Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

МАЛКИНА М.В.
Ст. преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

Государственное регулирование в условиях экономического кризиса: опыт Германии

Мировой экономический кризис, начавшийся в финансовой сфере США, негативно сказался на экономическом положении Германии. Поскольку немецкие кредитные институты принимали активное участие в деятельности американских рынков недвижимости и ценных бумаг, они неизбежно стали нести огромные убытки. Закономерным результатом этого процесса стали серьёзные потрясения финансового сектора страны. Достаточно вспомнить истории с банками IKB, HypoRealEstate и Commerzbank, к спасению которых пришлось подключиться государству и влить миллиарды евро. В конечном итоге государство было вынуждено пойти на приватизацию IKB (пришлось оплатить его многомиллиардные долги), Hypo Real Estate, частичное огосударствление Commerzbank.

В реальном секторе экономики влияние кризиса нагляднее всего сказалось на отраслях, ориентированных на экспорт. Это, прежде всего, машиностроение, судостроение, металлообработка и электроника. Учитывая то обстоятельство, что акцент на развитие этих отраслей являлся частью политики Германии в целях обеспечения экономического роста, резкое падение мирового спроса на немецкую продукцию оказалось для правительства неприятным сюрпризом.

По мнению немецких экспертов, в условиях развёртывающегося кризиса наиболее стабильными оказались пищевая, фармацевтическая промышленность, розничные сети и рынок услуг. По сути, эти отрасли оказались теми «островками», которые удержали немецкую экономику на нужном уровне, «подпитали» её и дали возможность выработать необходимые меры по стабилизации ситуации.

Сильнейший удар кризис нанёс автомобильной промышленности Германии, отрасли, традиционно считавшейся её оплотом. К концу 2008г. объёмы заказов снизились на десятки процентов, многие крупнейшие производители запасных частей оказались на грани банкротства. Ситуация усугублялась ещё и тем, что под ударом оказалось значительное количество рабочих мест, поскольку от автомобильной промышленности прямо или косвенно зависел каждый седьмой работник. В этих условиях власти Германии пошли на разработку мер по выводу отрасли из кризиса. Прежде всего, нужно отметить введение так называемой экологической премии, или «утильного бонуса», для покупателей нового автомобиля: при условии сдачи старого автомобиля в металлолом, при покупке нового государство компенсирует такому покупателю 2,5 тысячи евро. Была выделена сумма (около 5 млрд. евро), позволяющая оплатить сдачу 600 тысяч подержанных машин. Программа пользовалась огромным успехом, и можно было ожидать, что спрос намного превысит ту сумму, которую выделил федеральный бюджет на реализацию этой программы. Таким образом, власти Германии пытались стимулировать производство автомобилей и вывести автопром из кризиса. Однако, как считают эксперты, эта премия вызвала сокращение производства немецких автомобилей, так как покупались в основном зарубежные недорогие марки. И, кроме того, она сильно ударила по производителям дорогих бытовых приборов, поскольку покупка нового автомобиля и, связанные с этим затраты, не позволили потенциальным покупателям заняться заменой бытовой техники.

Меры, которые принимают правительства развитых государств для преодоления кризиса, с новой силой поднимают проблему участия государства, его вмешательства в экономику. Как правило, главная проблема заключается в определении конкретной формы, которую должно принять это участие – либо увеличивать роль государства и дать ему возможность регулирования, либо оставить ему функции законодателя рамочных условий, единых правил игры, не нарушающих основ рыночной экономики. Очевидно, вопрос должен ставиться с точки зрения качественных изменений: не увеличивать государственное регулирование, а совершенствовать его, сделать более эффективным и продуманным. Безусловно, это крайне трудная задача. Задача, решить которую во многом можно, благодаря урокам нынешнего кризиса.

В Германии важнейшими аспектами государственного устройства являются социальный мир, социальная рыночная экономика. В социальной сфере государство традиционно занимает активную позицию, тогда как в дела бизнеса старается не вмешиваться. Тем не менее, учитывая огромное воздействие банковской сферы на общество, государству, с одной стороны, приходится гарантировать функционирование финансовых рынков, с другой – приходится убеждать, что не станет спасать финансовые институты в крайних ситуациях. В зависимости от того, как решается эта дилемма, решается и проблема государственного присутствия в экономике. В годы, предшествующие кризису, в Германии даже государственные банки увлеклись рискованными финансовыми инструментами и занимались спекуляциями, государственный надзор над банковской сферой оказался неэффективным. Следствием такой ситуации явилась интервенция государства с целью предотвращения краха финансовой системы, напряжение бюджета, новые государственные долги. Как это скажется на будущих поколениях налогоплательщиков, ещё предстоит узнать.

Эксперты отмечают, что преимуществом германской экономической системы является относительно небольшая роль финансовой составляющей при значительной доли промышленности, производящего сектора. Германия – страна производящая, и производящая как раз то, что насущно необходимо развивающимся странам, в частности, машинное оборудование, технологии. И здесь главное – не упускать свои позиции в инновационной сфере, постоянно стимулировать развитие технологий.

