Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КУЩАК А.В.*, АНТОНИК В.П.**, КОЛОТИЛИН А.В.***
*Депутат Законодательного Собрания
Санкт–Петербурга, председатель Комиссии Законодательного Собрания Санкт–Петербурга по экономической безопасности, член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности
**Помощник председателя Комиссии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по экономической безопасности, член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности
***Кандидат юридических наук, доцент, Институт бизнеса и права, Санкт-Петербург

Совершенствование системы экологического мониторинга в РФ как способ модернизации природоохранной деятельности государства (на примере Санкт – Петербурга)

В последнее время российское государство и общество все больше внимания уделяют одной из важнейших функций РФ - ее экологической функции. Данное обстоятельство вполне объяснимо, так как качественное состояние окружающей среды тем или иным образом воздействует на все области жизни человека, будь то экономика, социальная сфера либо сфера досуга и отдыха. Право каждого на охрану здоровья (статья 41 часть 1 Конституции РФ), на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции РФ), да и в определенном смысле право на жизнь (статья 20 часть 1 Конституции РФ) во многом обеспечиваются посредством эффективной деятельности государства в области охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов.

В числе основных методов экологического управления, которые используются при осуществлении данной деятельности, можно отметить государственный экологический мониторинг, основной целью которого выступает принятие экологических программ развития РФ и ее отдельных субъектов на основе полученных научно обоснованных данных о качественном и количественном состоянии объектов окружающей среды. Экологический мониторинг активно развивается во всем мире и признается одним из наиболее оптимальных способов планирования экологического развития государства. Помимо этого, экологический мониторинг позволяет обеспечить права граждан на получение экологически значимой информации, провести профилактику экологических правонарушений с помощью своевременного реагирования на негативные изменения экологической обстановки. В данной связи необходимо признать, что совершенствование системы экологического мониторинга непременно может считаться одним из средств модернизации экологической деятельности РФ, ее возведения на еще более высокий уровень.

В соответствии со статьей 1 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»[1] мониторинг окружающей среды представляет собой «комплексную систему наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза ее изменений под воздействием природных и антропогенных факторов». Экологический мониторинг осуществляется органами государственной исполнительной власти РФ и ее субъектов.

На территории Санкт-Петербурга полномочия в области экологического мониторинга принадлежат Правительству Санкт-Петербурга и его специализированному комитету – Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Правовыми основами деятельности данного комитета на федеральном уровне являются Конституция РФ, ФЗ РФ от 10 января 2002 года № 7 – ФЗ « Об охране окружающей среды », ФЗ РФ от 4 мая 1999 года № 96 – ФЗ « Об охране атмосферного воздуха », ФЗ РФ от 30 марта 1999 года № 52 – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ряд других нормативно-правовых актов. Правовая база города Санкт-Петербурга в области осуществления государственного экологического мониторинга включает в себя Устав города Санкт – Петербурга [2], Закон Санкт – Петербурга от 17 апреля 2006 года № 155 – 21 « Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга» [3], постановления и распоряжения Правительства Санкт-Петербурга, распоряжения Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Санкт-Петербурга [4].

Как определяет статья 2 Закона Санкт-Петербурга «Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга», объектами экологического мониторинга на территории нашего города выступают «атмосферный воздух, почвы, зеленые насаждения, городские леса, водные объекты, объекты животного и растительного мира, особо охраняемые природные территории, состояние недр, источники антропогенного воздействия, природные факторы». Проведению экологического мониторинга могут содействовать физические и юридические лица, в том числе различные общественные организации.

Особое внимание в системе экологического мониторинга Санкт- Петербурга уделяется экологическому мониторингу зеленых насаждений. Как известно, зеленые зоны в крупных мегаполисах благоприятно влияют на общее состояние окружающей среды и служат защитой населения от вредных выбросов в атмосферу. Развитие сетей зеленых насаждений в городе должно быть одной из основных задач органов государственной власти субъекта. Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Администрации Санкт- Петербурга разработана совокупность методов мониторинга состояния зеленых насаждений общего пользования, а также утвержден перечень конкретных мероприятий в области мониторинга зеленых насаждений на городской территории[5].

Мониторинг водных объектов также занимает не последнее место среди видов экологического мониторинга Санкт-Петербурга. Состояние водных ресурсов Петербурга, отвечающих экологической и санитарно- эпидемиологической безопасности населения, обеспечивается целым комплексом различных мероприятий, в том числе в сфере мониторинга водных объектов. Так, регулярно проводится мониторинг состояния вод Невской губы и восточной части Финского залива[6].

Вся информация, которую комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт- Петербурга получает в ходе проведения мониторинга, заносится в единую информационную базу данных о экологической безопасности, которая получила наименование «Экологический паспорт территории Санкт- Петербурга» и в дальнейшем передается исполнительным органам власти нашего города для разработки программ экологического развития. Большое значение экологический мониторинг также имеет при обеспечении защиты населения Санкт-Петербурга от различных чрезвычайных ситуаций, в том числе стихийных бедствий, позволяя соответствующим органам государственной власти и местного самоуправления оперативно реагировать на все негативные процессы, происходящие в природной среде. Кроме перечисленного, экологический мониторинг важен и для развития экономики нашего региона, так как он позволяет отслеживать состояние показателей природных ресурсов Санкт- Петербурга, в частности земельного фонда.

Безусловно, система экологического мониторинга в Санкт- Петербурге, да и на всей территории РФ, должна постоянно совершенствоваться в зависимости от общего экономического и экологического развития страны. Модернизация России, охватившая в последние годы наше государство, касается и системы экологического наблюдения за качественным состоянием окружающей среды с целью своевременного выявления и ликвидации негативных факторов, ухудшающих состояние экологии. Для совершенствования данной системы могут быть использованы различные управленческие, финансово- экономические, правовые, организационные методы. Необходимо более активно привлекать все население Санкт-Петербурга к заботе о состоянии окружающей среды, для того чтобы наш любимый город с каждым годом становился красивее и чище.



Библиография

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды » // СПС Консультант Плюс
2. Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (специальный выпуск) 23. 01.1998 г.
3. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2006. № 16.
4. См. подробнее Экологический портал Санкт-Петербурга - http://www.infoeco.ru/index.php?id=219
5. См. Распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 30 августа 2007 года № 90–р «Об утверждении Методики оценки экологического состояния зеленых насаждений общего пользования Санкт-Петербурга»; Распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 5 сентября 2007 года № 94–р «Об утверждении методики мониторинга состояния зеленых насаждений общего пользования Санкт-Петербурга»; Распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 24 марта 2008 года № 32–р «Об утверждении Программы государственного мониторинга зеленых насаждений общего пользования на территории Санкт-Петербурга на 2008 – 2012 годы и Перечней постоянных пробных площадей экологического мониторинга зеленых насаждений общего пользования»
6. См. Распоряжение комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 28 марта 2008 года № 36–р «Об утверждении методики ведения мониторинга чужеродных видов в Невской губе и восточной части Финского залива».


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года