Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ГОЛУБЕВА Э. А.*, МАРТЫНОВА А.А.**
*Кандидат экономических наук, доцент; **студентка 4 курса
Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет

Анализ сайтов экономических вузов методом семантического дифференциала

Всем известно, что с наступлением весны начинается ажиотаж среди поступающих в вузы. Старшеклассники и их родители уже сейчас решают, в какой из вузов подавать документы. На рынке высшего профессионального образования в настоящее время идет борьба за каждого абитуриента. Это обусловлено с одной стороны развитием рынка услуг высшего образования, с другой стороны объективными факторами макросреды, такими как спад рождаемости в 90-е годы.

Сайт вуза – элемент коммуникационной политики и важнейший носитель информационного воздействия. В связи с развитием интернета, по крайней мере, в Санкт-Петербурге, сайт можно рассматривать как одни из основных способов продвижения вуза. На нем размещается вся информация, которая полезна потребителю и способна привлечь его внимание.

В предлагаемой вашему вниманию статье авторы для анализа атрибутов сайтов вузов применили сразу три метода: метод репертуарных решеток, метод Кано и метод семантического дифференциала.

В нашей работе в начале мы предложили участникам фокус-группы с помощью метода репертуарных решеток сформировать перечень атрибутов сайта.

Было предложено 8 объектов: сайты компаний, в том числе вузов и кроме того случайные объекты. Случайные объекты были введены нами для того, чтобы раскрепостить сознание респондентов и расширить понятийный аппарат. Далее мы случайным образом выбирали два объекта из восьми, и участники фокус-группы определяли сходные атрибуты, которые отсутствовали у выбранного случайным образом третьего объекта. Согласно методу репертуарных решеток опрашиваемые способны назвать около 25 различных атрибутов тестируемого объекта, а затем они начинают повторяться. И таким образом, был сформирован перечень атрибутов: используемость, информативность, актуальность, гармоничность, частота обновления, креативность, красочность, стиль, известность, загружаемость, дизайн, эргономика, презентабельность, сохранность информации, доступность иностранным гражданам, точность информации, полезность, восприятие, возрастная категория, половой признак, информативность, научность, оформление, доступность.

На втором этапе мы использовали метод Кано, чтобы выявить из полученного перечня атрибутов, те атрибуты, которые являются привлекательными для целевого потребителя. В качестве целевого потребителя услуг высшего профессионального образования авторами был выделен только один сегмент – абитуриенты, поступающие на очную форму обучения после 11 класса, и респондентами, участвующими в фокус-группе были старшеклассники школ Санкт-Петербурга.

Более подробно метод Кано был описан в тезисах конференции ИБП 2009 года.

Диаграммы приведены по тем атрибутам, которые оказались наиболее предпочтительными для фокус-группы.



Было выявлено, что наиболее привлекательными, по мнению старшеклассников, являются следующие атрибуты: анимация, консервативность, возрастная категория и коммуникабельность (рис. 1). А линейное отношение наблюдается по следующим атрибутам: точность, цветовая гамма и полезность (рис. 2).

По линейным атрибутам наблюдается прямая зависимость между величиной атрибута и привлекательностью для целевого потребителя.



На третьем этапе для анализа атрибутов сайтов вузов был использован метод семантического дифференциала.

Семантический дифференциал позволил увидеть образ сайта каждого вуза, который складывается в сознании целевых потребителей. В рамках исследования в качестве объектов были выбраны сайты четырех вузов Санкт-Петербурга: ИНЖЭКОН, СПбГУ, ФИНЭК, СПбГПУ. Для построения семантического пространства респондентам было предложено оценить сайты этих вузов по семибальной шкале. Размер группы – 100 старшеклассников. Авторы осознавали погрешность исследования, возникшую в результате данной выборки респондентов. Идеальным вариантом был бы опрос четырехсот респондентов: две пары объектов исследования по 200 респондентов. В качестве характеристик мы использовали набор атрибутов, сформированных с помощью метода репертуарных решеток.

Построение семантического пространства и анализ положения объектов в семантическом пространстве используется как инструмент для анализа восприятия сайта и для его проектирования.

Метод семантического дифференциала позволил выявить различия в оценке групп атрибутов респондентами. После опроса старшеклассников мы получили следующие результаты: сколько респондентов поставили ту или иную бальную оценку по каждому атрибуту, что позволило нам разделить все атрибуты на три группы (информативность, дизайн и учет интересов целевого потребителя) и проанализировать каждую из них с помощью метода семантического дифференциала.

В группу «информативность» мы включили: используемость, информативность, актуальность, гармоничность, частота обновления, загружаемость, эргономика, точность, полезность, информативность, научность.

В группу «дизайн» вошли: креативность, красочность, стиль, известность, дизайн, презентабельность, сохранность, восприятие, оформление, доступность.

В учет интереса целевого потребителя: доступность иностранным гражданам, возрастная категория, ярко выраженная половая принадлежность.

Алгоритм метода семантического дифференциала используемого для качественного и количественного индексирования значений выглядит следующим образом:

Шаг 1. Составили статистические ряды в виде таблиц для подсчета среднего значения трех групп атрибутов по каждому из четырех вузов.
Шаг 2. Подсчитали среднее значение для каждой группы.
Шаг 3. Определили среднее квадратичное отклонение каждой группы, что позволило нам определить рассеивание мнения респондентов относительно среднего значения.
Шаг 4. Провели расчет корреляции полученных оценок групп атрибутов относительно друг друга, что позволило нам выявить взаимосвязь между группами атрибутов.

В данном исследовании с помощью метода семантического дифференциала авторами были решены следующие задачи:
  • Определили, по каким критериям старшеклассники оценивают конкретные сайты вузов; на чем основывается их выбор при посещении сайта.
  • Обозначили, каким изучаемый сайт вуза выглядит на фоне сайтов конкурентов, по каким параметрам он превосходит конкурентов, а по каким — пока отстает.
После подсчета ответов респондентов полученные оценки позволили сделать вывод, что респонденты высоко оценивают все четыре объекта исследования, но наиболее привлекательным оказался ИНЖЭКОН. Также мы выявили рассеивание мнений респондентов, что представлено на рис. 3. Эта процедура проводилась трижды, поскольку мы разделили все характеристики на три группы: информативность, дизайн и учет интересов целевого потребителя, чтобы выявить среднее значение этих оценок. Далее было определено среднее квадратичное отклонение, которое показало разброс мнения респондентов.



Мнение респондентов не имеет большого разброса и колеблется от -0,5 до 1,7 при среднем квадратичном отклонении от 3,99 до 4,65. Необходимо отметить, что абсолютизация данных сравнений нежелательна, так как при диагностике выявляется восприятие объекта в конкретный момент (которое может быть не типичным), для более точного представления необходим повторный замер с предъявлением других пар атрибутов.

И на последнем шаге метода семантического дифференциала рассчитали коэффициент корреляции групп атрибутов. На сновании него выяснили, что между группой информативности и группой учета интересов целевого потребителя имеет место высокая детерминированная связь, что позволило создать карту интересов, представленную на рис. 4.




предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года