Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

МИНКО И.С.
Доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

Модернизация: цели и средства

Проблема системной модернизации не разработана в должной мере ни в экономической теории, ни в теории управления. Лишь историческая наука, политология и философия исследуют содержание модернизаций, имевших место в прошлом - как состоявшиеся, так и провалившиеся. Удавшимися модернизациями можно считать реформирование России Петром Первым, формирование новых политических и социально-экономических систем в Советском Союзе в 1920-1930-е годы, в Японии и Германии после Второй мировой войны. Неудачной попыткой модернизации была «горбачёвская» перестройка, завершившаяся не подъёмом и осовремениванием страны, а исчезновением целой цивилизации – Советского Союза.

Обсуждение вопросов модернизации имеет смысл, если она конкретна, то есть имеет четко выраженные цели и круг охватываемых ею отношений и объектов. Представляется, что современная модернизация России, слова о которой зазвучали в средствах массовой информации, возможно, есть последний шанс сохранения России в качестве жизнеспособного государства.

Системная модернизация может успешно состояться при наличии многих условий, важнейшими из которых являются, во-первых, её необходимость, осознаваемая руководством и основной частью дееспособного населения страны; во-вторых, чёткая постановка ключевых целей модернизации; в-третьих, наличие средств для достижения намеченных целей. Множество других условий выступают дополнительными или частными по отношению к перечисленным условиям.

Модернизацию следует рассматривать и как определённую идеологию, и как программу определённых действий. Это две стороны одного процесса, без которых он не может привести к положительным результатам.

Идеология необходима для мобилизации народа – движущей силы модернизации. Модернизация большой страны – это не мероприятие, которое имеет начало и окончание. Модернизация – это процесс перехода общества, народного хозяйства в более высокое качественное состояние. Данный процесс когда-то начинается, но не заканчивается в один момент. Модернизация становится новым образом жизни и поведения, когда от каждого человека требуется большая самоотдача и ответственность. Идеологическое обеспечение, своеобразная философия, нужно каждой крупномасштабной программе (так же, как и любому проекту).

Призывы к модернизации бессмысленны, если её содержание не определено конкретно. Конкретика модернизации выражается, как отмечено выше, постановкой целей и определением средств их достижения. Методология постановки целей давно разработана и широко применяется в управлении большими социальными, экономическими, технологическими, политическими и другими системами и проектами. В соответствии с этой методологией в результате разработки системы целей, подчиненной достижению главной цели, формируется разветвлённое дерево целей с множеством частных целей (подцелей). Цели верхних уровней носят более общий характер, но должны выражаться измеримыми величинами. Например, исходя из крайне низкой продолжительности жизни мужчин в России, одной из главных социальных целей может быть поставлена цель «увеличить среднюю продолжительность жизни мужчин в РФ с 60 до 70 лет к 2020 году». Цели нижнего уровня дифференцированы и для данного примера могут выглядеть, в частности, «сократить долю курящих мужчин с 60 до 40 % к 2020 году», или «охватить ежегодным санаторно-курортным лечением с его льготной оплатой 100% мужчин, нуждающихся в таком лечении, к 2018 году» и т.п. Частные цели конкретизируются для регионов и, при необходимости, для населённых пунктов.

Большие перемены в жизни страны, вызываемые модернизациями, ведут не только к достижению намечаемых общественно полезных, явно положительных результатов, но, как правило, сопровождаются отрицательными явлениями и негативными последствиями социального, экономического, экологического, политического характера. Такие явления не могут быть целями модернизации. Однако при разработке дерева целей их необходимо предвидеть, и в самом дереве ставить цели (задачи) для недопущения и преодоления всех до одного отрицательных последствий модернизации. Это зависит от компетентности и честности разработчиков программы, руководителей и экспертов.

