Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

МОДЕНОВ А.К.
Доктор экономических, кандидат юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права и экономической безопасности СПбГИЭУ (ИНЖЭКОН)

Правовые и теоретические основы применения таможенно-тарифного регулирования

В РФ нормативно-правовая база таможенно-тарифного регулирования включает систему нормативных документов федерального уровня: 1) ФЗ по таможенному делу и собственно по тарифному регулированию; 2) указы Президента РФ; 3) постановления Правительства РФ по различным вопросам тарифного регулирования; 4) нормативные документы некоторых федеральных министерств (МЭРТ и др.); 5) приказы ФТС (ГТК); 6) положения ФТС (ГТК); 7) инструкции ФТС (ГТК); 8) письма ФТС по частным вопросам применения нормативных документов в области тарифного регулирования.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется с помощью инструментов, воздействующих, прежде всего на ценовые показатели. Таможенно-тарифное регулирование - экономический по своей природе метод государственного регулирования. В его основе лежит механизм применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, то есть оно предполагает применение импортных и экспортных таможенных тарифов. Таможенно-тарифный метод регламентируется таможенным законодательством данной страны.

Необходимость применения таможенно-тарифного метода регулирования внешнеторговой деятельности обусловлена рядом причин, важнейшими из которых являются:

- различия между внутренними и мировыми ценами и несоответствие их структуры по ряду основных товаров отечественного экспорта;
- дефицит сырьевых и иных товаров на внутреннем рынке;
- защита общественной морали, правопорядка, охрана жизни и здоровья граждан, окружающей среды, животных и растений;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- необходимость выполнения международных обязательств, принятых на себя государством и др.

В международной практике под тарифом в первую очередь понимается таможенная пошлина, взимающаяся с товара, который пересекает государственную границу. В данном случае будет рассмотрено воздействие тарифных инструментов внешнеторговой политики, используемых государствами в качестве ограничений для свободного перемещения товаров, на экономику этих государств, благотворные эффекты и различные аргументы, говорящие в пользу использования тарифных инструментов.

Воздействие импортного тарифа на экономику отдельных стран различно и зависит от экономического веса страны в международной экономике. Напомним, что в международной экономике страна считается малой, если изменение спроса с ее стороны на импортные товары не приводит к изменению мировых цен; в противном случае страна считается большой. Кстати, большинство стран мира являются с этой точки зрения малыми[1].

Влияние импортного тарифа на экономику малой страны (частичный анализ экономического равновесия в условиях рынка импортируемого товара). Тариф на ввозимые в страну товары увеличивает цену этих товаров на внутреннем рынке. В результате объем выпуска отечественных товаров конкурирующей отрасли увеличивается, а объем спроса на импортные товары в стране уменьшается. Объем импорта снижается, так как сокращается разница между внутренним объемом спроса и внутренним объемом предложения. Сборы таможенной пошлины поступают в государственный бюджет, и происходит перераспределение доходов от потребителей к производителям. Результат введения импортной пошлины в малой стране представлен на рис. 1.2.1.



На рис. 1.2.1 линия с отрицательным углом наклона Dd - кривая спроса на товар на внутреннем рынке. Линия с положительным углом наклона Sd - кривая внутреннего предложения на товар. До начала торговли равновесная цена находится там, где пересекаются эти две кривые (Pd за единицу товара), равновесное количество продается как количество Q3.

Предположим, что на мировом рынке стоимость 1 ед. товара составляла Pw, как это показано на рис. 1.2.1. линией абсолютно эластичного предложения Sw. В условиях свободной торговли внутренняя цена на товар упадет до уровня мировой цены, объем спроса увеличится до Q5 (точка С), а внутреннее производство снизится до Q1 (точка К). Таким образом, объем импорта составит разницу Q1 - Q5 (отрезок КС (МВ)).

Предположим, что правительством страны вводится таможенная пошлина, составляющая 50 % от цены товара. Эффект внедрения импортного тарифа малой страной не окажет влияния на уровень мировых цен, который останется прежним. А вот внутренняя цена возрастет на те же 50 % от цены импортного товара. В результате кривая мирового предложения Sw переместиться вверх на величину, равную размеру введенной пошлины (St).