Важной стороной процесса преодоления кризиса является взаимодействие федерального центра и федеральных земель, с одной стороны, и осуществление регионами собственной политики в этом направлении. В частности, одна из самых населённых и промышленно развитых земель Германии Северный Рейн-Вестфалия активно привлекает иностранных инвесторов с целью сохранения своего промышленного потенциала и наращивания инновационного сектора. Среди направлений этой деятельности можно выделить поддержку и стимулирование университетов и исследовательских центров, развитие страховой отрасли, ставка на новые технологии, сотрудничество с государством в решении проблем международного уровня.

В настоящее время всё чаще можно услышать, что экономика Германии выходит из кризиса, происходит её оживление, что, в свою очередь, является частью подъёма экономики еврозоны. Показатели немецкой экономики, представленные немецким федеральным союзом ВМЕ, в марте 2010г. достигли 60,2 пунктов, что являлось достижением десятилетнего рекорда. По данным исследовательской компании Markit, оживление германского экспорта происходило во многом благодаря снижению курса евро, что делало его более конкурентоспособным на мировых рынках. Произошёл рост спроса на продукцию немецких компаний машиностроительной, химической, фармацевтической и пищевой отраслей.

Оживление экспорта, в свою очередь, стимулирует немецкие компании проводить активную инвестиционную политику в других странах, в частности, в Китае. Это свидетельствует о преодолении пессимистических кризисных настроений и возвращении деловой активности. Причём представители немецких деловых кругов не считают этот процесс бегством капитала из страны, а, наоборот, стимулированием роста занятости и роста объёма инвестиций внутри страны. Политические же попытки со стороны государства заставить компании увеличивать расходы на персонал внутри страны могут негативно сказаться на экономических показателях бизнеса и привести к снижению роста.

Германия традиционно считается страной, основу экономики которой составляет средний бизнес. Неудивительно поэтому, что одной из важнейших составляющих антикризисной политики явилась концепция поддержки малого и среднего бизнеса. Это и разнообразные программы поддержки, которые реализуют как государственные, так и частные банки. И создание фонда «Германия», помогающего в ситуациях дефицита кредитов. И значительный рост микрокредитов, упрощение процедуры их получения. Особенно важно, что целенаправленная помощь оказывается компаниям, ориентирующимся на высокие технологии и развитие энергоэффективности национальной экономики.

В целом, можно констатировать, что политика государства способствовала формированию антикризисного механизма, выявлению пробелов в системе наблюдения и реагирования. Среди мер по стабилизации экономики можно выделить поддержку банковской системы, участие в «большой восьмёрке» и «большой двадцатке», поддержку малого и среднего бизнеса, помощь отдельным предприятиям и отдельным банкам, выделение значительных средств на ремонт школ, строительство дорог и других важнейших социальных объектов и объектов инфраструктуры, доплату предприятиям в целях недопущения массовых увольнений, стимуляцию автомобильной промышленности посредством «утильного бонуса» и т. п.

С другой стороны, выход из кризиса происходит за счёт наращивания государственного долга. В первой половине 2010 года он составил 1,721 млрд. евро, что стало рекордом в истории этой страны. Выплаты по нему уступают своими размерами только объёму расходов на социальную сферу. Рост государственного долга может привести не только к потрясениям в экономической сфере, но и к политическим деформациям в стране. Эту ситуацию усугубляет тот факт, что именно на экономику Германии легли основные тяготы по долгам стран еврозоны. Отсюда понятен и выдвинутый немецкой стороной тезис о необходимости введения для кризисных стран процедуры «банкротства государств», возможно даже принудительного.

Опыт Германии в преодолении кризиса показывает, что в современных условиях речь должна идти не столько об увеличении государственного регулирования экономики, сколько о повышении эффективности действий государства, разумности его решений. Даже самые благие и искренние намерения по сохранению рабочих мест, спасению предприятий, недопущению социальной напряжённости могут привести к ещё большим проблемам, если вместо корректировки ситуации и поиска рациональных решений просто будут выделяться государственные субсидии.

Кроме того, взывая к государству, участникам рынка не следует забывать о личной ответственности, о тех добродетелях, о которых так много писали теоретики социальной рыночной экономики. Это, прежде всего, чувство справедливости, умеренность, честность, уважение к человеческому достоинству, другие нравственные ценности, способствующие преодолению алчности и неумеренного стремления к прибыли любой ценой.

Сочетание личной ответственности и разумного, эффективного государственного регулирования, внимание к нравственным ценностям – так просто и так сложно одновременно.



Библиография

1. Власова О. Абсолютно свободная торговля // «Обзоры стран», 2009, №8.
2. Сумленный С. Послекризисное оживление Европы // «Эксперт Online» //http://www.expert.ru/articles/2010/04/06/poslekrizisn_ozhivlenie/
3. Шойбле В. Прометей, ставший Икаром // «Россия в глобальной политике», 2009, №2.
4. Макроэкономическая статистика. Германия. http://quote.rbc.ru/macro/indicator/26/224.shtml 24.10.2010г.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года