Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЦЫТОВИЧ Н.Н.
Кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет

Стратегическое финансовое планирование в корпорациях: современные подходы

Система стратегического планирования как самостоятельное направление в науке и практике появилось в конце 60-х годов ХХ века. За более чем 40 летний период разработано большое количество методов и моделей стратегического анализа и планирования, а также специальных инструментов для принятия управленческих решений.

Однако, в конце 80-х годов ХХ столетия в западных странах отношение к стратегическому планированию несколько охладело. Виднейшие теоретики и основоположники классической теории стратегического управления, такие как Генри Минцберг, Игорь Ансофф показали ограниченные возможности и недостатки существовавшей теории. В целом критические замечания, касающиеся классической теории, можно свести к следующим моментам:

А) в условиях неопределенности возможности предвидения весьма ограничены, особенно это стало очевидно с возрастанием неопределенности состояния глобальной финансовой системы;

Б) возможности организаций влиять на внешнюю среду уменьшаются;

В) существует разрыв в разработке и реализации стратегических планов. Он связан с тем, что лица, разрабатывающие планы и их реализующие, различны. Соответственно, нарушается один из основополагающих принципов планирования, а именно, принцип участия, введенный в теорию управления Р. Акоффом, заключающийся в том, что процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает;

Г) стратегическое планирование опирается на формализованные методы и процедуры, в которых нет места ни интуиции, ни опыту, ни творчеству, что лежит в основе стратегического мышления.

В 80-е годы ХХ столетия в теории и практике деловой жизни усилилось значение гуманитарного (человеческого) фактора. Обезличенные же методы входят в противоречие с современными тенденциями в менеджменте.

Главные проблемы классической теории стратегического планирования связаны с:

• предположением о неизменности форм и методов ведения бизнеса. Это выводит вопрос реструктуризации бизнеса за рамки традиционной системы стратегического управления;

• привязка стратегии к текущему изменению внешней среды, а не к осуществляемой данной организацией бизнес-функции. Предполагается, что бизнес функция не претерпевает изменений.

В основе классической концепции стратегического целеполагания, позиционирования и выбора лежит тектоцентрическая парадигма управления, которая не может решать многие вопросы развития бизнеса. Центральным звеном этой парадигмы является признание необходимости сохранения и развития организации, как самостоятельной сущности, а не как гибкой формы совместной деятельности людей.

Бизнес, понимаемый как целенаправленная деятельности отдельных лиц, их групп на получение коммерческого эффекта, сегодня трудно воспринимать и рассматривать в рамках отдельно взятой компании какой бы крупной она ни была. В современной теории бизнеса организация рассматривается как элемент некой бизнес системы, развивающейся исходя из интересов отдельных групп.

Соответственно и стратегическое планирование в корпорациях следует рассматривать через призму развития бизнеса с тем, чтобы оно становилось планированием развития функциональной принадлежности организации к бизнес-системе. При таком подходе многие вопросы стратегической значимости рассматриваются в иной плоскости. В частности, конкуренция, как основа для развития бизнеса, отходит на второй план, а на первый план выходят вопросы интеграции конкретного бизнеса с бизнес системой в целом. Наглядным примером вышесказанного являются действия российского Союза промышленников и предпринимателей по выработке совместных программ в различных областях общественной и экономической жизни России, которую они периодически озвучивают на встречах с Президентом РФ. Таким образом, в рамках бизнес системы многие аспекты классической теории стратегического управления требуют переосмысления.

Стратегическое планирование будем рассматривать как определенный образ действия организации в рамках соответствующей системы принципов, правил и приоритетов, «устанавливающих обстоятельства места, причины, способы и цели действия организации». Разработка такой системы составляет главное содержание процесса стратегического планирования. Стратегический план включает в себя видение места организации в будущем, ее общие цели и выбранные стратегии действия. Составной частью стратегического плана является финансовая политика организации. В стратегическом плане должна быть четко изложена цель. Важно, чтобы она была понятна лицам, которым собственно и адресуется. Стратегический план должен иметь письменное оформление.

Письменный документ может принимать различные формы в зависимости от того, кому он адресован. Например, если стратегический план написан для сотрудников собственной компании, он может содержать значительно меньше информации о рынках, о ситуации в компании и т.п., учитывая, что этой информацией (как правило, разноречивой) сотрудники компании итак обладают. Если же стратегический план подготовлен для получения долгосрочного кредита или привлечения конкретных типов инвесторов, то он должен содержать подробную информацию, которая заинтересует, прежде всего, банкиров и соответствующих инвесторов. В частности, банкиров будут интересовать платежеспособность предприятия, движения денежных потоков на том или ином отрезке времени. Инвесторов же будут интересовать в большей мере вопросы финансовой устойчивости, рынки сбыта и другие прогнозные оценки, влияющие в долгосрочной перспективе на стоимость бизнеса. Другими словами, прежде, чем писать план, необходимо определиться с тем, как и кем он будет использоваться.

Система стратегического финансового планирования должна базироваться и на финансовой стратегии ведения бизнеса. Приоритетное значение в ней имеют вопросы разработки методов проектирования будущих финансовых потребностей компании, исходя из целей функционирования бизнеса, а также учета противоречивых целей деятельности организации.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года