До тех пор, пока отечественный товар будет являться идеальным заменителем импортного, отечественные производители могут назначать цену, на 50 % превосходящую мировую (Pw+t). В итоге введение пошлины на импортные товары влечет за собой повышение цены как на импортную, так и на отечественную продукцию.

При новом уровне предложения равенство внутреннего спроса и совокупного (внутреннего и внешнего) предложения достигается в точке F, в которой под защитой импортного тарифа объем внутреннего производства увеличивается до Q2 (отрезок КН (MN)), а объем внутреннего потребления сокращается до Q4. (отрезок GC (АВ)). Соответственно, уменьшенный объем импорта составит разницу Q2 – Q4 (отрезок JF(NA)).

Ниже перечислены последствия (эффекты) введения импортного тарифа:

Потребительский эффект - сокращение потребления товара в результате роста его цены на внутреннем рынке. Графически он может быть проиллюстрирован фигурой 4, демонстрирующей ущерб, нанесенный потребителям импортирующей страны в результате вынужденного снижения потребления товара и ухода с рынка части иностранных производителей.

Производственный эффект - дополнительные издержки потребителей, связанные с увеличением объемов отечественного производства (отрезок MN) при повышении цены на товар в результате введения таможенной пошлины. Таким образом, введение тарифа приводит к перераспределению ресурсов из других отраслей экономики в отрасль, находящуюся под защитой импортных ограничений. После введения тарифа затраты потребителей возрастут на величину, соответствующую площади треугольника 2, которая отражает сокращение благосостояния потребителей, связанное с тем, что потребительский спрос переключается с более дешевой импортной на более дорогую отечественную продукцию.

Торговый эффект - сокращение объемов импорта. Если тарифная ставка превысит разницу между равновесной автаркической ценой (Pd) и мировой ценой (Pw) объем импорта снизится до нуля, и тариф станет запретительным.

Эффект дохода - объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как объем импорта страны после введения тарифа (Q2- Q4), умноженный на размер таможенной пошлины, и графически иллюстрируется четырехугольником 3. Эффект доходов является потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в доход бюджета.

Эффект перераспределения - перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом. Вследствие обложения ввозимого товара импортной пошлиной потребитель будет вынужден либо тратить на его приобретение большую сумму средств, либо приобретать его в меньших количествах, либо то и другое одновременно. Таким образом, таможенный тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению потребительских возможностей.

Потери покупателей или дополнительных расходов, связанных с увеличением цен продаваемых товаров, можно подсчитать путем суммирования площадей фигур 1, 2, 3 и 4. Часть этих потерь перераспределится в пользу других категорий населения страны. В частности, дополнительные прибыли производителей будут соответствовать площади фигуры 1, а объем увеличения доходов бюджета от введения тарифа соответствует, как уже отмечалось, площади фигуры 3 и поступает в распоряжение правительства данной страны. Чистые потери и покупателей, и производителей страны в результате введения пошлины будут соответствовать сумме площадей фигур 2 и 4.

Если объединить результаты воздействия тарифа на потребителей, производителей и государственную казну, можно подвести суммарный итог влияния тарифной защиты на импортирующую страну в целом. Рассматриваемая графическая модель убедительно свидетельствует о том, что дополнительные расходы потребителей превышают суммарную величину дополнительных доходов производителей и государственного бюджета. При этом необходимо отметить, что тариф будет служить источником чистых потерь не только для импортирующей страны, но и для всего мирового хозяйства в целом[2].

Убытки, причиняемые введением импортного тарифа можно проиллюстрировать также с помощью анализа последствий введения тарифа на рынок импортируемого товара (рис. 1.2.2.), пользуясь данными по импорту, и не прибегая к построению кривых спроса и предложения. Qw, Qt – объемы импорта в условиях свободной торговли и пошлины соответственно. ?Q – снижение объема импорта в условиях пошлины. Кривая спроса на импорт Dim представляет собой разницу между тем, сколько данного товара хотят приобрести покупатели по конкретной цене, и тем, сколько товара по этой цене готовы произвести отечественные производители данной продукции. В результате геометрически чистые потери страны соответствуют треугольнику (2 + 4), высота которого равна размеру тарифа, а основание — общему сокращению импорта.



