Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ОСОВСКИЙ В.А.
Аспирант, Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В. Плеханова (ТУ)

Предпосылки и основные направления совершенствования системы недропользования в нефтегазовом комплексе

Важное место в сырьевом секторе экономики России отводится минерально-сырьевому сегменту. Минеральное сырье и созданный на ее базе минерально-сырьевой комплекс (МСК) оказывают существенное влияние на различные аспекты социально-экономического развития страны. За счет включения этого ресурса в хозяйственный оборот, в условиях жесткой международной конкуренции, за последние годы, страну удалось привести к состоянию экономической и политической стабильности, приблизить к этапу решения многих накопившихся социально-экологических проблем. Недра продолжают играть ведущую роль в устойчивом развитии экономики страны: основные направления экономической политики России и планируемый рост валового внутреннего продукта связываются в основном с широкомасштабным освоением природных ресурсов, в том числе на основе разработки новых месторождений нефти и газа.

К главным приоритетам развития нефтяной и газовой промышленности относятся:

- освоение новых перспективных горизонтов и районов;
- расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы нефти и газа;
- обеспечение устойчивого развития старых районов нефтегазодобычи за счет наиболее полного извлечения и комплексного использования углеводородного сырья, широкого применения современных технологий и методов увеличения нефтеотдачи.

Энергетическая стратегия России определяет необходимость доведения ежегодной добычи нефти до 450-520 млн т. и природного газа – до 680-730 млрд м3. Достижение намеченных уровней добычи возможно при обеспечении воспроизводства запасов нефти в объеме 12 млрд т и газа – в объеме 16 трлн м3. Это, в свою очередь, требует обоснования рациональной стратегии геологоразведочных работ, решения масштабных задач развития нефтегазового комплекса (НГК), строительства объектов добычи и переработки, магистральных нефтепроводов и газопроводов с одной стороны, и создания недропользователям максимально благоприятных правовых и экономических условий для их деятельности - с другой.

Регулирование отношений государства и недропользователя происходит с помощью системы недропользования.

Система недропользования – это определенный порядок организации отношений, возникающих в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории того или иного государства, регулирующихся национальным законодательством и нормами международного права.

Система недропользования в нефтегазовом комплексе направлена на удовлетворение потребностей внутреннего рынка в ресурсах и затрагивает самые различные сферы экономико-правовых отношений:

- внутригосударственные отношения - формы участия территории в решении вопросов предоставления права на пользование недрами для их изучения, разведки, освоения и разработки;
- экономические отношения - налогообложение и распределение доходов, поступающих от освоения и разработки минерально-сырьевых ресурсов, как между государством и недропользователем, так и в рамках государственной иерархии;
- региональную экономическую политику:
- развитие минерально-сырьевого сектора экономики и поддержание высокого уровня изученности минерально-сырьевой базы;
- направления и формы интеграции минерально-сырьевого сектора с другими отраслями хозяйства как внутри субъекта Федерации, так и в рамках межрегионального экономического взаимодействия;
- диверсификацию экономики добывающих территорий в направлении повышения значения отраслей и производств, связанных с выпуском продукции с повышенной добавленной стоимостью;
- социальную политику;
- техническую и технологическую политику в минерально-сырьевом секторе экономики региона;
- антимонопольную политику в ведущих секторах экономики - поддержание конкурентной среды не только в минерально-сырьевой сфере, но и в обслуживающих и вспомогательных отраслях экономики добывающих территорий;
- природоохранную политику:
- реализацию рациональных стратегий освоения и разработки месторождений полезных ископаемых, которые обеспечивали бы долгосрочные экономические интересы территории;
- сохранение и поддержание окружающей среды в состоянии, пригодном для проживания людей и др.

В связи с этим, вопросы, связанные с совершенствованием системы недропользования, являются актуальными.

Необходимым фактором эффективного государственного управления недропользованием является высокое качество нормативных правовых документов, на основании которых осуществляются планирование и прогнозирование развития МСБ на долгосрочную перспективу. Состояние же современной системы планирования в целом оценивается как неудовлетворительное. Сложность разработки единой государственной стратегии России и отдельных ее регионов в сфере изучения и воспроизводства МСБ во многом связана с качественной ограниченностью документов по минерально-сырьевой политике и незавершенностью формирования правовой базы природопользования в целом. В России регулирование недропользования осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных законов «О недрах», «О соглашениях о разделе продукции (СРП)», «О континентальном шельфе РФ» и других законодательных актов. Тем не менее, до настоящего времени эффективная система государственного регулирования недропользования в нашей стране не создана. Она не устраивает и недропользователей, в плане режима доступа к месторождениям, и правительство, в части расчета и поступления ресурсных платежей в бюджет, и общество, в отношении нерационального использования «минерального имущества». Практически все имеющиеся на настоящий момент правовые акты характеризуются излишней обобщенностью, неконкретностью, затрудняющими их реализацию, низким уровнем утверждения, рассогласованием с актами и действиями других государственных структур, в содержательном плане - игнорированием рекомендаций специалистов.

Действующим законодательством не обеспечивается должным образом воспроизводство минерально-сырьевой базы, развитие геологоразведочных работ, не обеспечивается экономическое стимулирование работ по поиску и разведке полезных ископаемых, не создается благоприятный инвестиционный климат, не обеспечиваются равные условия всем недропользователям на всех этапах поисков, разведки и разработки месторождений.

Плоская шкала налогов на добычу полезных ископаемых не стимулирует горный бизнес к вовлечению в разработку трудно извлекаемых и низкокачественных запасов месторождений, делает нерентабельной доработку истощённых запасов. В результате компании-недропользователи не имеют стимулов к привлечению инвестиций, расширенному воспроизводству минерально-сырьевой базы за счёт опережающих геологоразведочных работ.

