Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

АЛЕКСАНДРОВА Е.А.
Аспирант, Санкт-Петербургская академия управления и экономики

Анализ путей оздоровления деловой среды малого предпринимательства

Мировой опыт убедительно доказал, что предпринимательство является одним из существенных факторов ускорения социально-экономического развития, оно определяет уровень развития общества, создает условия для развития деловых качеств людей, повышает качество жизни для многих граждан. Несмотря на положительную роль предприятий малого бизнеса в обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны, этот сектор экономики несет значительные потери из-за чрезмерного государственного регулирования и большого количества административных процедур, связанных с подготовкой и предоставлением отчетности и выполнения различных предписаний. В связи с этим очень важно, с одной стороны, обеспечить представление и защиту интересов малого бизнеса в федеральных, региональных и муниципальных органах власти, а с другой стороны, сократить и упростить систему государственного регулирования предпринимательской деятельности и, в конечном итоге, создать в стране благоприятную и «дружественную» среду для развития малого бизнеса. Активное лоббирование интересов малых предприятий в законодательных и исполнительных органах власти создаст в стране благоприятный климат для развития малого предпринимательства, что приведет к созданию таких условий, при которых все законодательные инициативы будут способствовать развитию малого предпринимательства и не будут создавать препятствий для деятельности предприятий малого бизнеса. Помимо этого, в целях повышения эффективности реализации правительственных программ поддержки и развития малого предпринимательства государство должно тесно взаимодействовать с организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которая, являясь важной частью деловой среды любой организации, оказывает особое влияние на развитие малых предприятий.

В инфраструктуру поддержки малого предпринимательства входит вся совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности малых предприятий, оказывающих финансовые, информационные, образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг и развития предпринимательства в целом. К объектам инфраструктуры необходимо отнести и различные общественные предпринимательские объединения, которые представляют, лоббируют и защищают интересы предпринимателей, а также содействуют объединению их усилий для решения общих проблем. Торгово-промышленные палаты, ассоциации, союзы и прочие объединения предпринимателей действуют как на федеральном уровне, так практически в каждом регионе Российской Федерации.

Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от реального функционирования разветвленной инфраструктуры поддержки малых предприятий, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Все это в целом составляет благоприятную для малого бизнеса экономическую инфраструктуру, способствующую развитию данного сектора экономики. Помимо этого необходимо создать все необходимые организационно-правовые условия для более эффективного взаимодействия государственных структур по развитию малого предпринимательства с негосударственными структурами поддержки предпринимательства. С этой целью основной акцент необходимо сделать на усиление эффективного координационного взаимодействия всех государственных и негосударственных элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

При реализации правительственных программ, направленных на поддержку и развитие предпринимательской деятельности предприятий малого бизнеса, государству необходимо обеспечить облегченный доступ малых предприятий к этим программам и услугам с целью формирования благоприятной деловой среды и развития экономической активности малых предприятий. Для повышения экономической устойчивости сектора малого предпринимательства в условиях агрессивной рыночной среды, постоянно возникает необходимость осуществления дополнительных организационных и ресурсных мер поддержки со стороны государства. Это может выражаться в развитии различных приоритетов государственной поддержки малых предприятий: совершенствование налоговой системы, облегчение доступа к финансовым ресурсам, увеличение капитализации гарантийных фондов, развитие программ микрофинансирования, предоставление залогового и гарантийного обеспечения займов, выдача грантов, предоставление различных видов технической помощи, консультирование, обучение, информационная поддержка и т.д.

Меры в области налогового стимулирования могут предполагать представление «налоговых каникул» для вновь образованных малых предприятий, занимающихся производственной инновационной деятельностью, в виде временного освобождения от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения и т.п. Также с целью высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). В целом, подобные меры налогового стимулирования для малых предприятий могут послужить стимулом к росту и увеличению производства, а помимо этого будут способствовать сокращению теневого сектора.

