Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ДРОБОТ Е.В.
Кандидат экономических наук,
филиал Северо-Западной академии государственной службы в г. Выборге

Конкурентный механизм в рыночной экономике и средства воздействия на развитие конкуренции

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

С точки зрения управления и его теоретической базы – кибернетики, конкуренция является главным инструментом, обеспечивающим устойчивое положение и поступательное развитие рынка. Это объясняется ролью конкуренции: как основного и объективного механизма отбора товаропроизводителей по конечным результатам их деятельности; как средства обратной связи при регулировании производства и потребления по критериям качества и стоимости товаров; как средства расширения номенклатуры и границ товарного рынка.

Также конкуренцию можно определить как соперничество между субъектами рынка за овладение вниманием потенциальных потребителей; как борьбу между производителями продукции с целью обеспечения лучших возможностей сбыта продукции и получения максимальной прибыли, удовлетворяя при этом разнообразные потребности потребителей.

В экономической системе Адама Смита конкуренция является регулирующей силой, которая сводит прибыль и любую форму рыночного злоупотребления (коррупции) к минимуму и толкает производство вперед, но необязательно к минимальному уровню издержек.

Законом РФ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. установлено следующее определение конкуренции. Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Например, в Японии ресурсы ис-пользуются в целом в три раза эффективнее, чем в России. Издержки японских производителей на производство промышленной продукции почти в 3 раза ниже, чем в России, из них, использование топлива и электроэнергии эффективнее в пять раз.

С.Г. Светуньков и А.А. Литвинов в книге «Конкуренция и предпринимательские решения» рассматривают конкуренцию с позиций трех подходов: как состязательность на рынке (начальная стадия научных исследований понятия «конкуренция»); как свойство рынка, уравновешивающее спрос и предложение (классическая экономическая теория, «невидимая рука» Адама Смита); как критерий, определяющий тип отраслевого рынка (современная экономическая теория), где под конкуренцией подразумевается «не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка»[1].

Итак, конкуренция — это сложное понятие. Особенно важно изучить ее механизм в условиях российской экономики, толь¬ко начинающей осваивать этот механизм.

Механизм – это внутренне устройство, система чего-либо; это совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо явление. Любой хозяйственный механизм – это есть совокупность элементов в их взаимосвязи, совокупность экономических законов, определяющих динамику движения элементов хозяйственных механизмов, а также организационную структуру экономической системы. Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции, основных экономических законов (изменения спроса, предложения, конкуренции, равновесной цены, прибыли и т.д.).

Р.А. Фатхутдинов определяет механизм действия закона конкуренции как «объективный процесс вымывания с рынка некачественной, дорогой продукции… Никто никого не заставляет повышать качество работы, кроме угрозы банкротства. В соответствии с законом конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее удельной цены… Закон конкуренции длительное время может действовать только при наличии разработанного антимонопольного законодательства»[2].

Принимая во внимание все выше изложенное, представляется возможным определять механизм конкуренции следующим образом. Суть механизма конкуренции – это постоянная борьба, соперничество между субъектами рынка за ресурсы, спрос, власть. Это и борьба отдельных предпринимателей за долю рынка, и конкуренция между экономиками за сферы экономического влияния. Это и борьба отдельных потребителей за товары и услуги в условиях дефицита. Конкурентным рынкам присуща состязательность. Именно она является той движущей силой, которая обеспечивает достижение лучших положений на рынке. Субъекты рынка в постоянной борьбе используют весь арсенал экономических методов достижения конкурентных преимуществ (ценовая и неценовая, добросовестная и недобросовестная конкуренция).

Нужно отметить, что механизм конкуренции представляет собой сложную систему, структурными элементами которой являются субъекты, объекты и предмет конкуренции, источники конкурентного преимущества, методы конкурентной борьбы, средства воздействия на развитие конкуренции. Все элементы этой системы взаимосвязаны. Субъекты экономического соревнования различных уровней (потребители, предприятия, отрасли, регионы, национальные экономики) с учетом имеющихся у них конкурентных преимуществ, производят качественные (некачественные) товары и услуги, составляющие предмет конкуренции, борются за объект конкуренции (факторы производства, потребительский спрос, власть), используют определенные конкурентные стратегии и подчиняются действию антимонопольного законодательства и законов о недобросовестной конкуренции (см. рис.).



Немаловажным вопросом при исследовании механизма конкуренции является понятие статики и динамики. Статичность и динамичность механизма конкуренции взаимосвязаны. Одно без другого не существует в природе. В научном исследовании мы можем абстрагировать два этих понятия друг от друга. Например, когда мы исследуем субъекты, объекты, предмет конкуренции, мы ведем речь о статике механизма конкуренции. Когда же мы говорим о взаимосвязях между субъектами, о методах конкурентной борьбы, о преимуществах или потерях в этой борьбе для тех или иных субъектов, мы ведем речь о динамике конкурентного механизма.

Регулирующее воздействие на развитие конкуренции оказывает государство. В основе государственного регулирования развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности лежит антимонопольная политика государства, включающая разработку антимонопольного законодательства и контроль его осуществления.

