Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЛЕРНЕР Е.А.
Ст.преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

Роль культуры предпринимательства в условиях модернизации российской экономики

Современная Россия находится в посткризисном периоде, и хотя основные структурные преобразования уже пройдены, в экономической жизни страны все еще остается немало противоречий. Вот почему дальнейшее развитие российской экономики невозможно без ее модернизации, а для этого необходимо привлекать инвестиции и улучшать условия для предпринимателей, тем более что на фоне вызванных кризисом проблем бизнес развитых стран начинает обращать все большее внимание на Россию. Это взаимодействие с иностранными инвесторами выявляет некоторые особенности российского предпринимательства.

На современном этапе российское общество характеризуется двойственностью мировоззренческих и культурных оснований для деятельности различных социальных групп. С одной стороны, в общественном сознании укоренились либеральные ценности, а с другой - прежние ценности социалистической системы все еще оказывают значительное влияние на жизнь людей, экономику и общество в целом. Эта двойственность социальных ценностей в полной мере относится к экономической системе. Предпринимательство уже давно перестало быть новым элементом социально-экономической структуры, а стало неотъемлемой частью экономической системы современного российского общества. К сожалению, не все сферы предпринимательства четко организованы и урегулированы, поэтому следует добавить, что предпринимательство в нашей стране еще развивается все более нарастающими темпами. Во всех развитых странах решающим фактором эффективного развития предпринимательства становится развитие высокой экономической культуры или культуры предпринимательства. Данный фактор признается одним из важных в достижении экономического успеха.

Вопрос о предпринимательской культуре затрагивает много аспектов экономической, хозяйственной деятельности людей, которые определяются не только их участием в процессах материального производства, конкретными потребностями и путями их достижения и престижным имущественным статусом. В общечеловеческом понимании культура - это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. И в предпринимательской деятельности можно проявить многие человеческие качества в полной мере, раскрыть свои способности, самореализоваться, испытывать удовлетворение от своей деятельности.

Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране правовыми нормами, обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.

Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев включает следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.

Культура предпринимательства характеризуется рядом основных функций: коммуникативно-интегративная, консервативная, трансляционная, инновационная, оценочная, функция целеполагания.

Также хотелось бы отметить, что процесс предпринимательства, на каком бы иерархическом уровне он ни осуществлялся, независимо от сферы совершения сделки всегда тесно связан с культурной средой. Культурная среда по отношению к фирме подразделяется на внешнюю, которая является составной частью макросреды и оказывает влияние на поведение субъектов и объекта предпринимательства, и внутреннюю -культурную среду, которая относится к микросреде фирмы и имеет отношение, как к самой фирме, так и к партнерам, с которыми осуществляется взаимодействие.

Некоторые элементы культурной среды (значительно дифференцированные по странам) оказывают значительное влияние на формирование и развитие культуры предпринимательства: политика, развитость технологий, образование и искусство, религия, правоведение, социальный статус населения, трудовая этика.

Политика является одним из самых важных факторов культуры в организации предпринимательства. Стабильность политического климата, характеристики партий, поддерживающих зарубежный бизнес или препятствующих ему, характеризуют степень предпринимательского риска в политическом отношении.

Изучение технического уровня среды предпринимательства может дать информацию об уровне развития и потенциале рынка, о степени развитости его инфраструктуры, о том, какова степень урбанизации и развития "промышленных ценностей", а также выявить отношение к науке и нововведениям, установить научный потенциал, возможности проведения научных исследований.

Образование и искусство, их уровень и профиль редко учитываются в организации предпринимательской деятельности. Однако сравнительный анализ этих факторов культуры может оказать помощь при изучении грамотности и ее влияния на техническое и профессиональное обучение, а также на эффективность рыночных связей и предпринимательских отношений.

Религия также оказывает большое влияние на экономическую деятельность. Своеобразный взгляд на мир и истинные ценности может стимулировать или препятствовать стремлениям к переменам, применению новых методов в предпринимательстве.

Язык является основой, средством всех коммуникаций, в том числе и предпринимательских.

Несомненно, необходимо знание законов страны, которые отражают нормы и правила отношений к ценностям, к собственности, защите личности. Сравнение и знание различных систем законодательства могут способствовать пониманию традиций бизнеса в различных странах.

Социальный статус населения, социальные особенности организации общества и семьи в предпринимательстве имеют такое же значение, как и другие факторы культурной среды. Не менее важным является исследование социальной стратификации населения, чтобы установить, существует ли заметная разница между высшими, средними и низшими классами и каково их отношение к предпринимательству. Исследование и знание социальных особенностей общественных организаций позволяют установить, будут ли они содействовать или противостоять успеху в деятельности предпринимателя в конкретных социальных условиях.

Если говорить об историческом аспекте культуры предпринимательства в России, то следует отметить что ранее, вплоть до 20-х годов прошлого века, уровень культуры предпринимательской деятельности был достаточно высоким, но затем в течение многих десятилетий под влиянием государства, он стал неуклонно снижаться и в настоящее время, в сравнении с развитыми странами, достиг критической черты. Следует учитывать традиции и исторические предпосылки развития предпринимательства в нашей стране.

Немало важно отсутствие методологической базы оценки культуры предпринимательской деятельности во всех сферах национальной экономики.

Итак, для формирования культуры предпринимательства необходимо определить многие факторы, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель, и его корпоративная культура.

Внешняя среда предпринимательства в нашей стране всегда являлась враждебной и неопределенной. Многовековой опыт выживания и существования в такой среде сформировал базовые особенности российской культуры предпринимательства, восприятия мира, системы ценностей.

Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, корпоративного имиджа, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура. Большое опасение, по мнению специалистов, вызывают массовые деструктивные действия «предпринимателей», недостаточно подготовленных к этой ответственной сфере деятельности и недостаточно осознающих свою роль в формировании культуры предпринимательства страны в целом.

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями.



Библиография

1. Васильева Е.Н. Проблема определения «культуры предпринимательства» / Е.Н. Васильева, В.И. Кирьянов // Вестник Волгоградского архитектурно-строительного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. Вып. 9 (24). - С. 55-59
2. Васильева Е.Н. Становление культуры предпринимательства в современных условиях / Е.Н. Васильева // Российские регионы в условиях трансформации современного общества: материалы Всероссийской научной конференции, г. Волгоград, 14-15 сентября 2006 г. – Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2006. – С. 192-196
3. Гербер М.Е. Предпринимательство: Миф или Реальность // http://www.Internet-Business.ru.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года