Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КОКОВ А.Ч.*, МАЖАЖИХОВ А.А.**
*Кандидат экономических наук,
Институт информатики и проблем регионального управления
Кабардино-Балкарского научног центра РАН, г.Нальчик
**Кандидат экономических наук,
Санкт-Петербург, СПбУ ГПС МЧС России

Методологические основы исследования региональных хозяйственных комплексов

Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в тоже время единое экономическое целое с другими регионами. Комплексное развитие хозяйства экономических районов, предполагает сочетание отраслей рыночной специализации, имеющих общероссийское значение, отраслей производства, удовлетворяющих потребности населения, а также потребности ведущих отраслей и отраслей инфраструктуры.

В России уже на стартовом уровне становления и развития рыночных отношений сложилась система территориально-производственных комплексов различных рангов и типов. Идет процесс постоянного развития единого хозяйственного комплекса на основе межотраслевых комплексов (машинно-строительного, химического, строительного, лесного, агропромышленного и др.), а также республиканских и региональных комплексов. Отраслевая структура общероссийского комплекса связана с территориальной структурой комплексов разных рангов. Основное место принадлежит региональным хозяйственным комплексам, которые представляют собой рациональное сочетание эффективных отраслей рыночной специализации с дополняющими территориальный комплекс отраслями, а также производственной и социальной инфраструктурой (транспорт, связь жилой фонд, предприятия сферы услуг и т.д.).

Экономическая политика осуществляется ради разрешения проблем, препятствующих достижению поставленных целей развития хозяйственного комплекса и обеспечения экономического благополучия региона или страны в целом, то суть региональной политики состоит в отношении к управлению региональным развитием для достижения общенациональных целей. Осуществляя экономическую политику правительство страны, обязано четко и обосновано сформулировать цели социально-экономического развития, дезагрегировать их на отраслевые и региональные уровни, поставить задачи перед субъектами подведомственных территорий, инвестировать государственные программы и проекты, обеспечить контроль выполнения законодательных актов, правовых норм. Региональная политика имеет огромное влияние на развитие хозяйственного комплекса региона путем реализации целей и задач государства, то есть, осуществляя экономическую, социальную, экономическую, социальную, демографическую, экистическую, экологическую и научно-техническую политику. Конкретно-региональная политика влияет на развитие хозяйственного комплекса региона посредством:

1. научного предвидения предполагаемых направлений и параметров социально-экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры, размещения производства, природно-ресурсного потенциала и т.д. (прогнозирование);
2. целенаправленного вмешательства в развитии хозяйственного комплекса региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов (программирование);
3. регионального планирования, а это означает установление конкретных целей и задач на планируемый период с указанием финансирования, непосредственных исполнителей и т.д.

Региональная политика вырабатывает меры по компенсации региональных различий комплексных хозяйств регионов это – специальные субсидии, льготные кредиты, стимулы для расширения инвестиционной активности в отсталых регионах. Благодаря им, отсталые регионы начинают прогрессировать в своем развитии, тогда как прежние лидеры могут утрачивать свои экономические позиции. Следовательно, данный процесс динамичен, он требует постоянного внимания к себе со стороны государства. Если этого не делать, то депрессивные регионы вовсе остановятся в своем развитии.

Общегосударственный или национальный рынок может успешно развиваться только в том случае, если будут созданы или эффективно развиваться рынки локального и регионального уровней. Ведь процессы обмена выходят за рамки отдельных регионов лишь постольку, поскольку углубляются процессы территориального разделения труда. В России они в значительной мере заданы существующим размещением производительных сил, которое формировалось на принципах директивных, а не экономических началах. Поэтому рыночные механизмы будут срабатывать в тех регионах, где удастся развить экономику, опирающуюся на внутренние ресурсы и возможности. По своей функциональной роли в территориальном разделении труда отрасли регионального хозяйственного комплекса подразделяются в зависимости от их масштабов и эффективности - на отрасли рыночной специализации и обслуживающие, а также в зависимости от территориального назначения их продукции - на отрасли межрайонные и внутрирайонные. Отрасли специализации играют основную роль в экономике региона и определяют место районного хозяйственного комплекса в территориальном разделении труда. Специализацию регионального хозяйственного комплекса следует понимать как концентрацию на его территории конкретных видов производств с целью удовлетворения соответствующей продукцией не только собственных потребностей, но и потребностей других регионов страны.

Каждый региональный хозяйственный комплекс в своей производственной структуре наряду с отраслями специализации имеет группу отраслей, дополняющих территориальный комплекс. Эти отрасли сопутствуют друг другу при размещении, отличаясь тесными производственными связями или же, развиваются самостоятельно, существуют как бы параллельно ведущим отраслям. Отрасли, дополняющие территориальный комплекс, часто выполняют функции обслуживания ведущих отраслей рыночной специализации или же выпускают продукцию для обеспечения населения данного района. Районный хозяйственный комплекс включает также и третью группу отраслей - это отрасли инфраструктуры, к которым относят жилищно-коммунальное хозяйство, образование, науку, здравоохранение, транспорт, средства связи и т.д. При этом особенно важны пропорции между этими группами отраслей и взаимосвязи между ними, так как именно они определяют районную комплексность, которая проявляется главным образом в рациональном сочетании групп отраслей. Мы считаем, что региональный хозяйственный комплекс - это специализированный комплекс, в котором основные отрасли используют условия и ресурсы региона, развиваясь пропорционально. Характер сочетания отраслей в региональном хозяйственном комплексе дает возможность выделить два вида комплексов - простой комплекс и сложный. Простой комплекс представляет собой сочетание обособленных, т.е. параллельных отраслей. Сложный же комплекс предполагает межотраслевые производственные связи. При сложном комплексе имеет место большая экономическая эффективность, которая выражается в сокращении транспортных перевозок при последовательной переработке сырья и полуфабрикатов, экономия в потреблении энергии и утилизации отходов производства. Таким образом, для регионального хозяйственного комплекса характерными чертами являются комплексное развитие и рыночная специализация. Каждый региональный хозяйственный комплекс представляет собой определенную систему, т.е. территориальную организацию хозяйства. Территориальная организация комплекса представляет собой системную организацию в территориальном аспекте. Изучение территориальной организации комплекса должно быть направлено на разработку научных основ сочетания отраслевого и территориального принципов в управлении народным хозяйством.