Основными целями антимонопольного законодательства являются: защита и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими доминирующее положение на рынке; контроль над процессом концентрации (слияниями, поглощениями) производства и капитала; контроль ценообразования; защита интересов и содействие операциям мелкого и среднего бизнеса; защита интересов потребителя.

Традиционно антимонопольное законодательство включает две группы актов: о картельных или иных соглашениях, направленных на создание монополии, и о недобросовестной конкуренции. Законодательство о картелях (или антитрестовское законодательство) регулирует ограниченную торговую (деловую) практику, препятствует возникновению монополий в сфере производства и на товарных рынках, обеспечивая тем самым условия для конкуренции. Ограничительная практика означает использование монопольного (доминирующего) положения на рынке, наносящего ущерб другим участникам хозяйственных отношений путем ограничения их хозяйственной деятельности как конкурентов. Также к антимонопольному законодательству относятся выработанные в ряде стран акты о слияниях и поглощениях компаний, законодательства о концернах, акционерные законодательства, законодательство об обращении ценных бумаг. Подобные виды законодательных актов регулируют процессы концентрации капитала, которые при бесконтрольном развитии могут привести к образованию монополии.

Антимонопольные регулирующие меры содержатся и в ряде международных договоров. В Западной Европе основным документом, регламентирующим антимонопольную политику, является Римский договор об учреждении ЕС от 25 марта 1957 года. В этом документе закрепляются общие правила, регулирующие процессы конкуренции. В качестве антиконкурентных действий определяются всякие соглашения между предприятиями, всякие решения об объединении предприятий и всякая координационная деятельность, которые могут нанести ущерб торговле между государствами – членами и которые имеют своей целью или результатом воспрепятствовать, ограничивать или нарушить свободу конкуренции внутри общего рынка. К антиконкурентным действиям, не имеющим юридической силы, Договор относит: установление прямо или косвенно покупных или продажных цен или других, относящихся к сделке условий; ограничение и контроль над производством, сбытом, техническим развитием или капиталовложениями; применение к торговым партнерам неравного подхода при равных условиях, ставящие их тем самым в неблагоприятное положение при конкуренции. Согласно положениям Римского договора запрещается злоупотребление одному или нескольким предприятиям своим доминирующим положением на общем рынке или на существенной его части.

Вопросам защиты от недобросовестной конкуренции уделяется внимание в рамках Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года (пересмотренной в 1900, 1911, 1925, 1934, 1958, 1967 годах) и в Генеральном соглашении по тарифам и торговле. В 1980 году конференцией ООН по ограниченной деловой практике, а затем Генеральной Ассамблеей ООН были одобрены предложения по борьбе с ограничительной деловой практикой, разработанные ЮНКТАД («Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой»). Этот документ определяет обязательства государств по обеспечению административной и судебной защиты против актов ограничительной практики в интересах международной торговли.

Кроме международных правил и норм антимонопольного характера в развитых странах рыночной экономики существуют свои национальные законодательства. При всем их разнообразии каждое из них принадлежит к одной из двух основных систем: регулятивной или запретительной. Регулятивную систему имеют большинство европейских стран, в том числе Россия, другие страны СНГ, страны Восточной Европы.

Правовые основы регулирования монополистической деятельности в России были заложены в Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года с последующими изменениями и дополнениями, а затем Законом РФ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г.

Законодательство в области регулирования монополистической деятельности в России преследует две основные цели:

1) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Закон РФ «О защите конкуренции» регулирует монополистическую практику в России, запрещая злоупотребление доминирующим положением на рынке; препятствует заключению соглашений, совершению действий, направленных на ограничение конкуренции; обеспечивает пресечение недобросовестной конкуренции и контроль за процессами концентрации капиталов, способных привести к доминирующему положению субъектов на товарных рынках. В законодательстве определены нормы, направленные на предупреждение и устранение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках, что исключительно важно с точки зрения проведения целенаправленной политики демонополизации экономики. В целях предупреждения образования новых монополистических структур вводится предварительный контроль со стороны федерального антимонопольного органа за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов. Введение такого положения является чрезвычайно важным в условиях проведения процесса разгосударствления и приватизации в РФ.

Итак, конкуренция является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение потребности в товарах и услугах и пр.). Конкуренция служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности, экономического закона, выражающего объективность категорий конкуренции (состязательности) между субъектами рынка, влияет на характер и формы взаимоотношений между ними, обусловливает проблемы федерального и регионального уровней. Конкуренция – это сложное многогранное явление, его механизм включает в себя множество структурных элементов. О.В. Михайлов в книге «Основы мировой конкурентоспособности» писал о том, что «конкуренция стимулирует экономическое развитие путем снижения себестоимости (издержек) цен, повышения качества, открытия новых потребностей и лучших способов более полного их удовлетворения»[3]. Оценивать конкуренцию необходимо сегод¬ня как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.



Библиография

1. Светуньков, С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения / С.Г. Светуньков, А.А. Литвинов. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2000. – С. 78.
2. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – С. 316 – 317.
3. Михайлов, О.В. Основы мировой конкурентоспособности / О.В. Михайлов. – М.: Издательство «Познавательная книга плюс», 1999.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года