Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

РЯЩЕНКО А.Б.*, МОДЕНОВ А.К.**
*Кандидат экономических наук, доцент
Санкт Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права
**Доктор экономических наук, профессор кафедры предпринимательского права и экономической безопасности СПбГИЭУ(ИНЖЭКОН)

Тенденции выживания организаций в условиях глобализации

Выживание организаций во многом зависит от их способности адаптироваться к внешним условиям. Так, мировой лидер по объёму продаж на рынке сотовых телефонов финская компания «Нокия», по пятам, за которой неотступно следуют шведско-японская «Сони-Эриксон» и американская «Моторолла» и т.д., вынуждена постоянно лидировать в конкурентной гонке по целому ряду показателей. В противном случае она проиграет соревнование, а её перспективы выжить в будущем могут ухудшиться.

Увеличивая разрыв между конкурентами, лидеры, таким образом, зачастую способствуют их краху. Именно это и произошло, к примеру, с известнейшей компанией «Полароид». В течение длительного времени корпорация была лидером по объёму продаж фотооборудования, но в итоге потерпела сокрушительное фиаско. Причина в том, что «Полароид» так и не смогла вовремя перейти к современным цифровым фототехнологиям, и была окончательно вытеснена с рынка более успешными и производительными конкурентами, такими, как «Сони», «Кенон» и др.

Мировое лидерство корпораций США в области производительности подвергается серьёзным атакам со стороны конкурентов в различных сферах экономики. На американском рынке, к примеру, практически отсутствуют телевизионные кинескопы национальных корпораций, а лидируют такие японские компании как «Сони», «Панасоник, а также корейские «Самсунг» и «Эл Джи». Автогигант «Тойота» по объёму продаж автомобилей на рынке в США периодически опережает американского лидера «Дженерал Моторс».

Присоединившись к ВТО и адаптировавшись к сложным внешним ситуационным переменным, китайские организации резко увеличили производительность и смогли наладить до 50% мирового выпуска сотовых телефонов[1].

Выживаемость организаций в современном мире всё больше затрагивается процессами глобализации. ВТО, в которой сотрудничают, в настоящее время, свыше 150 государств существенно ограничивает протекционизм на планете в целом и меняет, таким образом, качество внешней среды и внешних переменных для компаний в сторону ужесточения конкуренции. Одновременно резко повышается внутренняя эффективность организаций, снижается цена и растёт качество их товаров и услуг. Трансграничный аутсёрсинг приводит к изменениям не только экономическим, но и политическим: современные транснациональные организации при сегментации рынка практически редко учитывают национальные границы. Так, по мнению большинства экономистов, вступление России в ВТО приведёт через какое-то время к появлению и легализации на внутреннем финансовом рынке более конкурентоспособных иностранных банков и страховщиков и обеспечит доступ населения к современным, дешёвым и высококачественным банковским и страховым продуктам. Российским же банковским и страховым организациям в этом секторе придётся столкнуться с серьёзными конкурентными проблемами и приложить много усилий для выживания.

Среди важнейших факторов, определяющих внешние переменные для большинства организаций, следует особо отметить уровень эффективности прав собственности и их гарантия со стороны государства. Так выживание и успешность работы большинства строительных компаний напрямую зависит от состояния прав собственности на землю. Высокие цены на нефть, нестабильность евро и доллара, а также память о дефолте и «пирамидах» делают в России недвижимость практически едва ли ни единственным рациональным вложением свободных денег. Государственная монополия на отечественном земельном рынке приводит к тому, что гигантские трансакционные затраты на взятки коррумпированным чиновникам, продающим землю под строительство, сдающим её в аренду, осуществляющим различные надзорные функции и т.д., многократно превышают остальную часть стоимости объектов недвижимости. В этих условиях обычная российская семья из четырёх человек в течение года в состоянии купить лишь около 1 квадратного метра жилья.[2]

Учёт внешних переменных такого рода толкает строительные компании на удовлетворение спроса весьма ограниченной части населения. Если в 90-е годы основная часть жилья приобреталась предпринимателями, то сегодня самый массовый покупатель недвижимости — это чиновник. Ситуация на отечественном рынке за последние десять лет усугубляется систематическим ухудшением российского рейтинга индекса восприятия коррупции «Трансперенси интернешнл». Со 146 места в 2009 г. наш ИВК снизился до 154 позиции в 2010г. (http://askjournal.ru/) В такой внешней среде массовое жилищное строительство становится невыгодным, а выживание и успех фирмы зависит от учёта факторов, характерных для несовершенной конкуренции. Иная картина наблюдается там, где преобладают внешние переменные другого рода. В странах с цивилизованным, совершенно конкурентным рынком земельных ресурсов массовый спрос на рынке недвижимости удовлетворяется по доступным для большинства населения ценам. Участие значительного количества самостоятельных игроков на рынке недвижимости делает объём предложения в развитых странах настолько значительным, что выживаемость и успех фирмы напрямую зависят от постоянного повышения производительности и качества строительных работ. Так в 2010 году в странах ЕС стоимость ставки по ипотеке 4-5% годовых, против 12% и выше в современной России.[3]



Библиография

1. http://kaig.ru/rf/mobil.pdf
2. http://novayagazeta.ru/data/2006/97/00.html.
3. (http://www.dbi-germany.de/darlehen.htm)


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года