Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ПЕТРОПАВЛОВА Г.П.
Доктор экономических наук, доцент,
Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

Проблемы реализации системного подхода в развитии территории в современной России

Задача обеспечения устойчивого развития российского общества сегодня требует решения таких вопросов, как значительное повышение качества жизни, дальнейшее формирование основ рыночной экономики, создание системы эффективного государства, обеспечение национальной безопасности. Об этом заявлено в проекте Концепции долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года [1]. Реализация столь масштабных задач невозможна без значительного повышения инвестиционной привлекательности компаний, отраслей и территорий в целом, которая развивается только в условиях конкурентной среды, характеризующейся созданием инфраструктуры прозрачного, эффективного контролируемого и регулируемого государством рынка продукции, устойчивым социально-экономическим развитием всех территорий России.

Однако, приходится констатировать, что основу стратегии деятельности большинства крупных компаний и финансово-промышленных групп в РФ сегодня составляет стремление к снижению официально фиксируемых объемов производства для снижения уровня налогообложения и роста теневых доходов. Поучаемые таким способом средства бизнесом в основном используются для поглощения сколько-нибудь значимых предприятий реального сектора экономики и сетей сбыта. Картельный сговор, значительно сокращая конкурентную среду, постепенно ведет к разделу конечного потребительского рынка между крупными монополиями и опережающему росту цен на продукцию по сравнению с уровнем доходов большинства населения.

Уровень и динамика развития теневого сектора экономики также тесно связана с достаточно высокой лояльностью ему представителей государственных структур. Поэтому приход в регионы теневых доходов крупных холдингов и финансово-промышленных групп, как правило, сопровождается поглощением налоговых резидентов и снижением налогового потенциала территорий. Поэтому инвестиционная привлекательность большинства предприятий и территорий России сегодня находится на неудовлетворительном уровне, что проявляется в виде низкого уровня прибыльности и оборачиваемости финансовых ресурсов. Это приводит к разной оценке и динамике качества жизни населения территорий.

Институт региональной информации совместно с лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ проанализировал качество жизни в регионах РФ в 2009 году и пришел к следующим выводам [2.] Качество жизни в России разнится от региона к региону, причем в группе риска по этому показателю находятся 23 субъекта РФ, успешных – только 17. В региональном разрезе лучшие результаты по уровню качества жизни (по 100-бальной системе) в 2009 году показали Москва (79,08), Санкт-Петербург (74,6) и Московская область (71,06). После столичных регионов в топ-10 лучших вошли Белгородская область (70,61), Ханты-Мансийский автономный округ (70,49), Краснодарский край (69,41) и Тюменская область (68,78), Татарстан (68,73), Ямало-Ненецкий АО (68,55) и Липецкая область (67,14). Худшими для жизни регионами в стране оказались республики Тыва (47,55), Алтай (53,83), Калмыкия (55,52), Бурятия (55,63), Еврейская автономная область (56,67), а также Амурская область (57,22), Забайкальский край (57,25), Ингушетия (57,37), Иркутская (57,42) и Курганская (57,7) области. Как следует из анализа состава последней группы территорий в “группе риска” присутствуют регионы со значительным ресурсным потенциалом и развитой промышленностью (например, Ленинградская области, Красноярский край).

Десятка регионов, где наиболее высокий уровень качества жизни, изменялась на протяжении последних шести лет незначительно, что связано с такой неблагоприятной тенденцией как отсутствие сближения между регионами по этому показателю, что свидетельствует о крайне опасной тенденции.

Таким образом, низкий уровень конкуренции способствует выступает серьезным препятствием на пути построения экономически развитого государства. Фискальные же методы борьбы с теневым сектором экономики сегодня уже не в состоянии обеспечить значимых результатов по ряду объективных и субъективных причин. И это ведет к необходимости поиска нетрадиционных способов сокращения теневого сектора экономики.

На наш взгляд решение этой проблемы лежат в плоскости использования новых направлений бизнеса, появившихся за рубежом за последние 20 лет. Они связаны с распространением компьютерных технологий бизнес-менеджмента, выходом систем электронной коммерции на денежные уровни В2В (бизнес для бизнеса), B2G (бизнес для государства) и B2C (бизнес для клиента), осознанием необходимости концентрации внима¬ния на определяющих факторах и процессах бизне¬са. Важнейшим результатом этого сегодня стало формирование точки зрения на будущее отраслей и экономики территории в целом.

Однако, без позиционирования бизнеса и государства в едином экономическом пространстве, без восприятия стратегии государства и понимания процессов, происходящих в нем, без реорганизации бизнеса и государственной экономической политики в целом, структуры компаний и государственного управления невозможно добиться значительной динамики экономического роста. И в этой связи государство играет стратегическую роль организатора значительной части процессов применения интернет-технологий для реформирования экономического пространства, которая видится, прежде всего, в развитии электронной коммерции.

Основная концептуальная идея формирования системы электронной коммерции – это создание качественно новой системы отношений производителя и потребителей, позволяющей, с одной стороны, наиболее полно реализовать имеющийся в регионе потенциал, а с другой - обеспечивать справедливое вознаграждение квалифицированного труда, который становится таким в результате получения и передачи востребованных рынком труда знаний и навыков.

Задачи разрабатываемой в регионе системы электронной коммерции видятся в следующем:
- создание и постоянный мониторинг информации о составе продукции, востребованной рынком потребления,
- интеграция информации об уровне и динамике рыночных цен в результаты развития социально-экономических процессов в регионе,
- развитие системы оперативного реагирования (мониторинга) на изменение потребностей в ресурсах,
- формирование корпоративных основ развития бизнеса в Ставропольском крае.

Приоритеты при формировании этой системы состоят в следующем:

создание оптимальных условий для свободного доступа продавцов и покупателей оптового рынка стандартизированной продукции к последним достижениям науки и практики и информационным ресурсам мирового сообщества через ИНТЕРНЕТ;
реализация единства подходов в организации научной, учебной и практической работы при организации электронных торгов;
обеспечение тесной взаимосвязи с правительством, Торгово-Промышленной палатой региона и представителями бизнес-сообщества;
постоянное повышение квалификации работников, осуществляющих реализацию электронных торгов.

Отсутствие в данный момент времени четкой позиции государства в отношении необходимости формирования прозрачного организованного рынка стандартизированной продукции требует сначала четкого позиционирования этой задачи, путем ее включения в федеральное (региональное) законодательство, а затем последовательной реализации на практике рассмотренных выше задач.

Запуск механизма электронных торгов основывается на использовании принципа полного хозрасчета работы специализированных организаций (бирж). При этом финансирование деятельности этих учреждений может осуществляться из различных источников: бюджетное финансирование; привлечение средств российских и международных фондов и проектов; средства заказчиков; собственные доходы; другие привлеченные средства. Оно может иметь и комбинированный характер.

Использование региональной системы электронной коммерции призвано оказать решающее воздействие на повышение конкурентной среды в реальном секторе экономики, уровня ее прозрачности, росте оборачиваемости финансовых ресурсов, обеспечении роста ВРП на основе развития легализованного инвестиционного процесса.



Библиография

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Проект 12.03.2008 г. – Внесена в Государственную Думу РФ Правительством РФ.
2. Где на Руси жить хорошо, а где плохо. [Электронный ресурс] - http://news.mail.ru/society/4624046/


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года