Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

АЛЕКСАШКИНА Е.И.*, КУРГУЗОВА Е.Я.**, НЕГРЕЕВА В.В.***
*Ассистент;**Ассистент;***Ст. преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

Экономическое поведение человека в условиях кризиса

Последний кризис вызвал новую потребность в построении эффективного антикризисного управления. Особенностью такого управления выступает концепция, основными понятиями которой являются управляемость, ресурсосбережения, мотивация, экономия времени, социальное партнерство и другие. С кризисом связано множество взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. Каждый кризис имеет две стороны медали, с одной стороны, неудачи, а с другой, возможность добиться успеха. В этой связи хотелось бы обратить внимание на экономическое поведение субъектов при трансформации социально-экономических систем.

Конец ХХ и начало XXI вв. – это период, который характеризуется трансформируемостью социально-экономических систем. Термин «трансформация» происходит от латинского слова «transformare» - изменять, преобразовывать, превращать. Любая социально-экономическая система представляет собой сложную структуру, в которой развиваются различные неравновесные и нелинейные отношения. В определенный момент в системе создается напряженность, под влиянием которой начинаются внутренние изменения, сумма которых может превышать допустимый для данной системы предел. Следовательно, системе необходимо преодолеть порог устойчивости. Сложность такого перехода состоит в прогнозировании направлений дальнейшего развития, т.е. состояние системы может быть либо хаотичным, либо система поднимется на более высокий уровень упорядоченности и организованности.

С исторической точки зрения трансформационный период общественного развития является подсистемой, имеющей свои структуру, устройство, тенденции, методы регулирования. В экономической литературе есть мнение, что данный период может быть ограничен во времени и пространстве, т.е. для него характерны два момента – возникновение и окончание. Суть процесса трансформации основывается на диалектическом преодолении существенных элементов старого порядка, выработке новых целей и формировании новых специфических способов их достижения [3]. Также в это время может происходить смена институтов, которая влечет за собой изменения в социально-экономических системах. Но главным аспектом в период трансформации социосистем должно быть ее новое качество при сохранении производственных отношений.

В трансформационном периоде можно выделить следующие «надстроечные» факторы такие, как политика, специфика менталитета населения, социокультурные традиции, национальные особенности и т.д. Динамичное экономическое развитие многих стран в сочетании с постоянно усиливающимся дефицитом природных ресурсов вызывает необходимость все чаще отдавать приоритет развитию и лучшему использованию ресурсов, заложенных природой и обществом в самого человека - его способности и желанию трудиться, а также его рациональности действий в отношении распоряжения полученными средствами: в потреблении, сбережении, инвестировании [5]. Опыт развитых стран, добившихся в прошлом веке быстрого роста социально-экономических показателей, выявил, что мощнейшим фактором экономического роста, который бы согласовывался с целями прогрессивного развития страны, является экономическое поведение трудоспособного населения.

Экономическая наука в последние два десятилетия все чаще обращает внимание на экономическое поведение людей. В отечественной литературе поведение субъекта трудовой деятельности долгое время рассматривалось с позиции марксизма, который делал акцент на объяснение роли объективных процессов в экономике, придавая второстепенное значение субъективным. Логика экономического диктата и патернализма государства по отношению к экономически активному населению определялась первоначальным построением моделей народно-хозяйственного устройства и последующего "встраивания" в них человека. Принудительный труд, ограничение добровольной миграции людей и другие элементы командно-административной системы обеспечивали контроль над трудом и потреблением работников. Это приводило к тому, что учёт интересов последних становился не обязательным.

Для западной экономической традиции характерно, напротив, построение моделей человека и его поведения в экономической сфере одновременно с созданием хозяйственных и управленческих моделей, или даже опережение построения первых по отношению ко вторым. Основной причиной этого явилась принципиально иная роль государства, в котором деятельность людей осуществляется на основе прав частной собственности и свободы принятия экономических решений. В результате порождается огромное многообразие вариантов поведения людей, учет и согласование которых объективно необходимы для успешного функционирования экономики.

Накопленные знания о влиянии отдельных реакций, желаний и хозяйственных решений субъектов на экономическое развитие общества позволяет обратить внимание на экономическое поведение человека, т.е. имеет место трансформация экономического поведения во всех его проявлениях. Актуальность заключается в том, что изучение характера изменений структуры, а также функционирования отдельных компонентов экономического поведения субъектов имеет существенные различия в отдельных социальных слоях российского общества.

