Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КОСТИН Ф.И.
Аспирант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Меры налогового стимулирования инвестиционных процессов в секторе обрабатывающих производств

Финансово-экономический кризис 2008-2010 годов продемонстрировал неустойчивость сложившейся экономической модели Российской Федерации. Преобладающий в экономической структуре экспортно-сырьевой сектор обуславливает зависимость от мировых цен на энергоресурсы, а слабая финансовая система определяет высокую чувствительность к стоимости иностранных заемных средств. В данных условиях актуальной является задача диверсификации экономики, повышения удельного веса производства товаров инвестиционного и потребительского спроса в структуре валового внутреннего продукта и объеме экспорта. Прежде всего, товары с высокой степенью переработки производятся отраслями обрабатывающей промышленности.

Несмотря на положительную динамику последних лет, показатели результативности и эффективности функционирования сектора обрабатывающей промышленности значительно отстают от уровня 1990 года. Низкая доля в структуре ВВП и экспорта, наряду с низкими средними значениями показателей эффективности позволяют сделать вывод о неконкурентоспособности данного сектора в целом. Ключевой причиной неконкурентоспособности сектора обрабатывающих производств является недостаточный объем инвестиций в основной капитал. По разным оценкам [1] объем инвестиций для обеспечения целей простого и расширенного воспроизводства основных производственных фондов должен составлять от 125 до 175% от текущего объема.

Одним из главных факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность предприятий обрабатывающей промышленности, является неэффективная налоговая система. Данный факт обуславливает необходимость и целесообразность использования механизмов налоговой политики в качестве основного инструмента промышленной политики. В качестве основных негативных характеристик следует выделить: неэффективное налоговое администрирование (сложность, противоречивость и изменчивость налогового законодательства; высокая трудоемкость ведения налогового учета, оформления документации и других процедур; высокий удельный вес затрат на налоговое администрирование); двойное налогообложение основных факторов производства; высокие ставки отдельных налогов (НДС), унифицированность (и как следствие неравномерность распределения налоговой нагрузки по отраслям и видам экономической деятельности), отсутствие четких принципов и критерия предоставления льгот, отсутствие комплексного подхода к налоговому стимулированию инвестиционной и инновационной активности предприятий [2]. Ключевой проблемой является превалирование фискальной функции над стимулирующей функцией. Налоговая политика не направлена не создание привилегированных условий развития для приоритетных секторов и отраслей. При этом в силу объективных (дефицит бюджета) и субъективных (отсутствие политической воли) причин в среднесрочной перспективе фискальный характер налоговой системы сохранится [3].

В рамках данной статьи будут рассмотрены налоговые преференции, которые распространяются непосредственно на инвестиции в основные средства и тем самым напрямую воздействуют на их объем. Данные преференции можно условно разделить на три группы в зависимости от направленности: снижение налогов, объектами которых являются основные средства; снижение налогов, влияющих на стоимость приобретения или строительства объектов основных средств; снижение налоговой нагрузки на предприятия, осуществляющие инвестиции в основные средства.

1. Снижение стоимости приобретения или строительства объектов основных средств. Данная группа включает в себя совокупность следующих мер:

1.1. Снижение налога на добавленную стоимость для предприятий, производящих и реализующих товары - объекты основных средств, входящих в 3-7 амортизационную группы, для приоритетных секторов. Прежде всего, данная мера должна распространяться на предприятия машиностроительного сектора.

1.2. Необходимо законодательно закрепить осуществляемое сегодня в ряде случаев ускоренное возмещение НДС и обеспечить переход на заявительный порядок (возмещение после подачи декларации, а не по итогам проверки). На первом этапе потребуется обеспечить ускоренное возмещение НДС крупнейшим налогоплательщикам. Более того, автор предлагает предоставить право налогоплательщику самому определять в учетной политике квартальный либо месячный отчетный период для сдачи декларации по НДС.

1.3. Упростить порядок применения льготы по уплате таможенной пошлины и НДС на импорт машин и оборудования, не производимого на территории РФ, и расширить перечень указанного оборудования.

2. Снижение налогов, объектами которых являются основные средства. К данным налогам относятся налог на имущество и земельный налог.

Следует рассмотреть вопрос о предоставлении налоговых каникул для предприятий приоритетных отраслей по налогу на имущество в отношении вновь созданных объектов основных средств (налог на имущество не уплачивается после ввода основного средства в эксплуатацию в течение установленного срока, который должен определяться в соответствии с амортизационной группой основного средства), и по земельному налогу в отношении земельных участков, на территории которых осуществляется реализация инвестиционных проектов, а также для вновь построенных объектов (земельный налог не уплачивается с земельного участка, расположенного под вновь построенным объектом основных средств).

Эффективной мерой станет переход к другому порядку определения элементов налога на имущества. В качестве налогооблагаемой базы использовать первоначальную стоимость объекта основных средств, а налоговую ставку дифференцировать в зависимости от срока использования. Например, налоговая ставка 0% - срок использования составляет менее 20% от срока полезного использования, 0,5% - 20% - 40% от срока полезного использования, 1,5% - 40% - 60% от срока полезного использования, 2% - 60%-80% от срока полезного использования, 2,5% - 80-100% от срока полезного использования, 3% - больше срока полезного использования. Данная мера позволит одновременно стимулировать процесс технологического обновления и дестимулировать использование основных средств свыше срока полезного использования.

