Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ХАРЧЕНКО Л.П.
Кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

Инвестиционные фонды в процессе реформирования финансового надзора и регулирования в США и Европе

Все мировое сообщество внимательно изучает и активно обсуждает предложения США и стран Европейского союза по созданию механизмов, повышающих стандарты международного регулирования финансовой системы. Финансовые институты, работающие на интегрированных европейских финансовых рынках, а также на глобальном финансовом рынке, в период мирового финансово-экономического кризиса столкнулись с недостатками существующей системы регулирования финансовых рынков. Государственные органы, регулирующие деятельность учреждений на национальных финансовых рынках, осознали необходимость формирования межстрановой институциональной модели управления системными рисками и угрозами, необходимость введения всестороннего контроля за финансовыми рынками с целью поддержания стабильности мировой финансовой системы.

Основной акцент в планах по реформированию финансового регулирования, как в Европе, так и в США, направлен на повышение устойчивости банковской системы. Однако в документах прослеживается тенденция ужесточения финансового регулирования деятельности и иных финансовых институтов, в частности, инвестиционных фондов, роль которых в общем объеме посреднических услуг в финансовом секторе для развитых стран трудно переоценить. Поскольку российские инвестиционные фонды фактически являются импортированным институтом доходов населения, эволюционное развитие которого осуществлялось на финансовых рынках США и Европы, и уже произошла в определенной степени адаптация этого института, инициативы стран США и Европейского Союза, касающиеся преодоления системных финансовых рисков на финансовых рынках, и, в частности, их рекомендации относительно дальнейшего регулирования инвестиционных фондов, представляются актуальными для изучения и выработки направлений регулирования российского финансового сектора.

Главной задачей реформирования регулирования мировой финансовой системы является проблема восстановления доверия инвесторов к надежности финансовой системы. Предложения, представленные президентом США Бараком Обамой в Плане Реформ 17 июня 2009 г., были нацелены на формирование эффективного механизма регулирования и надзора за деятельностью финансовых институтов, при этом создание обновленной финансовой системы, одним из главных качеств которой должна стать адаптивность в условиях процикличности развития финансовых рынков, в качестве одной из приоритетных задач рассматривает проблему защиты потребителей и инвесторов.

В плане контроля за инвестиционными фондами обратим внимание на расширение полномочий Федеральной резервной системы США, - появление обязанности осуществлять консолидированный надзор за системообразующими компаниями, в том числе небанковскими, а также повышение требований по капиталу и ужесточению иных пруденциальных нормативов для всех компаний, работающих на финансовых рынках. Особенное значение имеет предложение по передаче комиссии по ценным бумагам и биржам функции по регистрации хедж-фондов и других частных пулов капитала. Данное предложение играет роль серьезного институционального ограничения, оказывающего серьезное влияние на дальнейшее развитие отрасли хедж-фондов.

Одним из пунктов Плана Реформ Барака Обамы значится повышение стандартов международного регулирования и улучшение координации регулирования между странами. Одно из предложений, касающееся координации регулирования инвестиционных фондов, касается хедж-фондов, которые сами или их управляющие компании обязаны зарегистрироваться в странах своего основного присутствия. Хедж-фондам вменяется обязанность по раскрытию информации, необходимой для оценки рисков, привносимых их деятельностью на финансовых рынках. Хедж-фонд подлежит регистрации в соответствии с установленным минимальным размером фонда. Под контроль комиссии по ценным бумагам и биржам попадают хедж-фонды, частные инвестиционные фонды и венчурные фонды с объемом средств более 30 млн. долл. Инвестиционные фонды соответствующих категорий меньших размеров будут регулироваться госорганами на уровне штатов США.

В глобальной системе предупреждения рисков действует Совет финансовой стабильности (Financial Stability Board), международная организация, созданная странами Большой индустриальной двадцатки на Лондонском саммите в апреле 2009 года на базе Форума финансовой стабильности, существовавшего с 1999 года. Этот орган, главной задачей которого является оценка финансовой стабильности в глобальном аспекте в контексте макроэкономических тенденций и общих тенденций на финансовых рынках, вырабатывает политику взаимодействия по обмену информацией между контролирующими органами разных стран, с целью обеспечения эффективного контроля за хедж-фондами в случае, если фонд расположен в иной юрисдикции, чем юрисдикция его управляющей компании.

Мировой финансово-экономический кризис вскрыл недостатки регулирования финансового сектора в странах Европейского Союза, которое оказалось неспособным противостоять рискам в силу отсутствия единого регулятора в банковско-финансовой сфере.

В феврале 2009 года в Брюсселе был представлен доклад о плане реформ в регулировании финансовых рынков, подготовленный специально созданной рабочей группой во главе с бывшим директором-распорядителем МВФ и бывшим министром финансов Франции Жаком де Ларозьером [4]. В докладе были представлены рекомендации по организации надзора за финансовыми институтами и интегрированными финансовыми рынками в Европе; рекомендации по укреплению взаимодействия стран Европейского Союза в области финансовой стабильности; порядок взаимодействия европейских органов надзора. Завершался доклад анализом рекомендаций по регулированию европейских финансовых рынков.

