Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КУЗНЕЦОВА Е.В.
Ст. преподаватель,
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В.Плеханова (ТУ)

Профессиональная подготовка как антикризисная программа специалиста горной отрасли

В современном мире в условиях ресурсного кризиса, все большее внимание начинает уделяться человеческому ресурсу как обладающему наибольшим, в сравнении с другими, потенциалом развития. Понимание образования как процесса становления самого человека диктует необходимость переосмысления роли образования в обществе.

Неотъемлемым атрибутом глобализации становится сегодня идея глобального образования. На современном этапе эта идея предполагает осведомленность о таких глобальных вопросах, как проблемы окружающей среды, межкультурные конфликты, транснациональный терроризм и преступность, неравенство и бедность, права человека, экономическое развитие развивающихся стран. В контексте образовательной реформы следует отметить, неоднозначный характер и сложность отражения глобальных проблем современности в содержании образовательных программ и необходимость переосмысления, как самого предмета педагогической деятельности, так и основных составляющих профессиональной компетентности будущего специалиста.

Успешное развитие России в кризисной и пост кризисной ситуации, и ее место в мире все больше зависит от эффективности системы профессиональной подготовки квалифицированных кадров. В связи с этим необходимо обратиться к философской сущности профессионального образования, которая составляет процесс «усовершенствования духовной природы человека» с целью подготовки его к жизни, то есть развития у него способности «понимать жизнь» и «правильно к ней относиться».

С философской точки зрения «профессиональное образование» может рассматриваться двояко: как «содержащее образ», и как «создание своего образа», когда в обоих случаях ключевым является слово «образ». В философии образ не есть сам человек, это результат отражения объекта в сознании человека. Но образ объекта никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений, его оригинал богаче своей копии. Таким образом, философия раскрывает смысл «профессионального образования» в первую очередь как – образование самого себя .[2]

Современная действительность требует от специалиста любого профиля, включая и тех, кого выпускает Государственный Горный Институт Санкт-Петербурга, профессиональной компетентности и мобильности. Такой специалист, еще и владеющий иностранным языком, имеет лучшие перспективы в будущем, и бесспорные преимущества при устройстве на работу, несмотря на кризис.

Многие годы профессиональное образование специалистов в вузах было направлено на подготовку исполнителей, но никак не преобразователей. В процессе обучения в вузе основное внимание обращалось не на раскрытие способностей, а на усвоение уже отработанных методов и алгоритмов решения различных профессиональных проблем. В результате формировались профессионалы узкого профиля. На сегодняшний день в связи с возрастающей ролью сознания и мышления самого специалиста, вынужденного самостоятельно делать выбор и принимать решения, в центре всей системы профессиональной подготовки в вузе должна стать личность, способная к самореализации и творческому диалогу.[1]

Новая концепция в профессиональном образовании специалистов выпускаемых, высшими учебными заведениями нашей страны должна быть направлена на формирование личности, способной к быстрой адаптации в экстремальных условиях профессиональной деятельности и к экономической обстановке нашего времени.

Будущего специалиста выпускаемого Государственным Горным Институтом Санкт-Петербурга в процессе обучения в вузе необходимо научить анализировать свою профессиональную деятельность, проводить самооценку своих профессиональных способностей, качеств личности с учётом потребностей будущей профессиональной деятельности, и возможных её вариантов. Особая область это содержания профессионального образования, которая может реализовываться специальными курсами, психологическими тренингами, широким использованием средств физической культуры и изучением опыта других стран. Все это дает молодому специалисту Горного вуза возможность выдерживать конкуренцию на рынке труда в не простой кризисной и пост кризисной обстановке как у себя на родине так и за ее границами.