В соответствии с методологией программно-целевого планирования вслед за деревом целей должна быть разработана система средств, необходимых для достижения каждой цели. Возникновение необходимости в том или ином средстве означает постановку целей (заданий) по созданию этого средства. В итоге, наряду с деревом «чистых» целей появляется дерево комбинации средств и целей.

Под средствами достижения целей понимаются как ресурсы, так и методы, с использованием которых решаются запланированные задачи. Поэтому дерево «средства» строится в виде двух – дерева «ресурсы» и дерева «методы».

Дерево «ресурсы» оказывается самым сложным, поскольку, составленное в полном объёме, оно охватывает все виды требующихся для реализации программы модернизации ресурсов: научно-технических (патентов, лицензий, «ноу-хау», технической документации), сырьевых и материальных (по видам сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий), оборудования и технических средств всех видов, энергетических (по всем необходимым видам энергии – электрической, тепловой, гидравлической и т.д.), требующихся объёмов грузоперевозок и транспортных средств (включая ресурсы погрузо-разгрузочных работ), средств связи и информационного обеспечения, земельных, водных и других природных ресурсов, трудовых ресурсов (с учётом прироста и убыли трудоспособного населения, стихийной и организуемой миграции и перераспределения населения между регионами и населёнными пунктами), инфраструктурных ресурсов в стране и в регионах, затрагиваемых программой модернизации.

Дерево «методы» помогает заранее предусмотреть потребности в организационно-методическом обеспечении деятельности по достижению множества программных целей. Здесь предполагается указать те решения в части создания правовых актов и организационных форм, которые необходимы для достижения каждой из целей и подцелей. Здесь же указываются методы (методики) выполнения управленческих и непосредственно технологических действий по всем пунктам и ветвям деревьев целей и ресурсов.

Построенные деревья и ветви целей, ресурсов и методов являются основой для разработки собственно программы модернизации, представляющей собой крупномасштабный комплексный план для всей страны на длительный период.

В итоге, рабочая программа модернизации, позволяющая непрерывно вести мониторинг её выполнения и принимать адекватные решения по её корректировке и достижению нужных результатов, должна содержать:

во-первых, перечни заданий для органов федерального, регионального и местного уровня и для ведомств и других исполнителей с указанием планируемых результатов, выраженных количественно, и необходимых для этого главных действий. По каждому заданию должны быть указаны сроки их выполнения, и назначены ответственные исполнители (руководители);
во-вторых, плановые размеры и источники затрат и ресурсов, выделяемых для обеспечения данного задания;
в-третьих, методы контроля, критерии, показатели и порядок оценки деятельности исполнителей и руководителей программы;
в-четвёртых, перечень мероприятий по ресурсному и организационно-методическому обеспечению всех заданий и программы в целом.

Все модернизации проводились по инициативе и под руководством соответствующих властей. Успешные в целом модернизации двадцатого века осуществлялись по заранее разработанным перспективным планам-программам, в большей или меньшей степени отвечавшим изложенным выше методическим положениям программно-целевого планирования и управления.

Характерно, что во всех случаях успешные модернизации сопровождались усиленной централизацией власти. Лишь по мере достижения положительных экономических результатов в Японии и ФРГ оккупационные власти стали строить новые политические институты. Творцы перестройки в СССР сделали упор на демократизацию, сведя к ней цели модернизации. Это стало одной из причин (возможно, главной причиной) провала курса модернизации – перестройки.

Каковы цели нынешней модернизации России, если она будет начата? Как будут увязаны между собой социальные (они должны быть главными), экономические, политические и иные цели? Что будет главной целью? Какими ресурсами и каким образом будет обеспечиваться программа модернизации? Будет ли разработана такая программа? Кто и каким образом будет руководить процессом модернизации в масштабах страны, регионов, направлений? У кого из руководителей страны есть необходимый опыт и знания?

Положительные ответы на эти вопросы могли бы показать степень серьёзности намерений руководства РФ в отношении системной модернизации страны.



предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года