Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ВАСИЛЬЕВ Ю.Н., ВОРОНОВ Н.Г.
Кандидаты экономических наук, доценты
Санкт-Петербургский государственный горный институт (ТУ) имени Г.В. Плеханова

Движение логистических потоков при осуществлении закупок продукции, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

Ряд особенностей государственного заказчика в сфере осуществления закупок обусловливает определенную специфику его снабженческой деятельности. Такая специфика приводит к выделению применительно для государственного заказчика понятия государственной логистики, под которой понимается единство снабженческой и обеспечивающей ее деятельности государственной организации, предписываемой ей имеющимся законодательством [2, с. 70]. Также государственная логистика определяется как «сфера организации обращения товаров выборочной номенклатуры, отвечающих понятию общественного блага»[1, С.24].

Содержательно государственная логистика включает в себя управление материальными, финансовыми и информационными потоками, а также регулирование запасов в процессе осуществления закупочных и поставочных действий. Существенное отличие государственной логистики от коммерческой логистики состоит в том, что, если последняя представляет собой действия коммерческой организации как частного покупателя, то действия государственной организации не являются в полной мере ее собственными действиями, а предписаны ей государством посредством законодательства в сфере закупок.

Государственную логистику относят к категории распределительной логистики, но при условии более широкой содержательной интерпретации понятия распределения. При определенных формах организации товародвижения общественных благ государственная логистика может быть интерпретирована как закупочная логистика, в частности, размещение государственных заказов. В концептуальном плане государственная логистика интегрируется с маркетинговой концепцией управления государственными заказами.

Целями государственной логистики являются[2, с. 72]:

• обеспечение непрерывности поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
• поддержание необходимых стандартов качества потребляемых товаров, работ, услуг;
• минимизация государственных расходов как на оплату закупаемых товаров, работ, услуг, так и на организацию самого логистического процесса закупок;
• повышение эффективности государственных закупок как на уровне отдельного государственного заказчика, так и на уровне государства в целом.

Основные задачи государственной логистики в сфере регулирования пропорций товарного обмена[1, с. 22]:

• экономическое, административное, и правовое регулирование товарного рынка;
• формирование хозяйственных связей по поставкам общественных товаров и услуг, в том числе для реализации государственных программ инвестиционного характера;
• организация передвижения продукции от производителя к потребителю, в том числе в государственном секторе экономики, через систему государственных резервов и спецобеспечения;
• формирование и регулирование материальных запасов;
• создание специальной институциональной логистической инфраструктуры рынка.

Согласно теории, объектом исследования в логистике является возникновение, преобразование и потребление основных и сопутствующих потоков в определенном экономическом объекте, функционирующем как система, т.е. реализующем поставленные перед ним цели и обладающем определенным синергетическим эффектом. Основным потоком является материальный, которому сопутствуют информационный, финансовый и сервисный (поток услуг).

В настоящее время закупка большого количества товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Несмотря на то, что материальный поток является основным с точки зрения логистики, в процессе закупок для государственных и муниципальных нужд его движение фактически завершает логистический цикл закупки. Организация закупки в форме электронного аукциона представляет собой налаживание эффективного движения информационных потоков пространстве и во времени. Соблюдение эффективности такого движения во многом определяет эффективность последующего движения материального потока.

Представим схему движения информационных потоков на рис. 1.

Как показывает представленная схема, электронная площадка является посредником в обмене информацией между заказчиком продукции, работ, услуг и лицами - участниками размещения заказа. Данное посредничество является эффективным с точки зрения экономии временных затрат как заказчика, так и участников аукциона. В частности, процедура торгов проводится электронно, т.е. представителям заказчика, а также участникам аукциона нет необходимости присутствовать на них лично. Представитель участника избавлен от необходимости несения временных и транспортных затрат для обеспечения личного присутствия, что является особенно актуальным для участников, расположенных в других городах.

Все описанные информационные потоки осуществляются в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи. Следовательно, для участия в процессе размещения заказа участник обязан пройти процедуру аккредитации на электронной площадке, для чего сталкивается с необходимостью получения электронной цифровой подписи. По нашим данным, не у всех лиц в настоящее время существует возможность быстрого получения такой подписи.



Схему движения финансового потока представим на рис. 2.



Финансовые потоки представляют собой кроме оплаты поставляемых товаров, работ, услуг, также и операции, связанные с представлением обеспечения заявки на участие в аукционе и контракта. Для представления обеспечения заявки оператор электронной площадки после получения заявки блокирует операции по специальному счету, ранее открытому им для такого участника, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки. После рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме оператор электронной площадки обязан прекратить блокирование операций по счету. Обеспечение исполнения контракта предусматривает три варианта, в качестве одного из которых победитель аукциона передает заказчику в залог денежные средства, в том числе в форме вклада (депозита) в размере от 10 до 30% начальной цены контракта. В двух других случаях предоставление обеспечения исполнения контракта представляет собой предоставление документов (договора поручительства или безотзывной банковской гарантии) и является информационным потоком.

Оператор электронной площадки при прекращении блокирования операций по счету для предоставления обеспечения заявки участника, с которым заключается контракт, списывает с такого счета денежные средства в качестве платы за участие в аукционе.

Движение материального потока осуществляется после протекания других потоков, до полной оплаты товаров, работ, услуг. Оно осуществляется единовременно либо по частям в течении определенного периода, в зависимости от закупаемой продукции и характера потребности в ней.

Таким образом, при организации закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме наибольшие трудности возникают в процессе выстраивания системы движения информационного и финансового потоков, а также поддержания функционирования такой системы.



Библиография

1. Афанасьев М.В. Логистика государственных закупок инвестиционных товаров / Научный редактор д-р экон. наук, профессор В.В. Щербаков. – СПб.: СПбГУЭФ, 2004. 274 с.
2. Галанов В.А. Логистика государственных закупок: учебно-методическое пособие / Галанов В.А., Гришина О.А., Шибаев С.Р.; Под общ. ред. В.А. Галанова. – М.: ИНФРА-М, 2010. 247 с.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года