Геополитическая трансформация мира, региональная интеграция, научно-технический прогресс, развитие международных экономических отношений формируют глобальный образовательный запрос на специалистов, владеющих как своей специальностью, так и иностранными языками. В то же время соответствие образовательных запросов к образовательным интересам бизнес среды может привести к тому, что приоритетная ориентация лингвистического образования с учетом интересов глобального общества будет способствовать девальвации культурной составляющей образования. Противостоять коммерциализации языкового образования на рынке образовательных услуг может культурологическая база лингвистического образования в педагогической практике. Анализ современных тенденций языкового взаимодействия в поликультурном мире позволяет увидеть скрытый потенциал самого языка как основы языковой картины мира человека. Очевидно, что не только социокультурные изменения оказывают влияние на структуру языка и особенности взаимодействия языков разных культур, но и тенденции языкового взаимодействия, в свою очередь, может оказывать существенное влияние на профессиональную деятельность человека.

«Профессионализация» как ведущее понятие профессионального образования есть целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента свободного выбора и поступления в вуз, а заканчивается, когда человек прекращает свою активную профессиональную деятельность. [3]

Именно процесс узкой профессионализации высшего специального образования должен стать основным направлением на ближайшее десятилетие в образовании для того чтобы сделать возможным выпуск специалистов могущих конкурировать на международном рынке труда и именно этим занимается Государственные Горный Институт Санкт-Петербурга.

Между тем под «профессиональной подготовкой» в энциклопедии профессионального образования понимается совокупность «специальных знаний, навыков и умений, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии; процесс сообщения учащимся соответствующих знаний и умений.[5]

Профессиональная подготовка возникла в связи с профессиональным разделением труда. Первоначально она осуществлялась непосредственно в трудовой деятельности. С отделением умственного труда от физического для профессиональной подготовки работников умственного труда стали создаваться профессиональные школы. До появления крупной машинной индустрии профессиональная подготовка работников физического труда проводилась в процессе производства путем ремесленного ученичества.

Можно заключить, что понятие «профессиональное образование» – родовое, а «профессиональная подготовка» – видовое понятие; отсюда вытекает следующее определение для термина «профессиональное образование» – с одной стороны, это целенаправленный процесс овладения обучающимися специальными знаниями, специальными практическими умениями по конкретной профессии или специальности, адекватными современному мировому уровню знаний и умений в этой области; а с другой – это есть процесс и результат личной заботы самого обучаемого в его профессиональном становлении для выполнения специализированных функций в профессиональной сфере.

Профессиональная подготовка – это овладение знаниями, умениями, навыками для выполнения определенной профессиональной, деятельности специалиста.

Исследования отечественных педагогов и психологов свидетельствуют, что ориентация на творчество в профессиональной деятельности является главным в профессиональной подготовке. При подготовке специалиста горной отрасли к профессиональной и творческой деятельности необходимо учитывать особенности того типа творческой деятельности, к которой мы готовим его. Разные профессии и разные условия деятельности, представляют собой неравные возможности для творчества. Творчество – это исключительное состояние художественной, научной и изобретательской деятельности. Любая профессиональная деятельность включает момент творчества, и быть или не быть профессии творческой зависит от самой личности специалиста.

Формирование творческих профессионально-личностных качеств связано с раскрытием потенциальных возможностей и способностей каждого человека. Творчество и инициатива, по своей сути, индивидуальны и опираются на нее .[4]

Можно сделать вывод, что профессиональная подготовка в вузах должна осуществляться в диалектическом единстве с ее общей задачей – развитием необходимых знаний и умений, навыков, воспитанием личностных качеств, развитием интеллекта и физических качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

Формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности специалиста горной промышленности, есть необходимое звено эффективности формирования и профессионального становления личности квалифицированного специалиста который в будущем сможет добиться успеха в разных областях его деятельности.

