализовано, и сняты ограничения на движение капитала, введение данного требования может иметь негативное влияние на инвестиционную привлекательность страны. Тем не менее, в стране, использующей ограничения на движение капитала, на период проведения экономических реформ введение данной меры является, на наш взгляд, более целесообразным.

8. Введение налога на краткосрочные финансовые инвестиции.

В периоды массовой экспансии капитала на финансовый рынок, велик риск роста корпоративного долга банков и компаний краткосрочного характера. Введение налога на краткосрочные внешние заимствования будет дестимулировать компании и банки прибегать к избыточному краткосрочному заимствованию. Ставка налога должна дифференцироваться в зависимости от срока займа.

На основании позитивного опыта контроля на развивающихся рынках, мы полагаем возможным использовать меры по контролю притока спекулятивного капитала на российском финансовом рынке, в случае массированного притока в посткризисный период. Следует отметить, что не все выше перечисленные меры применимы в современных российских условиях по причинам экономического, законодательного и политического характера.

В целом для страны со свободным движением капитала и режимом свободного плавания валютного курса, на наш взгляд, наиболее эффективными могут быть использование механизма дифференцирования требований по обязательному резервированию, введение ограничения максимального размера открытой валютной позиции банков, а также, в качестве крайней меры, введение специального налога на избыточные внешние заимствования.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года