Эта область представляет собой, по существу, преимущества от международной специализации и торговли, потерянные с введением тарифа. Треугольник 2 (см. рис. 1.2.1.) соответствует дополнительным издержкам, которые связаны с замещением импорта внутренним производством. Это количество (отрезок МN) ранее привозилось из-за границы; его полная стоимость соответствовала площади прямоугольника 5; после введения тарифа оно производится внутри страны, и его полная стоимость равна сумме площадей фигур 2 и 5. Очевидно, что с введением таможенной пошлины государство теряет дополнительный доход, обозначенный цифрой 2.

К чистым потерям государства, вызванным введением тарифа, относится и площадь, обозначенная цифрой 4. Действительно, объем товара, соответствующий отрезку АВ (см. рис. 1.2.1.) ранее импортировался из-за границы на общую стоимость, равную площади фигуры 6. После введения тарифа этот объем импорта имеет полную потребительскую стоимость, которая соответствует сумме площадей (4 + 6). Стоимость, но которой этот объем импорта приобретался государством, соответствовала площади фигуры 6. После введения тарифа покупатели лишились возможности приобретения части потребительского излишка, соответствующего площади треугольника 4.



При сравнении рис. 1.2.3. и 1.2.4. явно прослеживается отличие влияния введения специфического тарифа от адвалорного в малой экономике.

Равновесие при свободной торговле – точка Е, пересечение кривой спроса на импортные товары (Dim) и предложение импортируемых товаров (Sim). С взиманием специфического тарифа прямая Sim поднимается вертикально вверх на величину пошлины на единицу импортируемого товара, и S'im выше и параллельно прямой Sim; новое равновесие теперь Е' (рис. 1.2.3.). Покупатели платят большую цену Рim1 за единицу, чем Рim0, а иностранный поставщик получает меньшую цену Рim2 за единицу, чем Рim0. Вели¬чина собранного государством-импортером тарифа представлена площадью Pim2Pim1Е'F. Часть пошлины оплачивается отечественным покупателем (площадь Pim2Pim1Е'G), другая часть – иностранным экспортером (область Pim2Pim0GF). Если предложение импортных товаров Sim имеет более плоскую кривую (более эластично), то большая часть пошлины будет оплачиваться потребителем. Для малой экономики возможен вариант, когда кривая – горизонтальная линия по цене Pim0. Напомним, что малая страна не может влиять на мировую цену импортируемого товара. В этом случае потребитель полностью оплачивает введенную специфическую пошлину, а экспортер продолжает получать цену Pim0 за меньшее количество товара (Qim1 вместо Qim2).



С введением адвалорного тарифа прямая S'im не параллельна прямой Sim (рис. 1.2.4.). Для каждого предлагаемого количества цена импорта на поднята на постоянный процент от этой цены больше в отличие от постоянной денежной надбавки. Прямая S'im отличается от прямой Sim на большую цену и количество, и построена с увеличивающимся расстоянием над старой прямой. Так же, как и при специфических тарифах, адвалорные тарифы уменьшают равновесное количество импортируемого товара (от Qim0 до Qim1) и увеличивают равновесную цену для потребителей (от Pim0 до Pim1), а также уменьшают новую цену, полученную иностранными производителями. (от Pim0 до Pim2). Распределение величины собранного тарифа (площадь Pim2Pim1Е'F) также зависит от эластичности предложения импортных товаров при данной эластичности спроса.

Далее проведем общий анализ влияния импортного тарифа на равновесие малой экономической системы с той точки зрения, что страна экспортирует товар 2 в количестве ЕХ0 и импортирует товар 1 в количестве IM0. В условиях свободной торговли в малой стране, как правило, устанавливаются цены, преобладающие на мировых рынках. Допустим, что для защиты внутреннего производства товара А правительство страны вводит адвалорную пошлину на импорт данного товара, равную t%. Ниже рассмотрены последствия влияния введения импортного тарифа на экономику страны.

Во-первых, это возникновение несоответствия между внутренними и мировыми ценами. В нашем случае внутренняя цена Р1 увеличится на t% (Р1х(1+ t) что повлечет за собой и увеличение внутренней относительной цены товара 1 (Р2/ Р1х(1+ t)), которая меньше, чем Р2/Р1.