Проявление творчества в любой деятельности становится социальной потребностью общества, решающим условием его эффективности и прогресса, что требует повышения интеллектуального потенциала каждого члена общества, максимального развития его творческих способностей. В соответствии с этим, необходимо развивать такие личностные, качества которые, характеризуют личность как творческую, как способную к инновационному стилю мышления, готовую к постоянному поиску нестандартных способов осуществления профессиональной деятельности. [6]

Представляется важным тот факт, что будущий специалист горной промышленности должен психологически готовиться к необходимости быстро усваивать навыки и выполнять различные функции, т.е. быть универсальным специалистом. Сегодня стало очевидным, что главным становится не количество знаний, что, конечно, важно, а способность решать проблемы, уметь проявлять себя в непредвиденных ситуациях. Следовательно, для профессиональной уверенности будущему специалисту горного профиля необходимы инструментальные знания, практические навыки и прагматическое мышление.

Получение соответствующего требованиям времени профессионального образования является в какой-то степени анти кризисной программой для каждого человека, ищущего свое место в жизни и образовательные учреждения должны сделать так чтобы, эту потребность можно было удовлетворить, не выезжая из страны.

Человек, прежде всего, хочет быть востребованным в выбранном профессиональном поле деятельности и эту востребованность может обеспечить интеграция России в европейское образовательное пространство, что становится не столько необходимым, сколько неизбежным процессом, фактором жизнеспособности российских вузов. Понимание такой роли международной интеграции является лишь самым первым шагом в этом процессе, требующем серьезной трансформации внутри российской образовательной системы. При этом важно понять, что в интеграционном процессе России никто ничего не навязывает. Болонский процесс, в рамках которого осуществляется интеграция европейских, в том числе и российской, образовательных систем, дает нам возможность сделать свой выбор формы участия в интеграции на основе сохранения своих лучших традиций, выделения приоритетов развития и инструментов, форм и способов необходимых изменений для повышения конкурентоспособности высшей школы. Однако следует учитывать, что наша высшая школа в течение многих десятилетий строилась в расчете на решение тех задач, которые стояли перед плановой экономикой и советским обществом. В то же время страны Запада давно адаптировали свои образовательные системы к рыночной экономике.

В настоящее время, с развитием рыночной экономики в нашей стране предъявляются новые более высокие требования к подготовке специалистов всех отраслей народного хозяйства, что вызывает необходимость их всестороннего образования, наличия более глубоких знаний в различных областях науки и техники и владение иностранными языками на достаточно высоком уровне. Массовым типом мышления и деятельности выпускника горного вуза становится не усвоение готовых научно-практических знаний, а его творческая деятельность по конструированию новых знаний. Новой научно-познавательной парадигме должен соответствовать и новый тип обучения, ориентированный непосредственно на подготовку студента к эффективной профессиональной деятельности, основанной на формировании надежности в действиях. В соответствии с данными обстоятельствами, изменяется цель обучения – основной системообразующий элемент дидактической системы. Цель обучения приобретает особенные установки и ориентиры: формирование активно-творческой личности, способной к саморазвитию в процессе обучения, и, как результирующий ориентир, формирование профессиональной надежности действий будущего специалиста горной промышленности. Эффективная организация учебного процесса по достижению вышеназванной цели возможна только при глубоком понимании сущности базовых понятий, входящих в содержание целей обучения.



Библиография

1. Беляева В.А. Личностно-ориентированные технологии обучения студентов английскому языку (неязыковые специальности): Учеб. пособие/ В.А. Беляева, Э.Е. Олейник. - Рязань: РГПУ, 2001. – 128с.
2. Анцыферова, Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования/ Л.И. Анцыферова// Психологический журнал. – 1992. – № 5. – С. 12-25.
3. Фонарев А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации / А.Р. Фонарев// Вопросы психологии.- 2004.- № 6.- С. 72-83.
4. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: Учебное пособие/ В.И. Андреев. - Казань, 1998.- 154с.
5. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/ Н.С. Пряжников. – М. - Воронеж, 1996. – 123 с.
6. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании. (К освоению компетентностного подхода)/ В.И. Байденко// Высшее образование в России. – 2004. –№11. –С. 59-63.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года