Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

МАТВЕЕВА О.А.
Аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий

Развитие кластеров в регионах как фактор модернизации экономики России

В последние несколько лет тема формирования кластеров стала одним из основных лейтмотивов как федеральных, так и региональных программ социально-экономического развития.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предлагается «формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6–8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах; формирование территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий». Ряд регионов приняли отдельные программы развития кластеров или создали организационные структуры по их развитию.

Так, Городское правительство Санкт-Петербурга одобрило Концепцию создания фармацевтического кластера в Санкт-Петербурге. Документ конкретизирует задачи города при реализации стратегии развития фармацевтической промышленности России до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 23.10.2009.

Главная цель Концепции – сформировать единый подход к созданию фармацевтического кластера со стороны отраслевых органов власти, потенциальных участников и инвесторов, в том числе российских и иностранных компаний. Как отметил председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Евгений Елин, новый наукоемкий кластер будет способствовать увеличению рынка фармацевтической продукции, повышению его конкурентоспособности, росту валового регионального продукта (ВРП), появлению новых рабочих мест, увеличению экспортных возможностей Санкт-Петербурга, снижению цен на лекарства.

Город обладает большим научным и промышленным потенциалом для создания кластера. У нас работают 11 академических институтов в области химии и медицины, 7 крупных предприятий по производству медикаментов, есть большая клиническая база. Но отрасль нуждается в привлечении новых технологий. Кроме того, необходимо совершенствовать нормативную базу по ряду вопросов, например – по определению границ санитарной зоны для фармацевтических предприятий.

Приостановлением городского правительства профильным комитетам поручено разработать план мероприятий по реализации этой Концепции.

Губернатор Валентина Матвиенко подчеркнула, что создание фармацевтического кластера – это вопрос лекарственной безопасности: «Надо не закупать лекарства за рубежом, а производить их здесь, развивать научную базу, создавать собственные лекарства. Идеология кластера полностью вписывается в государственную программу развития фармацевтической промышленности до 2020 года».1

Кластер предполагает локализацию в целом в Петербурге, не берется конкретное место и говорится, что там строится кластер. Строить кластер в лесу бессмысленно, потому что многие элементы инфраструктуры будут отсутствовать. Для того чтобы кластер эффективно работал, нужно, чтобы в него вошли и производственные структуры, и научно-исследовательские лаборатории, где будет вестись непосредственно разработка инноваций. Задача государства при формировании кластера - привлекать уже имеющиеся научные и производственные мощности, которые недогружены, нужно использовать академическую вузовскую науку и научно-исследовательские институты, дать им возможность использовать свои наработки. Государству выгодно, когда средства возвращаются в виде налогов, в виде создания новых рабочих мест, а не просто тратятся на импортируемую продукцию.

Можно выделить две формы кластеров в Российской Федерации по признаку их образования. В первую очередь, это «традиционные» типы кластеров, которые формируются вокруг «корневого бизнеса», представленного наиболее крупными компаниями, имеющими длительную устойчивую историю развития. Ко второй группе можно отнести развитые сетевые формы взаимодействия научно-производственных фирм, которые образовались в результате жесткой конкуренции в относительно короткий промежуток времени для обеспечения нужд отдельных потребителей.

Для формирования кластера необходим следующий набор инструментов:

- организационно-ком¬муника¬тивные, предполагающие образование субъекта развития кластера (организация деятельности кластера, которая бы отстаивала интересы сектора, проводила научно-технологические и маркетинговые исследования в интересах членов кластера) и развитие коммуникативной среды (например, проведение конференций поставщиков). При этом необходимо отметить, что органы исполнительной власти могут использовать лишь косвенные меры реализации этого инструмента: без активного участия бизнеса (и наличия лидеров, которые заинтересованы в существовании такого рода организаций) невозможно реализовать данный тип инструментария;
- инвестиционные, которые предполагают создание производственной, инженерной или любой другой инфраструктуры, необходимой для формирования кластера. Уровень влияния органов исполнительной власти на реализацию данного типа инструментов по сравнению с предыдущим гораздо выше. При этом действия органов исполнительной власти могут быть направлены как на реализацию отдельных инвестиционных проектов (например, формирование системы производственных парков под определенный тип специализации, как это было сделано в г. Санкт-Петербурге и Калужской области, где развиваются кластеры автосборки и производства автокомпонентов; или формирование технологического парка, который предназначен для разработки и внедрения новых технологий, как это сделано в Кемеровской области, где создан технопарк в сфере горной техники), так и на привлечение инвесторов для реализации определенного типа проектов;
-организационно-правовые, которые предполагают разработку нормативно-правовой базы и поддерживающих программ (кадровых, информационных, маркетинговых и т. д.).