Очень часто помимо непосредственных проблем, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия, предпринимателям приходится преодолевать и другие проблемы – так называемые «административные барьеры» - препятствия, которые создаются на пути развития бизнеса в виде чрезмерного государственного регулирования. Малые предприятия вынуждены тратить существенные денежные средства и время на получение различных разрешений, согласований, лицензий, сертификатов, прохождение разного рода проверок и попыток под административным давлением вытеснения с рынка. Административные барьеры приводят к нарушению принципов цивилизованного предпринимательства, наносят урон не только частному бизнесу, но и государству. Эти специфические трудности при развитии бизнеса обусловлены несовершенством государственного регулирования и контроля, либо сознательным ущемлением интересов малого предпринимательства со стороны государственных органов и отдельных чиновников. Еще в 2008 году Министр экономического развития РФ Э.С.Набиуллина в рамках «правительственного часа» по теме «О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по переходу от государственного контроля и надзора к механизмам саморегулирования участников рынка в различных отраслях экономики» заявляла о необходимости «снижения административных барьеров, замещения административных механизмов регулирования финансовыми гарантиями и страхованием». Речь шла о роли саморегулируемых организаций и их значении для государства, бизнеса и потребителя. С помощью саморегулируемых организаций создается более эффективная система контроля за участниками рынка, сокращаются бюрократические барьеры, также государство избавляется от избыточных функций, которые теперь выполняются участниками рынка. При этом государство не уходит от ответственности, просто меняется его роль – от контроля бизнеса к контролю за саморегулируемыми организациями. Стандарты, принимаемые бизнесом, более адекватны его потребностям, чем государственные, меняется уровень ответственности перед потребителем: саморегулируемые организации предполагают обеспечение имущественной ответственности перед третьими лицами. С другой стороны, для бизнеса саморегулирование – это снижение административных издержек, коррупции, реальное сокращение проверок. Участие в саморегулируемых организациях – это конкурентное преимущество в борьбе за потребителя, для которого саморегулируемая организация станет брендом, сильным товарным знаком.

Заинтересованность государства в развитии малого бизнеса должна проявляться и в вовлечении широких слоев населения в творческую предпринимательскую деятельность, в создании в массовом сознании положительного представления о предпринимательской деятельности. Также необходимо повышение качества трудовых ресурсов, занятых в сфере малого предпринимательства. Стремление к развитию профессионального и интеллектуального потенциала работников, занятых в сфере малого бизнеса, должно предполагать создание и развитие системы профессионального обучения и переподготовки квалифицированных работников, а также повышения квалификации предпринимателей. Такие направления поддержки развития малого предпринимательства могут предусматривать в том числе и организацию специализированного обучения и повышение квалификации работников малых предприятий, или компенсацию затрат предприятиям на обучение своих работников. Для улучшения системы подготовки специалистов для работы в секторе малого бизнеса было бы полезным включить в образовательные программы профессиональных училищ, колледжей, высших учебных заведений специализированные образовательные модули и практические консультации со стороны опытных специалистов и предпринимателей с последующей официальной оценкой уровня квалификации выпускников. Это позволило бы эффективным способом оценивать профессиональные возможности обучаемых и выявлять их персональную мотивацию для определения направлений их будущей карьеры в качестве наемных специалистов или предпринимателей сектора малого бизнеса.

Подобные усилия со стороны государства с успехом реализуются во многих странах с развитой экономикой, где сектор малого предпринимательства отличается повышенной динамичностью, гибкостью, активностью, способностью к быстрому созданию новых рабочих мест. В качестве примера можно привести Соединенные Штаты Америки, где активная государственная политика в этом направлении привела к тому, что малые предприятия составляют более 99,7 процентов всех работодателей и ежегодно создают от 60 до 80 процентов фактического количества новых рабочих мест. Иными словами, в нашей стране необходима не только представление интересов и потребностей малых предприятий на всех уровнях власти, но и пропаганда предпринимательства во всех слоях общества.

Таким образом, необходимо отметить, что для создания благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства требуется постоянное совершенствование системы государственного регулирования деятельности малого предпринимательства. Тщательная разработка новых и совершенствование ранее принятых правовых актов наряду с упрощением административных механизмов регулирования экономической деятельности малых предприятий, позволит интенсифицировать создание новых предприятий и создать благоприятные условия для их дальнейшего развития. Решение всех вышеперечисленных стратегических проблем позволит многим малым предприятиям повысить деловую активность, инвестировать средства в модернизацию своего оборудования или в разработку инновационных проектов, привлекать средства в создание новых рабочих мест.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года