Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

АНОХИНА Е.М.
Кандидат географических наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Подходы к формированию системы управления антикризисной устойчивостью регионов России

Последние два десятилетия характеризовались существенным ростом дифференциации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В 1998 году душевое потребление валового регионального продукта (ВРП) субъектов Федерации различалось в 18 раз (без учета покупательной способности рубля на территориях субъектов Федерации), в 2008 году - уже в 24 раза. В 1998 году 19 субъектов Федерации имели уровень потребления ВРП выше среднего по России, и только 15 - в два раза ниже среднероссийского. В 2004 году эти показатели составили 17 и 23, в 2005 году - 16 и 26, в 2008 году - 14 и 24 Аналогичная динамика характерна и для многих остальных показателей экономического и социального развития регионов. Шесть субъектов Федерации с показателями, существенно отстающими от среднероссийских, находятся в центре экономической активности страны - на территории Центрального федерального округа. По оценкам экспертов, ежегодные потери России от неэффективного использования территории, неэффективного управления субъектами Федерации оцениваются в 2,25-3% валового внутреннего продукта в год[1].

К 2008 году, периоду начала финансово-экономического кризиса, на территории Российской Федерации сложилась достаточно определенная структура пространственного развития, которую, используя один из приемов общенаучного метода систематизации, можно представить как совокупность регионов, принадлежащих к определенным типам. Тип субъекта Федерации (СФ) – объективно сложившийся, относительно устойчивый комплекс присущих территории СФ условий и особенностей социально-экономического развития, характеризующий его место и роль в национальной экономике. В разработанных за последние годы типологиях субъектов Федерации: по степени проникновения и динамике развития крупного бизнеса [2]; по уровню экономического развития, положению домохозяйств и степени освоенности территории [3]; по уровню социально-экономического развития Минрегиона РФ [4] и др., выделены устойчивые типы субъектов Федерации с высоким, средним и низким уровнем социально-экономического развития.

В соответствии с типологией регионов по уровню и особенностям социально-экономического развития, составленной Министерством регионального развития, выделено 4 типа регионов, первые три типа регионов включают по 2 подтипа.

К первому типу отнесены «регионы - локомотивы роста», выделены два подтипа - «мировые города» (2 субъекта Федерации: Москва и Санкт-Петербург) и «центры федерального значения» (8 субъектов Федерации: Краснодарский край, Красноярский край, Ленинградская область, Московская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Свердловская область). Основные типологические черты этих регионов: регион осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны; регион имеет высокий научно-технический потенциал; в регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны; в перспективе регион может стать центром развития для соседних территорий. Ко второму типу отнесены «опорные регионы». Первый подтип - «опорные регионы - сырьевые» (8 субъектов Федерации: Кемеровская область, Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Республика Саха, Сахалинская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ) – имеют характеристики: регионы являются сырьевыми зонами России, экспортоориентированные территории, большинство инфраструктурных проектов последнего десятилетия нацелены на обеспечение транзитной экономики, отсутствие высокоорганизованной урбанистической среды. Второй подтип - «опорные регионы - старопромыщленные» (15 субъектов Федерации: Белгородская область, Волгоградская область, Вологодская область, Иркутская область, Липецкая область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Приморский край, Ростовская область, Самарская область, Томская область, Хабаровский край, Челябинская область, Ярославская область): производства испытывают дефицит не столько капитала, сколько реалистичных и конкурентоспособных проектов развития, традиционные индустриальные производства, переживающие структурный кризис (устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, дефицит кадров и т.п.), низкий уровень жизни населения, избыточная инфраструктурная сеть. Третий тип включает «депрессивные регионы» и разделен на два подтипа - «депрессивные регионы фоновые» (32 субъекта Федерации: Алтайский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Владимирская область, Воронежская область, Еврейская автономная область, Калининградская область, Калужская область, Кировская область, Костромская область, Курская область, Мурманская область. Новгородская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Республика Бурятия, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Рязанская область, Саратовская область, Смоленская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Удмуртская Республика, Читинская область, Чувашская Республика, Чукотский автономный округ) - низкий уровень жизни населения, устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, дефицит кадров) и «депрессивные регионы кризисные» (16 субъектов Федерации: Брянская область, Ивановская область, Кабардино-Балкарская Республика, Камчатский край, Карачаево-Черкесская Республика, Курганская область. Магаданская область, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Тыва, Республика Хакасия, Ульяновская область) - существенное отставание от других регионов страны по уровню социально-экономического развития, высокий уровень безработицы, слабая инфраструктурная обеспеченность роста городских поселений, высокий уровень социальных конфликтов. К четвертому типу отнесены 2 «особых района» с низкой пространственной мобильностью, высоким уровнем безработицы, экономической стагнацией, сложной политической ситуацией - Чеченская Республика и Республика Ингушетия.

