Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЯРОШЕВСКАЯ Т.Л.
Начальник управления культуры администрации г. Екатеринбург

Методические основания к исследованию деятельности учреждений культуры

С начала 90-х годов в России осуществляется последовательный переход к рыночной экономике, которая заменяет собой планово-распределительную систему хозяйствования. Такая замена касается, в нашем случае изменения управления в сфере культуры.

В этих условиях современными учеными признаются объективными процессы децентрализации систем управления, не исключением оказывается и государственная, и муниципальные сферы. Аппарат социологического исследования в этом случае становится средством повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений. При этом выполняется основные условия – наличие определенной самостоятельности предприятий, рост их ответственности за собственную деятельность, ориентация на конечные результаты работы. Это повышает реальную заинтересованность учреждений как в решении государственных и муниципальных задач, так и удовлетворении культурных потребностей населения. Важное значение приобретут показатели, характеризующие качество работы учреждений, что характьеризуется степенью удовлетворение спроса покупателей на услуги культурной сферы, а также его изучение и прогнозирование.

Вопросы информационного обеспечения управленческой деятельности могут быть решены путем создания социологических информационных систем. Основной таких систем является инструментарий исследований. Непосредственной целью таких исследований является полномасштабный обзор рынка социокультурных услуг, имющих эмоционально-символическое значения для жителей города.

Методологической основой количественного измерения характеристик рынка выступает аппарат статистики рынка товаров и услуг. Коллективом российских ученых, в том числе И.К. Беляевским, Г.Д. Кулагиной, А.В. Коротковым и др., предложена статистическая методология для проведения исследований рынка, как специальное направление статистической науки. В работе «Статистика рынка товаров и услуг»[1] приведена система показателей конъюнктуры рынка, которая включает:

1) показатели предложения товаров;
2) показатели покупательского спроса на товары;
3) показатели пропорциональности рынка;
4) показатели тенденции развития рынка;
5) показатели колеблемости, устойчивости и цикличности рынка;
6) показатели региональных различий состояния и развития рынка;
7) показатели деловой активности;
8) показатели коммерческого риска;
9) показатели масштабов рынка, уровня монополизации и конкуренции.

Методической основой являются основные параметры исследования, разработанные профессором А.Б Францем:

Социально-демографический портрет опрошенных
Спрос на рынке культуры
Различия групп населения по спросу
Перспектива изменения спроса
Уровень и структура «культурно-развлекательных» расходов населения
Прогноз изменения «культурно-развлекательных» расходов населения
Дефицит на рынке

Портрет потребителей различных «секторов» рынка услуг культуры:

1. Театры;
2. Музеи выставочные организации, галереи
3. Библиотеки
4. Концертные организации
5. Кинотеатры
6. Киностудия
7. Культурно-досуговые центры (КДЦ)
8. Образовательные учреждения
9. Парки (в т.ч. площадки с аттракционами)
10. Увеселительные (культурно-развлекательные) заведения (ночные клубы, пабы, бары)
11. Цирк
12. Учреждения экокультуры (зоопарк, дельфинарий, аквагалерея)
13. ТРЦ (торгово-развлекательные центры)

Мотивация и оценка качества услуг
Ёмкость рынка в динамике
Портрет потребителя
Рейтинг наиболее востребованных услуг
Ёмкость рынка по каждой услуге
«Средний чек»
«Льготники»
Мотивация потребления услуг
Оценка качества услуг
Доли рынка учреждений
Удовлетворенность потребителей объемом потребления услуг



Библиография

1. Беляевский И.К., Кулагин Г.Д., Коротков А.В. и др. Статистика рынка товаров и услуг. – М., 1999


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года