Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КУЗНЕЦОВ Ю.В.
Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник Высшей школы РФ, Санкт-Петербургский государственный университет

Некоторые вопросы развития предпринимательства в условиях модернизации экономики

В современных условиях модернизации экономики России весьма актуальным вопросом является соотношение различных по масштабам производственно-коммерческой деятельности субъектов предпринимательства – малых, средних, крупных предприятий.

Развитие предпринимательства ориентируется, в основном, на два основных направления:

- создание крупных организационно-хозяйственных структур, которое должно придать экономике стабильность и управляемость;
- развитие малого и среднего бизнеса, которое должно создать конкурентную среду, обеспечить производству гибкость и индивидуализацию.

Если говорить о развитии направлений, то возникают достаточно мощные организационно-хозяйственные структуры нового типа - государственные, смешанные и частные корпорации, концерны, а также финансово-промышленные группы, которые могут успешно действовать на внутреннем и внешнем рынках. В отличие от крупных предприятий малое и среднее предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Эта черта малого и среднего бизнеса приобретает в современных условиях особую значимость и силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, возрастания ассортимента производимых товаров и услуг. Кроме того, малый и средний бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения и собственников, в том числе трудовые и сырьевые, которые ранее не использовались.

Существенный вклад вносит малый и средний бизнес в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики как в России имеет большое значение.

Существенна роль малого и среднего бизнеса и в осуществлении прорыва в целом ряде важнейших направлений научно-технического прогресса. Достаточно много таких примеров, как на Западе, так и в США и в других странах. В России в настоящее время подобная попытка предпринимается, как известно, в Сколково.

Необходимо отметить вклад малого бизнеса и в решение проблемы занятости. В промышленно развитых странах на него приходится до 50-60% новых рабочих мест. Велика роль малого бизнеса в смягчении социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, так как именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования среднего класса, и, поэтому, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации. Это обязывает государство оказывать всемерную поддержку малому и среднему бизнесу в условиях модернизации.

Проведение модернизации и становление рыночных отношений во многом зависят от развития малого и среднего предпринимательства, которое является необходимым условием и слагаемым социально ориентированной конкурентной экономики. Без развития малого и среднего бизнеса нельзя создать соответствующую рыночному хозяйству многоукладную экономику, обеспечить многообразие и равноправие форм собственности и хозяйствования.

Развитие малого и среднего предпринимательства может проходить по целому ряду направлений. Это, например, инициативное создание малого предприятия, то есть, можно сказать, снизу. Другой путь – через разукрупнение организаций благодаря развитию новых типов организаций в условиях модернизации. В любом случае современные малые и средние предприятия – это не натуральные хозяйства, а самостоятельные части крупного производства. Модернизация экономики охватывает и модернизацию управления, создание новых типов структур.

В настоящее время анализируются и развиваются такие виды структур, как сетевая и виртуальная организации с «внутренними» рынками, многомерная организация, круговые корпорации, интеллектуальные организации, обучающие организации и др.

Сетевая структура означает, что организация дезагригирует свои основные функции (производство, продажи, финансы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) между отдельными работающими по контрактам компаниями, в качестве брокера (посредника) которых выступает небольшая головная организация.

Сетевые организации отличаются от организаций других типов рядом признаков. Во-первых, сетевые организации больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Во-вторых, многие недавно разработанные сети предполагают более действенную и заинтересованную роль участников. В-третьих, во все большем количестве отраслей сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участниками группы — производителями, поставщиками, торговыми и финансовыми компаниями, которые выступают в качестве малых и средних предприятий.

С сетевой структурой тесно связана так называемая виртуальная организация или структура. Виртуальная организация представляет собой временную сеть компаний, которые оперативно объединяются для использования быстро меняющихся возможностей рынка.

В отличие от традиционных слияний и поглощений, партнеры в виртуальных организациях делят издержки, используют производственный опыт друг друга и доступ к международным рынкам.

Отличительные признаки виртуальных организаций будущего в результате модернизации можно представить следующим образом:

? использование информационных технологий для установления прочных контактов;
? объединение усилий для реализации новых возможностей;
? отсутствие традиционных границ: при тесном сотрудничестве производителей, поставщиков, клиентов трудно определить, где начинается одна компания, и заканчивается другая;
? доверие: партнеры разделяют чувство «общей судьбы», понимая, что судьба каждого из них зависит от другого;
? совершенство: поскольку каждый партнер привносит в союз свою «основную компетенцию», можно создать организацию, современную во всех отношениях.

Все вышесказанное приводит к следующему:

1. Современные организации не просто становятся гибкими, они превращаются в «виртуальные» системы сетей, в «сумму контрактов» между поставщиками, специалистами, потребителями и обществом в целом.

2. Организации становятся все более «невидимыми» и «неосязаемыми», коренным образом меняются структуры управления. Не структуры, а отношения становятся источниками власти. Все более значимыми становятся способности и уровень квалификации работников, возрастает роль нематериальных активов, снижается роль традиционных материально-вещественных активов фирмы. Создается новый «социальный контракт», определяющий взаимные обязательства работников, менеджеров и собственников.

3. Современные организации - это совокупности работников и их взаимоотношений. Отсутствуют вертикальные иерархические структуры.

4. Современный этап развития истории управления, по мнению Фалмера и ряда ученых, является предпринимательским капитализмом, при котором проблемы управления смещаются на маленькие компании.

Процесс перехода к новым организациям проявляется в двух направлениях: первое – современная организация представляет собой совокупность скоординированных бизнес-процессов, прошедших реинжениринговую перестройку; второе – современная корпорация есть не что иное, как совокупность контрактных отношений, мало совместимая с таким «анахронизмом» как вертикальная внутрифирменная иерархия.

Парадигма развития новых типов организаций представляется следующим образом:

1. Экономический субъект осуществляет выбор формы защиты трансакции (сделки) из таких возможных типов экономической организации, как рынок, контрактная система, внутрифирменная иерархия, а также нерыночные отношения в рамках рыночных систем.

2. Размер организации определяется на основе учета трансакционных издержек, что предполагает ограничен¬ную рациональность поведения экономических субъектов и небесплатность рыночных трансакций. Учитывается также и форма защиты трансакции (гарантии, обеспечиваемые определенной формой экономической организации). Принципиальные изменения происходят при определении эле¬ментарной единицы организации. Технологическая и функциональная единицы построения организации заменяются экономи¬ческой - бизнес-процессом, имеющим своего конечного потре¬бителя, находящегося как вовне, так и внутри организации.

3. Новая элементарная единица организации предполагает и иной способ упорядочивания ее элементов, им становится координация совокупности бизнес-процессов, отрицающая бюрократическую организацию и внутрифирменную иерархию как таковые.

4. Организация, построенная на основе координации совокупности бизнес-процессов, становится гибкой, ее структура находится в постоянном движении. Изменение структуры организации (управление структурой организации) становится одним из важнейших специфических менеджерских ресурсов, позволяющих повышать эффективность функционирования организации.

Нынешний этап социально-экономического развития страны в условиях модернизации должен рассматриваться с точки зрения создания новых предпосылок к переходу малого и среднего бизнеса на качественно новую ступень развития. Ключевым моментом здесь должна быть не только государственная законодательная и материальная поддержка малого бизнеса, но и более тесная интеграция его и крупных российских предпринимательских структур. Это и должно стать в условиях модернизации объектом целенаправленной политики государственной поддержки, как на федеральном, так и на региональном уровне.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года