Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

БАХТУРИНА Ю.И.
Кандидат экономических наук, доцент
г. Воронеж, Воронежский государственный университет

Цель формирования социальной отчетности корпораций

Практика формирования корпорациями социальной отчетности постоянно расширяется. Все больше иностранных и отечественных компаний представляют заинтересованным лицам информацию об экономических, социальных и экологических показателях деятельности. Можно с определенной уверенностью говорить о сложившейся практике социального учета и отчетности, а также и о проблемах этого достаточно сложного информационного процесса, обусловленных во многом недостаточным развитием его теоретико-методологических и организационно-методических положений. Среди последних отметим тот факт, что до сих пор отсутствует единство мнений о цели формирования социальной отчетности.

Результаты опросов показывают – большинство респондентов (37% опрошенных) полагают, что банки и компании составляют социальную отчетность, чтобы создать себе благоприятный имидж перед властными и бизнес структурами. 30% респондентов считают, что таким образом организации рекламируют себя. 18% придерживаются мнения, что цель социальной отчетности – информировать общество о своих социальных программах. И 12% полагают, что такая отчетность помогает улучшить отношение персонала к своей компании. Меньшинство респондентов оценило публикацию такой отчетности как попытку утаить истинное положение дел – скрыть экономические трудности, с которыми столкнулась компания, или отвлечь внимание от неблагоприятных последствий своей деятельности для здоровья людей и экологии.[1]

Менеджер по корпоративным программам социального партнерства Бритиш Американ Тобакко Россия Н.Ю. Малашенко считает, что «цель процесса социальной отчетности для представителей компании – узнать и понять точку зрения участников диалога, а в тех случаях, когда это невозможно, выработать совместные решения и предпринять совместные шаги, направленные на выполнение полученных рекомендаций».[2] Похожего мнения придерживается А. Алексеева, которая отмечает, что социальная отчетность предназначена для информирования акционеров, партнеров, клиентов, сотрудников и общества о том, как компания реализует свою социально ответственную стратегию.[3] Обозначение цели социальной отчетности только как удовлетворение информационной потребности заинтересованных лиц вуалирует истинные намерения и ожидания компаний.

Цель социальной отчетности, полагает Д.В.Исаев, состоит в том, чтобы выявить и оценить вклад компаний в устойчивое развитие социально-экономической среды.[4] К.А.Полунин придерживается похожей точки зрения в обозначении цели социальной отчетности и отмечает, что «социальный отчет, выполненный в соответствии с международными стандартами, предназначен для отражения взвешенной и ответственной социальной политики».[5] Однако цель выявить вклад корпорации в устойчивое развитие может быть определена в отношении социальной отчетности определенным кругом заинтересованных лиц (местным сообществом, общественными организациями, государством). Инвесторов вряд ли интересует непосредственно эта информация. Они, как и сами корпорации заинтересованы в возможности получения большей прибыли в процессе использования современных систем управления, одной из которых является корпоративная социальная ответственность. Менеджеры заинтересованы в формировании информации, отражающей их вклад в успешное социальное развитие корпорации в целях карьерного роста и возможности увеличения оплаты своего труда.

Работники корпорации и их представители-профсоюзы испытывают потребность в информации о мотивации и вознаграждении, профессиональной подготовке и развитии персонала, развитии корпоративной культуры, охране труда, безопасности производства, оздоровлении персонала.

Органы власти заинтересованы в получении информации о выполнении основных положений социальной политики государства на различных уровнях государственного управления.

Общественность заинтересована в получении информации о деятельности корпорации в области: охраны окружающей среды, экологической безопасности и ресурсосбережения; социально-экономического развития региона. Следует отметить также, что определение цели социальной отчетности К.А. Полунина отражает одну из негативных ее особенностей, состоящую в том, что такую отчетность склонны формировать те корпорации, которые осуществляют определенную социальную и экологическую деятельность.

Наиболее общее определение цели внедрения социальной корпоративной отчетности приводит В.С. Карагод – обеспечение государства, инвесторов и других заинтересованных сторон той информацией, которая им необходима для принятия решений.[6]

Взаимосвязь бухгалтерской отчетности и социальной отчетности корпораций во многом обусловливает необходимость сравнения их целей для обоснования цели формирования последней.

Е.М. Алигаджиева, сравнивая цели финансовой отчетности и цели социальной отчетности, отмечает, что цели финансовой отчетности состоят в обеспечении полезными данными реальных и потенциальных инвесторов, кредиторов и других заинтересованных лиц. Цели социальной отчетности – это декларирование следования принципам устойчивого развития, привлечение новых инвестиций, лоббирование корпоративных интересов, улучшение взаимопонимания с местными сообществами и религиозными властями.[7] При этом цель социальной отчетности изложена с точки зрения интересов корпорации.

«Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России» определяет его цель в отношении информации, как для внешних пользователей, так и для внутренних пользователей. Также и в отношении социальной отчетности – цель ее формирования определяется, прежде всего, информационной потребностью указанных групп пользователей.

