Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ВАСИЛЬЕВ Ю.Н., ЦВЕТКОВА А.Ю.
Кандидаты экономических наук, доценты
Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет) имени Г.В. Плеханова

Открытый аукцион в электронной форме как новый способ закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

В настоящее время существует перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется федеральными государственными заказчиками путем проведения открытого аукциона в электронной форме. В данный перечень включены следующие виды продукции минерально-сырьевого комплекса: уголь каменный и лигнит, торф; нефть сырая и газ природный; руды металлические; камень, глина, песок и прочие виды минерального сырья. С 01.01.2011 г. проведение аукциона в электронной форме для закупок такой продукции будет обязательным также для муниципальных заказчиков.

Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме регламентируется главой 3.1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.05.2007 г. №94-ФЗ, полностью введенной в действие с 01.01.2010 г.

Рассмотрим особенности проведения открытого аукциона в электронной форме на закупку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. При этом, по нашему мнению, данные особенности целесообразно выделять в сравнении с открытым аукционом, проводимым в обычной форме при закупках для государственных и муниципальных нужд.

Среди особенностей необходимо выделить следующие:

1. Форма проведения процедуры аукционных торгов. Ранее процедура аукционных торгов проводилась государственным заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей. Открытый аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке, и заказчик имеет возможность в режиме реального времени получать информацию о ходе торгов. В любом случае в течение тридцати минут после окончания открытого аукциона на электронной площадке размещается протокол проведения открытого аукциона в электронной форме.

2. Необходимость аккредитации участника на электронной площадке. Для обеспечения доступа к участию в открытых аукционах в электронной форме оператором электронной площадки осуществляется аккредитация участников размещения заказа, для получения которой необходимо представить ряд документов, таких как копии учредительных документов, копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц и т.п., всего 9 документов. Весь документооборот осуществляется с использованием электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа. Оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления указанных документов. Таким образом, лицо, желающее стать участником размещения заказа, вынуждено обратиться в органы казначейства для получения электронной цифровой подписи. По нашим данным, не у всех юридических лиц в настоящее время существует возможность быстрого получения такой подписи.

3. Порядок допуска претендентов и участников аукциона. В отличие от обычного аукциона, допуск к аукциону электронной форме проводится в два этапа. На первом этапе претенденты допускаются к участию в аукционе. После этого проводятся торги и выбирается победитель аукциона. На втором этапе происходит процедура проверки документов участников аукциона, и при этом существует вероятность того, что любой участник, в том числе победитель аукциона, будет отклонен.

4. Форма подачи заявки на участие в аукционе. Заявка на участие в аукционе подается в форме электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью. Такая заявка направляется претендентом на участие в размещении заказа оператору электронной площадки. Заявки на участие в аукционе в обычной форме подавались в бумажном виде по почте, курьером, либо доставлялись заказчику представителем лица, желающего участвовать в размещении заказа.

5. Состав заявки на участие в аукционе. Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть заявки должна содержать согласие участника на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), а также конкретные показатели предлагаемого к поставке товара (условия выполнения работ, оказания услуг). Вторая часть заявки должна содержать ряд документов и сведений об участнике, в частности, фирменное наименование, почтовый адрес, копию лицензии на осуществление деятельности, решение об одобрении или совершении крупной сделки и т.п.

Заявка на участие в обычном аукционе на закупку для государственных и муниципальных нужд состояла из одной части. Нужно сказать, что требования к составу документов заявки на участие в электронном аукционе существенно не изменились.

6. Порядок предоставления обеспечения заявки. Заказчиком, уполномоченным органом должно быть установлено требование обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в размере от 0,5% до 5% начальной цены контракта. Для представления такого обеспечения оператор электронной площадки после получения заявки на участие в аукционе в электронной форме блокирует операции по специальному счету, ранее открытому им для такого участника, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки. Поручением для указанного блокирования средств является поступление заявки на участие в аукционе. После рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме оператор электронной площадки обязан прекратить блокирование операций по счету.

Ранее, при проведении аукциона в обычной форме, у заказчика не было обязанности устанавливать требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе. Данное обеспечение не могло превышать 5% начальной цены контакта и осуществлялось путем перечисления денежных средств на счет, указанный заказчиком в документации об аукционе.

7. Конфиденциальность данных об участниках аукциона. Оператор электронной площадки обязан обеспечивать при проведении открытого аукциона в электронной форме конфиденциальность данных об участниках открытого аукциона. В первой части заявки на участие в аукционе наименование участника не указывается, заказчик получает от оператора электронной площадки заявки под номерами и, рассматривая такие заявки, не знает, что за лицо отклоняется либо допускается к участию в аукционе. При проведении торгов участники имеют информацию о количестве участников аукциона, но наименования лиц – участников торгов - им неизвестны. Таким образом, аукцион в электронной форме является открытым по степени доступа к информации о его проведении, а также по форме подачи предложений, однако по наличию сведений о других участниках аукциона является закрытым, или неявным.