Сначала, рассуждая о понятии «экономическое поведение», прежде всего, следует уточнить, кто же такой «экономический человек». Марцинкевич В.И. дает следующее определение. Современный «экономический человек» выступает как производитель всей совокупности материальных и духовных благ, носитель всех воспроизводственных видов деятельности, создатель «второй природы» и все более сознательный субъект глобальных экологических процессов, носитель индивидуальных и коллективных целей и средств научно-технического, экономического, духовного и социального развития, регулятор его направлений и приоритетов. Человек остается воплощением экономических интересов, стимулов и критериев развития [4].

Следовательно, экономическое поведение – это человеческое поведение, связанное с выбором и принятием решения относительно альтернативного использования редких ресурсов (денег, времени, усилий, пространства, материальных ресурсов и энергии) с целью удовлетворения потребностей [2]. Верховин В.И. и Зубков В.И. определяют экономическое поведение, как систему социальных действий, которые связаны с использованием различных по функциям и по назначению экономических ценностей (ресурсов), с одной стороны, а с другой, ориентированы на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения. Концепция мотивации субъектов экономического поведения заключается в максимуме вознаграждения путем минимума затрат. Но воплотить в жизнь ее полностью не представляется возможным, т.к. субъект действует в определенной системе ограничений, которые вносят существенные коррективы в их планы и намерения на различных этапах реализации поставленных целей [1]. К основным ограничениям можно отнести качественные и количественные характеристики исходных экономических ресурсов, как материальных, так и не материальных (информация, компетенции и др.). Например, полная информация (а иногда и необходимая информация) недостижима или недоступна на рынке в виду того, что цели участников рынка противоположны. Иногда собрать полную информацию даже вредно, например, в критической ситуации [2]. В том случае, если не вся информация доступна в нужное время, необходимо найти оптимальное или удовлетворительное решение чтобы упростить процесс принятия решения. Альтернативное решение принимается по двум критериям – критерию максимизации полезности и критерию удовлетворенности. Если желаемый уровень результатов не достигается, то начинается поиск иного стиля поведения и одновременно снижается сам уровень притязаний до уровня практически достижимых целей [2].

Другим ограничением является статус субъекта экономического поведения, который может быть индивидуальным или институциональным. Статус определяет возможности достижения поставленных целей, доступ к ресурсам, секторам рынка, услугам, информации, а также степень доверия потребителей. Третье ограничение связано со столкновением интересов конкурентов, которые стремятся достичь аналогичных результатов. Инфраструктурные ограничения относятся к внешней среде и конъюнктурным ситуациям, которые складываются внутри нее. Также в качестве ограничения следует отметить неопределенность в отношении путей и способов достижения успеха, что особенно имеет место в условиях кризиса.

Таким образом, «экономический человек» решает проблему максимизации полезности, обладая набором ожиданий, восприятий и оценок. Но, как правило, субъект обладает ограниченной информацией и действует в условиях неопределенности, а, следовательно, его поведение интуитивно, что приводит к ограниченному рациональному поведению. В таком случае человеческий фактор представляет собой комплекс всех отрядов совокупной рабочей силы, включая занятия и в материальном, и в духовном производствах [4].

В экономическом процессе для более эффективного антикризисного управления все большее значение приобретает индивидуальное поведение человека: его личная, не поддающаяся внешнему контролю, добросовестность и ответственность в производстве, экономической политике и т.п. Однако, ограниченная рациональность означает экономическое поведение, которое является преднамеренно рациональным, лишь в ограниченной степени, поскольку обычный, реальный человек имеет не абсолютные, а ограниченные познавательные способности в получении, хранении, восстановлении и обработке информации [6].



Библиография

1. Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология: монография. – М.: Изд-во РУДН, 2002. – 459 с.
2. В.Фред ван Раай. Экономика и психология, .с. 973-990
3. Данилов А.Н. Переходное общество: Проблемы системной трансформации. – Мн.: ООО «Харвест», 1998. 432 с
4. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: Учеб. Пособие для высш. учеб. Заведений. – М.: Аспект Пресс, 1995. – с. 4.
5. Полякова Нина Владимировна. Экономическое поведение молодежи в переходной экономике : Дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.07 : Москва, 1999 263 c. РГБ ОД, 71:00-8/145-8 // http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/82033.html
6. Шапиро Н.А. Экономическая компаративистика: этапы и направления развития. М.: Высшая школа, 2001, 174 с.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года