В аналитическом обзоре практики развития социальной отчетности Российского союза промышленников и предпринимателей обращено внимание на различия цели централизованного сбора информации о социальных аспектах деятельности отечественных организаций в условиях административно-командной экономики по сравнению с целями социальной отчетности компаний в рыночных условиях хозяйствования. Если прежде цель такой информации состояла в решении задач государственного регулирования социальной политики, субъектами которой являлись в силу соответствующего общественного устройства и государственные организации. То цели современной социальной отчетности принципиально иные. Авторами обзора эти цели, к сожалению, не сформулированы, но из текста следует, что одна из них состоит в обеспечении рациональной и осмотрительной корпоративной стратегии в условиях многообразия рисков, порождаемых новыми условиями хозяйствования, которые существенно изменились с внедрением информационных технологий, глобализацией экономики и появлением новой геополитической карты мира.

Цель социальной отчетности корпораций необходимо рассматривать с точки зрения добровольности ее формирования и отдельно с точки зрения обязательности формирования. В связи с тем, что поэтому весьма дискуссионному вопросу отсутствует единство мнений.

Очевидным является и тот факт, что цель социальной отчетности во многом предопределена добровольностью ее формирования. Те корпорации, которые не имеют достаточных оснований представить заинтересованным пользователям информацию о состоянии своей корпоративной ответственности, очевидно, не формируют социальную отчетность. Корпорации, формирующие социальную отчетность, несут определенные расходы. По одним данным стоимость ее подготовки (от 10 тыс. долларов США до 0,5 млн. долларов США в год для крупной компании в наиболее развитом варианте) несравнима со стоимостью подготовки финансовой отчетности.[8] Партнер PricewaterhouseCoopers Стэнли Рут придерживается иного мнения. Он считает, что расходы на подготовку социальной отчетности, которые складываются из стоимости трудозатрат специалистов компании по организации диалога с заинтересованными лицами, работы консультантов и аудиторов, сопоставимы с расходами компании на маркетинг продукции или услуг.[9] Так или иначе, корпорации рассчитывают на эффективность произведенных расходов.

Специалисты организации SustainAbility Себ Беллоу, Джон Элкингтон, Клавита Пракаш-Мани, Джоди Торп, Питер Золлингер отмечают, что добровольные инициативы корпоративной социальной ответственности, подобные Глобальному договору, не могут привести к значительным изменениям в мире, если они будут осуществляться изолированно от основных систем регулирования общественных отношений, которые предполагают, что на первый план в этом процессе выступают действия правительств.[10] Обязательность формирования социальной отчетности, как одного из этапов корпоративной социальной ответственности, во многом обеспечит условия, при которых корпорации, обладающие низким уровнем социальной ответственности, вынуждены будут демонстрировать этот факт широкому кругу заинтересованных лиц.

Если взять за основу структуру определения цели финансовой отчетности, которая представлена в МСФО 1 (IAS 1, п. 7), то определение цели социальной отчетности должно включать ответы на вопросы: представление информации о чем? для кого? в процессе принятия управленческих решений. Информация (от лат. informatio – осведомление, разъяснение, изложение, от лат. informare – придавать форму) – это сведения, уменьшающие неопределенность в той области, к которой они относятся. Иными словами, информация – это новое знание, причем она не существует в готовом виде сама по себе, а генерируется потребителем из информационного сырья, т.е. данных, потенциально несущих информацию.[11] Социальная отчетность корпорации сложный противоречивый информационный процесс, цель которого достаточно трудно определить однозначно (рис. 1).



Целью социальной отчетности корпорации является формирование полной и достоверной информации об ее экономических, социальных и экологических процессах в интересах широкого круга заинтересованных пользователей.



Библиография

1. http://www.obltv.ru/view_text/id/216.htm#1
2. Малашенко Н.Ю. Социальная отчетность: международный опыт в российских условиях / http://un.by/pdf/N.Malashenko-experience.pdf
3.Алексеева А. Вирус ответственности / http://www.csrjournal.com/lib/networkoverview/1902-virus-otvetstvennosti.html
4. Исаев Д.В. Корпоративная отчетность: тенденции и перспективы / Д.В. Исаев // Финансовая газета. – 2008. – № 17
5. Полунин К.А. Социальная отчетность корпораций в системе взаимодействия бизнеса и государства / К.А. Полунин // Вестник Финансовой академии №2. – 2009.
6. Основные способы стандартизации корпоративной социальной отчетности / В.С. Карагод // Все для бухгалтера №10. – 2006.
7. Алигаджиева Е.М. Характеристики и взаимосвязи социального учета в системе видов учета // Е.М. Алигаджиева / Международный бухгалтерский учет. – 2008. – № 5
8. Госкомпании письменно объясняются с обществом // Комерсантъ. – 28.11.2008 г. – № 217 [4034]
9. Интервью. Стэнли Рут Партнер PricewaterhouseCoopers: «Лучше социальный отчет в любой форме, чем никакого» / http: //rbsys.ru/print.php?page=892&option=news_audit (11.03.2009)
10. Набирая обороты: от корпоративной ответственности к эффективному регулированию общественных отношений и масштабным решениям / Пер. с англ. – М. : Ассоциация менеджеров. – 2005. – 48 с. (С. 7)
11. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения) : учеб. пособие / В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев, 2-е изд., перераб. и доп. М. : ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2006. – 432с. (с.12)


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года