Планом реформ, изложенным в докладе, рекомендовалось создание Еврокомиссией новых регулирующих институтов. На микропруденциальном уровне (когда надзор осуществляется за отдельными финансовыми институтами) было предложено создать Европейскую систему финансового надзора (European System of Financial Supervisors, ESFS). Новая система будет нацелена на преодоление несогласованности действий со стороны национальных властей стран Европейского союза по вопросам регулирования интегрированных европейских рынков. На макропруденциальном уровне было предложено создать Европейский совет по системным рискам (European Systemic Risk Council, ESRC) под руководством Европейского Центробанка, в состав которого войдут представители органов, наблюдающих за деятельностью банков, страховых компаний и бирж. Задачей этого органа станет отслеживание и анализ информации, важной с точки зрения финансовой стабильности.

На первом, подготовительном этапе (2009-2010), государства – члены Европейского союза должны ужесточить институциональные ограничения для национальных финансовых институтов. На втором этапе (2011-2012) Европейская система финансового надзора должна быть в целом сформирована. Такая система поможет Европейскому союзу укрепить свои позиции в управлении системными рисками на глобальном уровне.

В докладе о плане реформ в Европе отдельно поднимается вопрос регулирования отрасли инвестиционных фондов. Проблема, с которой столкнулись европейские инвестиционные фонды во время кризиса, заключалась в трудностях быстрого получения фондами денежных средств от продажи активов для оплаты выкупаемых фондами акций из-за неожиданного сокращения ликвидности на рынках, в прошлом, очень ликвидных. В связи с этим в докладе было предложено осуществлять более строгую кодификацию активов, в которые могут инвестировать свои средства инвестиционные фонды с конкретной инвестиционной стратегией, с целью ограничения кредитных, рыночных рисков и рисков ликвидности. Заметим, что по причинам более низкого уровня развития российского рынка ценных бумаг по сравнению с рынками ценных бумаг развитых стран, на состав и структуру активов российских паевых инвестиционных фондов законодательно накладываются жесткие ограничения, которые, в определенной степени решая задачу ограничения указанных видов рисков, порождают новые риски, связанные с жесткой привязкой портфелей фондов отдельных категорий к акциям и облигациям, что порождает убытки в условиях падения рынков в периоды кризисов.

Депозитарное хранение активов инвестиционных фондов, не только UCITS (предприятий коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги), как подчеркивается в докладе о плане реформ, должно осуществляться отдельно от активов управляющих компаний.

В целом относительно развития инвестиционных фондов в Европе группа вырабатывает следующую рекомендацию: необходимо и далее разрабатывать общие правила для инвестиционных фондов в Европейском союзе, особенно в части определений, кодификация активов и правил делегирования полномочий. Общие фонды банковского управления и хеджевые фонды также должны подвергаться надзору и регулированию.

В докладе подчеркивается, что для Европы в целом процессы регулирования финансовых рынков представляют больший комплекс проблем по сравнению с аналогичными процессами в отдельно взятой стране, так как имеет место множество несогласованных правил, и для формирования единого европейского рынка необходимо согласовать набор правил каждой из 27 стран, входящих в Европейский союз. Необходимо развитие корпоративного управления и выработка политики вознаграждения. Требуется установление прозрачной процедуры антикризисного управления. Необходима согласованность в вопросах гарантированности вкладов населения. Единый европейский рынок не может функционировать должным образом, если в результате несогласованности правил, национальные правила и нормы разных стран поощряют регулирующий арбитраж, а управление кризисными явлениями в международном масштабе затрудняется.

В странах, являющихся членами Европейского союза, ведутся дискуссии относительно опасности усиления регулирования и контроля на наднациональном уровне. Есть позиция, согласно которой ESRC снизит степень самостоятельности принятия решений национальных регуляторов. Существует и риск того, что решения, принимаемые новыми органами наднационального регулирования, могут привести к дополнительным финансовым обязательствам правительств стран-членов Европейского союза, нарушая принцип суверенитета над распределением национальных бюджетных средств.

По нашему мнению, для решения задач адекватного регулирования российского финансового рынка следует не только со стороны наблюдать за опытом построения практики регулирования и надзора развитыми странами в условиях глобализации. Между Россией и странами Европейского союза, несмотря на фрагментарный характер интеграционного взаимодействия, идет медленный процесс сближения, и в том числе в финансовом секторе. Занимая уникальное положение между Западом и Востоком Евразии, Россия не может не учитывать перспективы финансового сотрудничества, касающиеся Азии и по другую сторону своих южных границ. С рядом стран на постсоветском пространстве Россия со временем построит общее экономическое и финансовое пространств. В конечном итоге и Россия придет к тому, что встанет перед необходимостью воспользоваться инструментами и механизмами, разработанными и опробованными развитыми странами. Поэтому для России опыт по гармонизации законодательств стран Европейского союза и формирование финансовой системы, в основе которой лежит модель наднационального регулирования, и опыт развитых стран в разработке дальнейших направлений развития регулирования финансовых рынков в условиях глобализации представляется необходимым и своевременным.



Библиография

1. Вовченко Н.Г., Евлахова Ю.С. Формирование институциональной платформы глобальной финансовой стабильности // Финансовые исследования. - 2010. - №1(26). - С. 3-10.
2. Прексин О.М. Общее финансовое пространство России и Евросоюза: иллюзия или возможность? // Банковское дело. - 2009. - № 9. - С. 82-86.
3. Хандруев А.А. и др. Повышение устойчивости национальной банковской системы: Россия и мировой финансовый кризис. // Информационно-аналитические материалы VII Международного банковского форума. – Ассоциация региональных банков России, Консалтинговая группа «Банки. Финансы. Инвестиции». – М. - 2009.
4. The High-level group on financial supervision in the EU. Chaired by J. de Larosiere. Report. Brussels, 2009, 25 February.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года