8. Временные затраты на организацию аукциона. Отличия во временных затратах при проведении аукциона в электронной форме приведены в таблице.



Из таблицы можно видеть, что существенная экономия времени на организацию процедуры торгов наблюдается при проведении аукциона в электронной форме с начальной ценой до 3 млн. руб. Максимальная продолжительность такой процедуры составляет 32 дня против 42-47 дней для обычного аукциона и 45 дней для аукциона в электронной форме с начальной ценой от 3 млн. руб.

9. Порядок подписания контракта. При проведении аукциона в электронной форме специфической является процедура подписания контракта, обусловленная возможностями, предоставляемыми электронным документооборотом. Данная процедура осуществляется в несколько этапов: а) заказчик в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке протокола рассмотрения вторых частей заявок направляет оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта; б) оператор электронной площадки в течение часа с момента получения направляет проект контракта без электронной цифровой подписи участнику открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт; в) в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью участника; г) в течение одного часа с момента получения такого проекта контракта, но не ранее чем через десять дней со дня размещения на электронной площадке протокола рассмотрения вторых частей заявок, оператор электронной площадки направляет заказчику подписанный проект контракта; д) заказчик в течение трех дней со дня получения от оператора электронной площадки проекта контракта, подписанного электронной цифровой подписью участника, обязан направить оператору электронной площадки контракт, подписанный электронной цифровой подписью заказчика; е) оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения контракта, подписанного электронной цифровой подписью заказчика, обязан направить подписанный контракт участнику открытого аукциона, с которым заключается контракт. Контракт считается заключенным с момента направления оператором электронной площадки контракта, подписанного обеими сторонами, участнику аукциона, с которым заключается контракт.

При проведении обычного аукциона заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола аукциона передавал победителю аукциона проект контракта, и по истечении 10 рабочих дней со дня подписания протокола аукциона контракт мог быть подписан обеими сторонами.

10. Отсутствие жесткой регламентации порядка изменения «шага» аукциона. «Шаг» аукциона в электронной форме составляет от 0,5% до 5% начальной цены контракта, и при проведении аукциона участники могут снижать цену в пределах значений «шага». Кроме того, любой участник открытого аукциона также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага» аукциона, но с учетом следующих требований, в соответствии с которыми участник не может подать предложение о цене:

• равной нулю;
• равной или превышающей ранее поданное собственное предложение о цене;
• сниженной более чем на 5% начальной цены по сравнению с последним поданным предложением о цене.

При проведении обычного аукциона на закупку для государственных нужд «шаг» аукциона устанавливался в размере 5% начальной цены контракта, однако в процессе проведения торгов он должен был быть уменьшен до 0,5%. Такое уменьшение происходило каждый раз на 0,5%, т.е. процедура аукциона состояла из 10 этапов, на каждом из которых предложения о снижении цены поступали в соответствии с одной величиной «шага». В случае отсутствия предложений о снижении цены на данную величину «шага», размер «шага» снижался на 0,5% и торги продолжались, до тех пор, пока «шаг» аукциона не достигал минимального размера (0,5% начальной цены). При отсутствии либо прекращения поступления предложений о снижении цены на минимальный размер «шага» торги завершались.

11. Менее жесткая регламентация времени на принятие решения участником о подаче предложения. При проведении открытого аукциона в электронной форме устанавливается время приема предложений участников открытого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения открытого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, открытый аукцион автоматически, при помощи программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается. При этом, в течение 10 минут с момента завершения открытого аукциона в электронной форме, любой участник открытого аукциона вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта на аукционе независимо от «шага» аукциона.

В ходе обычных аукционных торгов участник имел возможность подавать предложение о снижении цены контракта в процессе троекратного объявления аукционистом начальной либо последней из предложенных цен. Время, затрачиваемое на такое объявление, варьировалось в зависимости от темпа торгов, устанавливаемого аукционистом. Данный темп также зависел от начальной и последующих цен: при троекратном повторе шестизначного или семизначного числа участник аукциона имел относительно большое количество времени на принятие решения.

Данная, а также предыдущая особенность обусловливают более свободные рамки принятия решения о снижении цены на аукционе в электронной форме. Участник имеет больше времени на принятие такого решения, а также возможность снижать цену различными темпами в любой момент торгов.

12. Взимание платы за участие в аукционе. Оператор электронной площадки при прекращении блокирования операций по счету для предоставления обеспечения заявки участника, с которым заключается контракт, списывает с такого счета денежные средства в качестве платы за участие в аукционе.

Таким образом, при проведении аукциона в электронной форме электронная площадка является посредником при осуществлении документооборота, осуществляет координационные функции, а также функции, близкие к регулирующим. Так, заказчик не имеет возможности нарушения сроков опубликования протоколов, проведения процедуры аукциона, подписания контракта и т.п. Программные и технические средства электронной площадки позволяют не допускать действий, осуществляемых с нарушением положений федерального закона №94-ФЗ.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года