Мониторинг социально-экономического развития регионов в период экономического кризиса показал, что кризисные процессы в регионах происходили с разной скоростью и в разной степени воздействовали на финансовую, экономическую и социальную сферу в регионах с разным уровнем социально-экономического развития, принадлежащих к различным типологическим группам. Взяв за основу типологию регионов по уровню и особенностям социально-экономического развития, составленную Министерством регионального развития РФ, и проанализировав исследование рейтингового агентства «Эксперт» по антикризисной устойчивости регионов России, можно увидеть, что среди регионов, более устойчивых к кризису (Группа А (рост) – 10 регионов и Группа В (стагнация) - 11 регионов) только 2 региона принадлежали к подтипу «опорные регионы - сырьевые», остальные относились к подтипам «депрессивные кризисные» и «депрессивные фоновые». Группа С (умеренный спад) включала 20 регионов, из которых только 2 региона - Московская и Ленинградская области - относятся к подтипу «регион - локомотив роста, центр федерального значения» и 5 регионов - к подтипу «опорные регионы - старопромышленные». Группы D1 (значительный спад) и D2 (глубокий спад) включала соответственно 20 и 22 региона, из которых 25 регионов (60 % из 44) - относятся к регионам первого и второго типов («регионы - локомотивы роста» и «опорные регионы», а значит, имеют высокий потенциал развития и особую значимость для развития соседних регионов и государства в целом.

Проведенный Независимым институтом социальной политики анализ показателей социально-экономического развития в субъектах Федерации, имевших значительный и глубокий спад в экономике, позволил обобщить показатели и выделить социально-экономические процессы, которые обусловили и усугубили кризисные явления, а также ключевые статистические показатели, которые являются ключевыми для анализа таких социально-экономических процессов:

• риски специализации (спад/прирост промышленного производства за период, %);
• бюджетные риски:

   - доля налога на прибыль организаций в доходах бюджета региона, %;
   - долг субъекта Федерации к доходам бюджета, %;
   - доля занятых в промышленности, %;

• риски безработицы:

   - доля занятых в промышленности от общей численности занятых, %;
   - число монопрофильных городов и их доля в городском населении, %;
   - доля занятых в малом бизнесе, включая ПБОЮЛ, %.

В регионах разных типов степень воздействия стратегических региональных рисков колебалась от низкой до максимальной, в зависимости от особенностей и уровня социально-экономического развития региона. Отсутствие в стране сформированной системы государственного и регионального стратегического управления, наличие только разрозненных, несогласованных нормативных актов и документов стратегического планирования, их недостаточная теоретико-методологическая и практическая проработка повлияли на динамику развития кризисных явлений в регионах, включая регионы с высоким уровнем и потенциалом социально-экономического развития.

Финансово-экономический кризис, начавшийся в России в 2008 году, показал необходимость введения в теорию и практику государственного и регионального управления и определение таких понятий как «региональный риск», «стратегический региональный риск», а также необходимость учета региональных рисков, в первую очередь стратегических рисков, в процессе управления регионами. На основе анализа воздействия финансово-экономического кризиса на динамику показателей социально-экономического развития регионов России, принадлежащих к различным типологическим группам, можно дать определение понятию «региональный риск» - риск возникновения негативных тенденций в процессах развития экономики и социальной сферы региона в результате ошибок, допущенных при принятии решений, определяющих стратегию развития региона (стратегическое управление) и выражающихся в отсутствии учета или недостаточном учёте возможных опасностей, которые могут угрожать социально-экономическому развитию региона при неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлений развития.

Особое внимание в условиях рыночной экономики, характеризующейся возрастающей неопределенностью развития внешней среды, неполнотой и асимметрией информации, периодами подъема и спада экономического развития, должно уделяться формированию системы государственного и регионального стратегического управления, включая его важнейшую составляющую – стратегическое планирование.

Система государственного и регионального стратегического управления, которая в настоящее время начала формироваться в Российской Федерации*, предполагающая внедрение в практику ряда методов и инструментов стратегического менеджмента, доказавших свою эффективность при управлении российскими компаниями, будет способствовать повышению антикризисной устойчивости регионов. Важнейшей составляющей системы государственного и регионального стратегического управления должна стать система управления рисками социально-экономического развития:

- разделы по анализу, управлению рисками должны стать обязательной составляющей стратегий развития федеральных округов, регионов, муниципальных образований;
- должны быть конкретизированы теоретико-методологические, методические и практические аспекты процессов управления стратегическими региональными рисками, включающие понятийный аппарат, методику анализа региональных рисков, классификацию региональных рисков, оценку эффективности управления региональными рисками, систему мониторинга региональных рисков:
- необходим учет стратегических региональных рисков при формировании региональной политики, включая направления мониторинга, по которым оценивается эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.



* В мае 2009 года были приняты два Указа Президента, направленные на совершенствование важнейшей составляющей государственного и регионального стратегического управления - стратегического планирования: «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и «О государственном стратегическом планировании в Российской Федерации». В 2009 году подготовлен и проходит согласование Проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании в Российской Федерации». Закон должен утвердить единый перечень и единые требования к документам стратегического планирования, правила распределения федеральных и региональных финансовых потоков, использования бюджетных средств. В августе 2009 года распоряжением Правительства РФ одобрен документ, направленный на совершенствование качества управления бюджетным процессом в регионах России с учетом региональных бюджетных рисков, проявившихся в условиях кризиса - «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года».

Библиография

1. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации до 2020 года. Министерство регионального развития РФ, 2006г. С.4.
2. Зубаревич Н.В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. - М.: Поматур, 2005. С. 34-40.
3. Официальный сайт Независимого института социальной политики. Проект «Типология регионов». Режим доступа: http://atlas.socpol.ru/typology/table_types.shtml
4. Официальный сайт министерства регионального развития РФ. Режим доступа: http://archive.minregion.ru/OpenFile.ashx/Download?AttachID=813


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года