Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ГОРОДОВА И.Б.
Кандидат технических наук, доцент
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности,
г. Кемерово

Преодоление проблем регионами в кризисной ситуации при взаимодействии с центром

В период экономического кризиса региональные бюджеты особенно нуждаются в поддержке из-за вертикального бюджетного дисбаланса и неравных возможностей осуществлять заимствования. Кризис, согласно современной теории эволюции, – неотъемлемая и органическая часть процесса развития экономической системы, знаменующая переход к новой фазе цикла или новому циклу, кризиса нельзя избежать, поскольку ресурсы и цели каждой экономической системы ограничены и конечны, у информационной экономики они иные, чем у индустриальной. Россия не могла оставаться островом стабильности в условиях глобального кризиса, поскольку активно включилась не только в производственную, но и в финансовую глобализацию, получив от этого немалые выгоды (приобщение к мировому компьютерному, коммуникационному, автомобильному, туристскому буму и т.д.)

Долгосрочные национальные интересы нашей страны требуют решения в первую очередь внутренних проблем. Освобождение от конъюнктуры на мировых рынках, резко снижает опасность влияния на нашу страну сохраняющегося системного глобального финансового капитала. Необходимо ориентироваться на более рациональные формы внешнеэкономических связей. Новый мировой политический порядок должен быть основан на равноправном сотрудничестве всех стран – членов мирового сообщества в соответствии с принципами и нормами международного права. [2]

Из зарубежного опыта по изменению федерального законодательства можно косвенно увеличить поступление в субфедеральные бюджеты, например, снижение ставки НДС в Канаде с 7 до 5 % (с 2008 г.) может увеличить налоговую базу провинций по налогу на прибыль корпораций, налогу с продаж и налогу на доходы физических лиц. Положительный эффект для бюджетов провинций от снижений ставки НДС во многом зависит от эластичности спроса и предложения на товары и услуги, а так же от склонности населения к потреблению и сбережению.

Необходимы меры по повышению сбалансированности субнациональных бюджетов, например: федеральный центр может снизить свою составляющую налогового бремени или смягчить условия заимствования для субнациональных бюджетов.[4]

В ноябре 2008 года Аналитический центр при Правительстве РФ наряду со статистической информацией провёл экспресс-опрос региональных экспертов относительно глубины проявлений кризиса в регионах. В опросе приняли участие 720 экспертов из 78 субъектов федерации. Кризисные явления в регионах в ноябре 2008 года по оценкам большинства участников опроса, начали проявляться, прежде всего, в финансовой сфере. В реальном секторе экономики наибольшие проблемы возникли в строительстве и промышленном производстве (о проявлении в них кризиса заявили соответственно 67 % и 75 % экспертов). В меньшей степени оказались затронуты кризисом малый бизнес, торговля. Проявление кризиса в этих сферах отметили соответственно 40 % и 31%. Оценивая мнение участников опроса дальнейшее развитие ситуации можно предположить, что 2009 год, негативное влияние мирового финансового кризиса на экономику продолжиться во всех регионах.

Следует отметить, что в оценках региональных экспертов прослеживается чёткая тенденция взаимосвязи степени финансового кризиса и доли участия федерального центра в формировании консолидированных бюджетов регионов – чем выше её удельный вес в доходах регионального бюджета, тем меньше спада во всех секторах экономики региона ожидают эксперты. В связи с этим возникает потребность оказания федеральной финансовой поддержки не только дотационных регионах, но и системообразующим предприятиям регионов – доноров, учитывая, что как правило, с ними взаимодействует большое количество предприятий – смежников по всей стране. Значительная дифференциация мнений региональных экспертов проявилась в прогнозах динамики инвестиций в основной капитал 2009 г. Так, в целом по стране 69% участников опроса ожидают снижения притока инвестиций в экономику регионов, 14% сохранения уровня 2008 года и лишь 10% надеются на их рост. Среди экспертов из регионов, не получающих дотаций из федерального бюджета, 80 % респондентов предполагают спад инвестиционной активности, 10% - сохранение прежнего уровня, и 3% рост. В то же время, где доля дотаций составляет более четверти доходов консолидированного бюджета, спада ожидают только 59%, сохранение на прежнем уровне – 16%, роста 17% экспертов. [1]

Разразившийся глобальный финансовый кризис уже привёл к глубокому нарушению денежного обращения и обвальному спаду в мировой экономике. Соответственно, произошло резкое падение спроса на продукцию базовых отраслей экономики (металлургия, машиностроение и т.д.) и, как следствие, снижение спроса этих отраслей на коксующиеся и энергетические угли, производство которых сравнительно интенсивно возрастало в последние годы: в мире в среднем почти 400 миллионов тонн в год, в России до 20 миллионов тонн в год. Инерция роста добычи угля при снижении спроса на него негативно отразилось на ценах коксующих и энергетических углей. Насколько тенденция снижения цен будет долговременной, зависит, по-видимому, от последовательного параллельного процесса восстановления и формирования экономических, финансовых и производственных отношений.

Длительность этих преобразований будет зависеть от активности и уровня экономической и политической квалифицированности действий международных организаций и руководства определённых стран, оказывающих основное влияние на функционирование мировой экономики. При этом каждая из этих стран, в том числе Россия и отрасли её экономики, будут иметь свою специфику в методах и способах преодоления кризисных явлений. [3]

Разработка Федеральными властями и Центральным банком России комплекса мер, направленных на смягчение отрицательного воздействия мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие страны, а также мер регионального характера, имеет огромную важность.

В организационном плане, в антикризисных региональных краткосрочных и долгосрочных программах включать мероприятия по:

- формированию региональных заказов на продукцию и услуги предприятий и организаций и совершенствование в целом эффективного взаимодействия федеральных и региональных властей и бизнеса;
- создание новых рабочих мест за счёт федеральных и региональных бюджетных средств;
- финансовая поддержка экономически наименее защищённой части населения: пенсионеров, школьников, многодетных семе и др.;
- организация контроля финансовых потоков в регионе направленных из федерального бюджета;
- развитие инфраструктуры регионального рынка и производственной кооперации;
- активное участие в реализации федеральных государственных социально-экономических программ.

Основной целью бюджетной политики и регулирования межбюджетных отношений должно стать не стимулирование спроса, а обеспечение макроэкономической сбалансированности системы при неопределённых сроках окончания финансового кризиса.



Библиография

1. Глисин Ф., Безруков В. Начальные проявления кризиса (по результатам опроса региональных экспертов) // Экономист. – 2009. - № 4. – С.29-34.
2. Мартынов А. Стратегические угрозы: проблемы преодоления // Общество и экономика. – 2009. - № 8-9. – С.117-132.
3. Пяткин А., Рожков А. Уравнение со многими неизвестными // Деловой Кузбасс. Новый век. – 2008. - № 11. – С. 35-37.
4. Силуанов А., Назаров В. Взаимодействие Федерального центра и регионов при проведении антикризисной политики: международный опыт// Вопросы экономики. – 2009. - № 9. – С.110-118.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года