Территориальная организация региональных хозяйственных комплексов представляет собой совокупность функционирующих различных типов комплексов. В составе регионального хозяйственного комплекса идет процесс формирования и развития комплексов более низкого иерархического уровня, а именно - это отраслевые промышленные комплексы, агропромышленный и транспортный комплексы и затем, более низкие формы территориальной организации хозяйства - промышленные узлы и центры. Эти комплексы органически связаны между собой, а сам региональный хозяйственный комплекс является частью общероссийского хозяйственного комплекса. Разница в региональных условиях хозяйствования - это весьма важное обстоятельство для России. Поэтому не может существовать унифицированной стратегии развития хозяйственного комплекса для всех регионов. Выбор конкретной стратегии экономического развития в каждом случае должен обуславливаться типом региона. Хозяйственно-экономические условия производства во многом определяются существующей налоговой системой, уровнем и темпом инфляции, объемом просроченной задолженности, эффективностью производства, ресурсами труда и управления в регионе. Рыночная инфраструктура региона определяет возможности привлечения ресурсов и сбыта продукции при помощи основных институтов: рынка труда (биржи труда, службы занятости), рынка капитала (фондовые биржи, банковская система) и рынков готовой продукции (товарные биржи, торговые дома). Наконец, интеллектуальный и трудовой потенциал региона определяют качество и цену рабочей силы, т.е. уровень ее квалификации, способность к освоению инноваций, росту производительности труда, быстрому освоению НИОКР.

Региональные концепции развития являются в настоящее время самым динамичным участком теоретических исследований в экономике. Цель этих исследований - разработать комплексный механизм решения проблем регионального развития, включающий в себя выравнивание уровней отдельных регионов, создание межрегиональных производственных комплексов, эффективное использование внутренних ресурсов региона. С одной стороны, каждый регион занимает определенное место в системе общественного разделения труда и должен быть нацелен на реализацию общегосударственной стратегии развития, а с другой - разработка эффективной государственной стратегии должна осуществляться исходя как из первоначальной оценки потенциала и перспектив развития регионов, так и из возможностей формирования межрегиональных научно-производственных комплексов. Это позволит решить задачи укрепления экономической целостности страны, снижения степени дифференциации регионов по уровню развития, ускорения межрегиональной интеграции и одновременно создать условия для реализации потенциалов развития отдельных регионов.

Возможно, такой путь построения государственных программ экономического развития представляется более сложным, но затраты времени и средств компенсируются открывающимися возможностями наиболее полного использования квалифицированных кадров на местах, ресурсов региона, совершенствования отраслевой структуры экономики на региональном и, как следствие, на общегосударственном уровне. Благодаря разработке индивидуальных программ отдельных субъектов РФ и их последующей интеграции в общегосударственные появляется также реальная возможность более широкого и детального информационного охвата сложившейся ситуации, получения преимуществ четкой и взаимосвязанной системы государственного программирования.

Разработка регионального аспекта в ходе государственного программирования должна включать четыре этапа создания условий его устойчивого развития и экономического роста.

1. Преодоление недооценки перспектив экономического развития региона отечественными и иностранными инвесторами. Такая ситуация возникает в случае, когда власти региона уделяют недостаточно внимания пропаганде его достижений и возможностей.

2. Повышение привлекательности региона за счет реализации внутрирегиональных программ реформирования. Такие программы могут, например, включать:

- проведение мер по минимизации бюджетных расходов и предоставлению на этой основе налоговых льгот наиболее выгодным инвесторам;
- анализ структуры хозяйственного комплекса региона и выделение в нем экономически полезных (производящих положительную добавленную стоимость) и экономически вредных (производящих отрицательную добавленную стоимость) предприятий с целью последующего принятия мер по быстрейшей реструктуризации или ликвидации последних;
- анализ сильных и слабых сторон хозяйственного комплекса региона, а также возможностей и угроз его развитию, создаваемых внешней средой (SWOT-анализ), с тем чтобы на этой базе найти реальные схемы формирования в регионе «кластеров развития» или групп взаимодополняющих предприятий, способных совместно производить конкурентоспособную продукцию;
- осуществление мер по повышению информационной прозрачности региона для деловых партнеров, заинтересованных предприятий и инвесторов;
- ускорение подготовки и переподготовки управленческих кадров для региона.

3. Улучшение условий для развития региона за счет формирования взаимовыгодных экономических связей с другими регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья.

4. Оптимизация бюджетной системы региона и его подготовка к привлечению средств на инфраструктурные проекты с помощью инструментов денежного рынка.

Развитие инфраструктуры региона значительно повышает его привлекательность для инвесторов и создает основу для притока в него денежных средств и бизнес-проектов и, как следствие, устойчивого роста доходов населения и регионального бюджета.



Библиография

1. Мастепанов А.М., Саенко В.В., Рыльский В.А., Шафраник Ю.К. Экономика и энергетика регионов РФ. – М.: Экономика, 2001,- 478 с.
2. Региональная экономика: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. – 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-519 с.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года