Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЖОЛОВАН С.В. Кандидат педагогических наук, доцент,
Ректор Санкт-Петербургской академии постдимломного педагогического образования

Эффективность форм профориентационной работы как фактор повышения качества профессионального образования

Необходимо отметить, что особенностью регионального рынка труда является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы по рабочим профессиям.

В связи с этим важное место в работе педагогических коллективов уделяется профессиональному информированию, которое отвечает следующим требованиям:

- достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);
- актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);
- перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);
- обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);
- доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);
- привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).

Сложность организации профессиональной ориентации с подростками требует решения двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.

В ГОУ НПО и СПО систематически используются разнообразные формы профориентационной работы, эффективность которых различна, по мнению работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (диаграмма 1).



Из данной диаграммы видно, что во всех образовательных учреждениях распространяется рекламная продукция и размещается информация на сайте. Однако результаты исследования выявляют их самую низкую результативность (распространение рекламной продукции и размещение информация на сайте по 19%). Эффективность проведения Дней открытых дверей самая высокая (52%), но недостаточная, т.к. используется систематически, но в традиционной форме. Низкая эффективность презентации образовательного учреждения в школах (30%), экскурсий в ГОУ НПО и СПО (22%) и выступлений на родительских собраниях (22%) обусловлена недостаточной заинтересованностью школ и гимназий города в совместной с учреждениями начального и среднего профессионального образования профориентационной работе. Активные формы профориентационной работы, несмотря на ограниченность их использования, подтверждают свою эффективность (профориентационные игры, викторины, фестивали – 45%, профессиональные пробы – 33%, мастер-классы – 30%).

Исследование мотивации поступления в ГОУ НПО и СПО, выбора профессии обучающихся на 1-5 курсах (диаграмма 2) определяет приоритетные направления профориентационной работы.



Анализ диаграммы показывает, что:

- большинство респондентов выбрали образовательное учреждение самостоятельно и осознано (42,6%);
- существенное влияние оказали родители (22,3%) и друзья (17,3%);
- заработная плата в выбранной отрасли не является определяющим мотивом выбора профессии (8,2%);
- достаточно высок процент тех, кто выбрал образовательное учреждение случайно (14,5%);
- необходимо обратить внимание на то, что рекламная деятельность ГОУ НПО и СПО недостаточно эффективна (3,5%).

Данные результаты находят подтверждение при исследовании мотивации поступления в ГОУ НПО и СПО, выбора профессии первокурсников 2010-2011 учебного года:

- большинство респондентов выбрали образовательное учреждение самостоятельно (39%) или на их выбор оказали влияние родители, другие члены семьи и родственники (36%);
- существенно влияние на выбор профессии друзей и соседей (19%);
- возможность получать хороший заработок по окончании обучения является для первокурсников одним из определяющих мотивов (36%);
- достаточно высок процент тех, кто выбрал образовательное учреждение случайно (легко поступить – 15%, легко учиться – 10%, не поступил(а) в ВУЗ, колледж – 10%, решил(а) поступать за компанию с друзьям – 8%);
- рекламная деятельность ГОУ НПО и СПО незначительно повлияла на выбор первокурсников (рекламные материалы образовательного учреждения (буклеты, памятки и т.п.) – 6% , СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы) – 3%, реклама образовательного учреждения, размещенная на транспорте и т.п. – 2%).

Для эффективной подготовки специалистов необходимо партнёрство учреждений общего, профессионального и дополнительного образования с работодателями. Результаты исследования показывают, что в этом направлении профориентационная работа недостаточная с точки зрения влияния на профессиональный выбор абитуриентов (влияние школьных учителей – 6%, педагогов дополнительного образования – 5%, психологов (профконсультантов) – 4%).

Анкетирование первокурсников позволяет определить, из каких источников они узнали о конкретном образовательном учреждении (диаграмма 3).

Из данной диаграммы видно, что информация в справочнике для поступающих в учреждения профессионального образования (27%) и от друзей, знакомых, соседей (23%) является определяющей. Необходимо отметить, что 51,6% обучающихся в ГОУ НПО и СПО посоветовали бы своим друзьям поступать в образовательное учреждение, в котором они получают профессию (специальность).



На базе 70% ГОУ НПО и СПО созданы профориентационные агитбригады, но только 50% хотели бы принять участие в городском конкурсе агитбригад в 2011 году. Дни открытых дверей, которые проводятся регулярно, недостаточно эффективны (14%), как и сайты образовательных учреждений (15%), посещения школ представителями образовательного учреждения (12%), участие в различных профориентационных мероприятиях(8%), ярмарки вакансий учебных мест в районе (7%), что совпадает с мнением работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

Проведенные исследования позволяют определить ожидания обучающихся от образовательных учреждений (диаграмма 4).



Приоритетными являются получение профессии, прочные знания по предметам и умение самостоятельно мыслить. Так же отмечаются возможность гарантированного устройства по окончании обучения и опыт общения с людьми. Выбранную профессию (специальность) считают востребованной на рынке труда 24% первокурсников. Результаты исследования подтверждают взаимосвязь востребованности профессии (специальности) на рынке труда с удовлетворенностью выбранной профессией (специальностью) (диаграмма 5).