В целях стимулирования проведения налогоплательщиками энергосберегающей политики, имеет смысл освободить от обложения налогом на имущество энергоэффективное оборудование. При этом перечень данного оборудования с указанием класса энергоэффективности должен быть разработан при активном содействии отраслевых ассоциаций и союзов.

3. Снижение налоговой нагрузки на предприятия, осуществляющие инвестиции в основные средства. Как правило, за счет налога на прибыль через снижение ставки для инвестирующих предприятий, либо через увеличение возможностей вычета из налогооблагаемой базы расходов на инвестиционные цели.

Следует рассмотреть вопрос о предоставлении налоговых каникул по налогу на прибыль для вновь создаваемых юридических лиц в приоритетных отраслях при условии реализации ими инвестиционных программ, соответствующих установленным критериям. На данный момент такая практика присутствует в ряде субъектов федерации, однако по федеральному законодательству налог не может быть снижен ниже 15,5%. Целесообразно в законодательном порядке понизить данный порог для предприятий приоритетных отраслей.

На сегодняшний день налогоплательщик имеет право включать в состав расходов периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% (не более 30% для основных средств, относящихся к 3-7 амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств. Необходимо принять решение об инвестиционной льготе для предприятий приоритетных отраслей (из налогооблагаемой прибыли в период несения затрат инвестиционного характера вычитать определенную долю понесенных расходов) – это прозрачная и абсолютно рыночная мера в условиях ограниченности как внешних, так и внутренних источников финансирования инвестиционных программ компаний. Либо повысить размер амортизационной премии с 10% до 20% при приобретении и вводе в эксплуатацию основных средств (с 30% до 50% в отношении основных средств, входящих в состав 3-7 амортизационных групп). Это станет важной мерой, направленной на стимулирование модернизации основных фондов.

В качестве альтернативной меры сократить сроки амортизации отдельных видов основных средств, что будет стимулировать технологическое обновление и разрешить единовременное списание в составе расходов недоамортизированную сумму выводимого из процесса производства оборудования при его замене.

В условиях, когда увеличиваются ставки по кредитам, а их субсидирование носит ограниченный характер, необходимо признавать к учету расходы в виде процентов по долговым обязательствам (кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления), если они берутся под строительство новых производственных объектов или разработку новых технологий, а проценты соответствуют текущей рыночной ситуации и не направлены на необоснованное занижение налогооблагаемой базы. На сегодняшний практикуются два способа нормирования данных расходов: 1) Исходя из среднего процента, рассчитанного по долговым обязательствам того же вида, полученным в сопоставимых условиях, и увеличенного в 1,2 раза. 2) Исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза (если долговое обязательство выражено в рублях), или 22% годовых (если долговое обязательство выражено в валюте). Однако на данный момент средняя стоимость рублевого кредита составляет от 17 до 30%. Ставка рефинансирования, увеличенная в 1,5 раза, составляет 11,6%. Таким образом, представляется целесообразным повысить предельную величину процентной ставки по инвестиционным кредитам, в пределах которой проценты будут относиться на уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Большинство перечисленных мер входят в сферу регулирования федеральных органов законодательной власти. Исключение составляют инициативы относительно налоговых каникул по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на прибыль. Регулирование налоговых ставок, в том числе установление налоговых льгот, в рамках существующего законодательства по данным налогам осуществляется законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов представительной власти муниципальных образований.

Анализ позволяет предположить, что у региональных и местных органов власти отсутствуют стимулы и возможности для предоставления льгот по данным налогам. Во-первых, превалирующее большинство субъектов РФ испытывает трудности с исполнением доходной части бюджета. Во-вторых, период времени, в течение которого стимулируемые инвестиционные проекты – потребители налоговых преференций, принесут запланированный бюджетный и экономический эффект, зачастую превышает срок избрания органов власти субъектов и муниципальных образований РФ.

На наш взгляд, необходимо обеспечить бюджетам субъектов РФ компенсацию указанных налоговых льгот, предоставляемых для предприятий приоритетных отраслей, из федерального бюджета, в частности за счет средств Резервного Фонда.

По различным оценкам реализация заявленных мероприятий позволит предприятиям приоритетных отраслей увеличить объем инвестиций в основные средства на 18-22%, что обеспечит выполнение задачи простого воспроизводства основных фондов в масштабах отраслей и расширенного воспроизводства на отдельных предприятиях.



Библиография

1. Тишкова О.П. Управление воспроизводством основных фондов промышленных предприятий на основе технического перевооружения. Автореф. канд. дисс. - СПб.: 2009.
2. Сайфиева С.Н. Налоговая нагрузка на российскую экономику: Макроэкономический анализ - М.: URSS, 2010. - 240 с.
3. «Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (одобрено Правительством РФ 25.05.2009)


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года