Слабо защищена от коррупционных схем система лицензирования в недропользовании. Усложнилась процедура предоставления лицензий на разведку и добычу по факту открытия месторождения. С момента подачи заявки на лицензию до её выдачи проходит не менее года. Нет гарантированного права получения лицензии на разведку и добычу для недропользователя, открывшего месторождение.

Ухудшается положение малого и среднего бизнеса в недропользовании. Компании не могут заниматься работой по получению прав недропользования в пределах перспективных площадей, поскольку не способны конкурировать с крупными компаниями в получении лицензий. Действующий порядок выдачи лицензий нарушает право геологических компаний на интеллектуальную собственность. Они открывают месторождения, но не могут получить лицензии на их разработку. Геологоразведочные организации, открывшие месторождения, не имеют права на разработку месторождений без отягощения дополнительными обязательствами — что находится в противоречии с общепринятой мировой практикой.

Появляются все новые виды поборов за геологическую информацию. Неоправданно усложняется управление фондом недр со стороны государственных органов. Не урегулированы функции разграничения полномочий федеральных и региональных органов власти в части права пользования недрами. Ограничение прав субъектов Федерации в недропользовании привело к падению их заинтересованности в развитии МСК.

Разрозненность законодательных актов приводят к тому, что широкий круг вопросов, связанных с поиском, разведкой и разработкой месторождений углеводородного сырья вообще законодательно не урегулирован.

К числу этих вопросов относятся:

- четкое разграничение предметов ведения и компетенции Российской Федерации и ее субъектов, а также разработка однозначной процедуры реализации принципа совместного ведения в отношении недр;
- формирование экономических механизмов стимулирования региональных и поисково-оценочных работ, в том числе обеспечение приоритетного права на получение лицензии первооткрывателям месторождений;
- осуществление мероприятий, обеспечивающих воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- развитие гражданско-правовых институтов при предоставлении в пользование участков недр; введение институтов залога и продажи права пользования недрами;
- обеспечение стабильности условий недропользования с закреплением взаимных обязательств, ответственности и финансовых гарантий государства и недропользователей на весь срок отработки месторождений, исключающих неэффективное использование и выборочную отработку наиболее богатых и доступных запасов;
- формирование экономических механизмов, стимулирующих отработку старых месторождений в стадии исчерпания балансовых запасов и отрицательной рентабельности добычи (в случае признания государством целесообразности разработки таких месторождений);
- регулирование отношений между отдельными недропользовате¬лями в случае добычи углеводородов на смежных участках недр и при совместном использовании объектов промыслового обустройства;
- определение масштабов и сроков пробной эксплуатации место-рождений;
- обоснование требований к определению извлекаемых запасов;
- обоснование нормативов потерь при добыче УВ;
- организация трубопроводного транспорта нефти и газа;
- внедрение рентных принципов налогообложения в недропользовании, позволяющих учитывать различие географических, горно-геологических, экономических и иных условий разработки месторождений.

Важнейшая особенность формирования российской системы недропользования связана с тем, что ее становление происходит в условиях глубокого экономического кризиса. Это позволяет в полной мере реализовать возможности, связанные со стимулированием применения новых технологических решений не только в области поиска, разведки и разработки месторождения углеводородного сырья, но и в смежных отраслях и производствах.

Фискальная ориентация в налогообложении недропользователей препятствует развитию технико-технологической базы горнодобывающего сектора экономики и делает неэффективным освоение новых месторождений внутри страны. Последнее обстоятельство подталкивает российские компании к расширению зарубежных операций.

Анализ существующей системы государственного лицензирования, налогообложения, изучение проблем воспроизводства минерально-сырьевой базы нефтегазовых ресурсов показал, что основными направлениями совершенствования существующей системы недропользования в нефтегазовом комплексе являются:

- повышение эффективности проведения геологоразведочных работ (ГРР), использования бюджетных средств;
- совершенствование законодательного обеспечения и государственного регулирования рационального недропользования в части воспроизводства минерально-сырьевой базы нефтегазовых ресурсов;
- методологические подходы и методы формирования лицензионной политики государства;
- обоснование дифференцированного подхода к платежам за добычу нефти и в части: эксплуатации истощенных запасов; ввода в разработку трудно извлекаемых и малорентабельных запасов, ввода в эксплуатацию бездействующих, контрольных скважин и скважин, находящихся в консервации; применения методов повышения нефтеотдачи пластов.



Библиография

1. Перепелкин В.В. Новый этап федеративной реформы и развитие систем управления недропользованием. Вестник недропользователя №15/2005 Ханты-Мансийского автономного округа
2. Каланда Н.В. Проблемы правового регулирования хозяйственной (предпринимательской) деятельности в нефтяной отрасли. М.: Институт государства и права Ран, 2004. С. 23-24.
3. Законодательно-правовое обеспечение и эффективность современной системы воспроизводства минерально-сырьевой базы нефтегазодобывающей отрасли Республики Коми / Л.З. Аминов, Г.И. Андреев, А.П. Боровинских, В.И. Гайдеек и др. - Ухта, 2001.-112с.
4. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. №1715-р
5. Сирык С.И. Недропользование в Российской Федерации и предложения по его совершенствованию: Монография / С.И.Сирык, А.П.Боровинских. СПб: Недра, 2004.
6. Ильинский А.А. Нефтегазовый комплекс Северо-Запада России: стратегический анализ и концепции развития: Монография / А.А.Ильинский, О.С.Мнацаканян, А.Е.Череповицын. СПб: Наука, 2006. 474 с.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года