В процессе обучения наблюдается положительная динамика по вопросу востребованности профессии (специальности) на рынке труда. 52,2% обучающихся в ГОУ НПО и СПО считают, что будущая профессия (специальность) очень востребована, 27,4% - что востребована недостаточно, 4% - что будет востребована очень скоро. Однако 6,4% считают, что совершенно не востребована. Эти данные соответствуют уровню удовлетворенности выбранной профессией (61,6% - довольны своим выбором, 27,1% - еще не определились в своем отношении к выбранной профессии (специальности), 6,4% - абсолютно все равно и 4,3% - разочарованы в выборе).

По результатам исследования определены мероприятия, проводимые образовательными учреждениями профессионального образования для решения нескольких взаимосвязанных задач:

- утверждение обучающихся в правильности выбора профессионального образования (диаграмма 6);
- социальная и профессиональная адаптация в ходе образовательного процесса к рынку труда (диаграмма 7);
- трудоустройство по полученной профессии (диаграмма 8)



Анализ диаграммы показывает, что для утверждения обучающихся в правильности выбора профессионального образования:

- организуются экскурсии на предприятия города (100%);
- проводятся конкурсы профессионального мастерства (63%);
- различные творческие конкурсы и встречи с выпускниками (по 45%).

Результаты анкетирования работников ГОУ НПО и СПО свидетельствуют о том, что так же проводятся классные часы, беседы мастеров производственного обучения, посещение музеев, временное трудоустройство по выбранной профессии в свободное от учебы время, анкетирование и тестирование обучающихся (по 27%).



Анализ диаграммы показывает, что для социальной и профессиональной адаптации в ходе образовательного процесса к рынку труда:

- проводится обучение по курсу «Основы поиска работы и трудоустройства» (100%);
- организуются экскурсии на предприятия (63%);
- осуществляется индивидуальное сопровождение обучающихся во время производственной практики (55%);
- проводятся конкурсы профессионального мастерства, встречи выпускников с работодателями и представителями Центра занятости, анкетирование и тестирование обучающихся (по 36%);
- оказывается содействие временному трудоустройству обучающихся, и проводятся различные имитационные, деловые, организационно-деятельностные игры (по 27%);
- проводятся беседы с учащимися о перспективах развития отрасли, мониторинг вакансий и заработных плат (по 18%).



Анализ диаграммы показывает, что для трудоустройства по полученной профессии:

- проводятся собеседование работодателей с выпускниками и встречи с представителями социальных партнёров (91%);
- информируют выпускников о вакантных рабочих местах на предприятиях (73%);
- заключаются долгосрочные договора с предприятиями на подготовку, стажировку и трудоустройство выпускников (63%).

Результаты исследования определяют основные проблемы в профориентационной работе, по мнению работников учреждений начального и среднего профессионального образования (диаграмма 9).



Из данной диаграммы видно, что основные проблемы в профориентационной работе следующие:

- не создаются условия для профориентационной работе в школе для представителей ГОУ НПО и СПО (67%);
- недостаточно методической продукции по вопросам организации и проведения профориентационной работы (37%);
- использование в профориентационной работе только традиционных форм и методов (15%);
- недостаточный уровень профессиональной компетентности работников учреждения по вопросам профориентационной деятельности (12%).

Исходя из данных диаграмм, необходимо обратить внимание на мероприятия по психологическому сопровождению для утверждения обучающихся в правильности выбора профессионального образования, для социальной и профессиональной адаптации в ходе образовательного процесса к рынку труда, для трудоустройства по полученной профессии.

Несмотря на недостаточную эффективность, в 2010-2011 учебном году на базе образовательных учреждений планируются аналогичные профориентационные мероприятия. 30% не планируют проводить встречи с успешными работниками производства и лицами, достигшими значительных успехов в трудовой деятельности, окончивших ОУ НПО и СПО и начавших свою трудовую карьеру с рабочих профессий. 33% планируют приглашение только тех, с кем ранее проводились подобные встречи. 10% проводят подобные мероприятия только с выпускниками, которые в настоящее время работают в том же ГОУ НПО и СПО.

Результаты исследования позволяют обобщить предложения от образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по повышению эффективности профориентационной работы (диаграмма 10).



Исходя из данной диаграммы видно, что целесообразно решение следующих вопросов:

- создание более благоприятные условия для профориентационной работы в 9-11 классах школ и гимназий города (42%);
- разработка методических рекомендаций для школ и учреждений НПО и СПО с конкретными предложениями для обеих сторон (30%);
- организация совместных мероприятий (конференции, семинары, круглые столы) по вопросам профориентации с представителями школ, с работодателями (23%);
- дополнительное финансирование профориентационной работы (18%);
- повышение квалификации специалистов (18%);
- создание общего сайта с форумом (18%);
- информирование в СМИ о мероприятиях, которые проводятся в ГОУ НПО и СПО (6%);
- издание сборника действующих нормативных документов (6%).


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года