Эффективность кластерного подхода зависит от многих факторов. Наиболее значимым из них является готовность региональных властей (как квалификационная, так и политическая) выстраивать плодотворное взаимодействие с бизнесом, муниципальными образованиями и, что самое сложное, с партнерами, которые находятся за пределами регионов: другими субъектами Федерации, предпринимателями, научно-исследовательскими институтами и т.д. Если такая готовность отсутствует, то любые аналитические схемы и разработки остаются на бумаге.

Особенность кластера, обеспечивающая его конкурентоспособность, прежде всего полнота участников для создания конкурентоспособного продукта, имеющего технико-экономические показатели на уровне лучших мировых образцов. Это требует наличия и развитой инновационной системы, которая, наряду с поддержкой государственно - частного партнерства, является главной целью, на которой следует сконцентрировать усилия.

Понятием "кластер" характеризуется сеть производителей, потребителей, исследовательских институтов и внедренческих организаций, поставщиков и контрагентов, являющихся членами саморегулируемых организаций, элементов государственной и социальной инфраструктуры, рассматриваемых вне отраслевых границ и видов деятельности и взаимосвязанных в рамках государственно-частного партнерства в процессе рентабельной деятельности предприятия.2 Анализируя систему российских кластеров, можно сделать вывод о том, что полноценных кластеров практически нет, если четко следовать определению кластера.

Но можно выделить четыре основных ресурса:

1. Крупные научные центры, как правило, отраслевые государственные, которые в основном сосредоточены на обслуживании традиционных отраслевых мега-кластеров: энергетического, энергетического машиностроения, судостроительного, точного машиностроения, приборостроительного, опто-электронного, лесного, медицинского, образовательного и др.
2. Высшая школа и часть ресурсов системы академических институтов вне фундаментальных исследований, которые необходимо трансформировать в региональный учебно-научный инновационный комплекс, ориентированный на конкурентоспособный продукт мирового уровня под конкретные текущие и перспективные запросы региональных кластеров.
3. Предприятия малого и среднего инновационного бизнеса, которые взаимодействуют с ведущими предприятиями кластера в рамках аутсорсинга (на постоянной основе), так и субконтрактинга (по отдельным договорам).
4. Технопарки и бизнес-инкубаторы, которые пока практически не ориентированы на кластерные подходы.

Инновационная система является важнейшим звеном в кластере. Без нее любые положительные изменения и эффекты, связанные с формализацией и упорядочиванием деятельности в кластере его участников со временем сойдут на нет. Одновременно, теряет эффективность и региональная инновационная политика, предусматривающая стимулирование бизнес-инкубаторов и технопарков, если их не рассматривать, как центры компетенции для технологических систем кластеров, соответствующим образом позиционируя и оснащая, подбирая состав участников.

Для всей экономики государства кластеры могут выполнять роль точек роста внутреннего рынка. Международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается. По итогам нескольких лет, согласно исследованию, проведенному World Economic Forum, Финляндия, экономика которой преимущественно ориентирована на кластерную систему, занимает 1-е место в рейтинге перспективной конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index) и первое место в рейтинге текущей конкурентоспособности стран (Business Competitiveness Index), обогнав такие ведущие индустриальные державы, как США, Япония, Великобритания. Использование опыта нашего северного соседа может быть полезным для выстраивания конкурентных преимуществ в соответствии с требованиями современности в эпоху очередной модернизации экономики России.



Библиография

1. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга № 14 (665), 19 апреля 2010 г.
2. Голубев В. А.,журнал «Новости теплоснабжения» http://www.rosteplo.ru
3. Какую выгоду можно получить от альянса. Александр Идрисов, Управляющий партнер. Strategy Partners (группа «Про-Инвест»), Москва, Журнал "Генеральный директор", №9 — 2009 , 19 августа 2009 Рубрика: Стратегия и развитие
4. «Деловой Петербург», №155 -2009, 30.09.2010 «Биокластерный стартап»


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года