Во-вторых, происходит перемещение имеющихся ресурсов с производства экспортируемого товара 2 на производство импортируемого товара 1, как это показано на рис. 1.2.5. До введения пошлины объем производства находился на уровне, соответствующем точке B0, где альтернативная стоимость Р2 по отношению к Р1 (это отношение показывает наклон кривой производственных возможностей UVB точке В0) равна относительной цене товара 2 на мировом рынке, определяющей абсолютную крутизну наклона бюджетной линии MN. С введением тарифа увеличивается относительная цена товара 1 при уменьшении относительной цены товара 2, что соответствует наклону новой бюджетной линии DF. Объем производства товара 2 уменьшается, а объем производства товара 1 увеличивается: точка равновесия смещается из положения В0 в положение В1. Таким образом, введение тарифа приводит к перераспределению ресурсов отрасли, производящей товар 2, в отрасль, находящуюся под защитой импортных ограничений и производящую товар 1. В этом и состоит эффект защиты внутреннего производства при введении тарифа.

В-третьих, наблюдается уменьшение выпуска товаров по мировым ценам (стоимостный объем производства) и ухудшение благосостояния государства. Объем производства экспортируемого товара 2 для точки В1, значительно ниже; чем оптимальный объем производства в точке В0. При уменьшении же объемов производства товара 2 до объема, соответствующего точке В1 потребление в стране будет определяться новой бюджетной линией SВ1T, параллельной MN. Общественное благосостояние страны неизбежно ухудшится, это воздействие представлено сдвигом от точки С0 на кривой социального безразличия до точки на более низкой кривой социального безразличия.

В-четвертых, происходит уменьшение внутреннего потребления. Как мы уже убедились, при перемещении уровня производства в точку В1, потребление в стране определяется новой бюджетной линией SВ1T. Но точка потребления находится не в точке С/ - точке касания бюджетной линии SВ1T с наивысшей кривой безразличия, так как наклон SВ1T определяется мировыми относительными ценами. Однако внутреннее потребление всегда происходит в соответствии с внутренними относительными ценами, определяющими наклон линии DF. Значит, точка, характеризующая потребление, находится на бюджетной линии SВ1T, там, где предельная норма потребительского замещения равна внутреннему соотношению цен, то eсть в точке С1.



В-пятых, разница между объемом производства и объемом потребления в условиях внутренних цен определяется величиной тарифных сборов, полученных государством. На рис. 1.2.5. линия DF, характеризующая в точке В1 объем производства в условиях внутренних цен, определяемый как национальный доход по факторной стоимости, расположена ниже и левее линии GH, которая показывает объем потребления при внутренних ценах (эта величина известна как совокупный расход). Доход, получаемый правительством после введения тарифа на импортируемый товар 1, представлен соответствующим отрезком DG. Правительство расходует тарифные поступления на социальные и иные государственные и нужды.



Последствия введения экспортной пошлины представлены на рис. 1.2.6. Рисунок изображает предположительную функцию внутреннего спроса (D) и функцию предложения (S). Уровень равновесной цены иллюстрируется точкой А. Для упрощения графической модели допустим, что мировая цена на экспортируемый товар обуславливается абсолютно эластичной функцией мирового спроса W.

При отсутствии торговых ограничений внутренняя цена должна возрасти до мировой цены Pw. В случае введения экспортной пошлины Т произойдет уменьшение внутренней цены. Это происходит, поскольку производители расширяют отечественные продажи, понижая внутреннюю цену товара. При введении экспортной пошлины уменьшается цена на каждое изделие на величину по¬шлины. Для этого случая национальная цена падает от Pw до Pd, излишек производителей сократиться на величину, соответствующую площади трапеции АВСН. Часть этих потерь перераспределяется потребителю через более низкую цену (площадь фигуры АВСI). Доход в бюджет от введения пошлины соответствует области HJEG. Наконец, области CJH и EFG отражают потери в активном сальдо производителей, обусловленные снижением объемов экспорта, которые не переданы никому в экономике страны. Произведенный анализ последствий от введения экспортной пошлины аналогичен с таможенным тарифом на экспорт. Можно сделать вывод, что требуется четкое регулировавние пошлин с целью защиты производителя государства экспортера и импортера от потерь и излишних затрат, пересмотра включения в методы оценки товара компонентов увеличивающих цену и др. меры ограничительного характера.



Библиография

1. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика и практика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – С. 125.
2. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика и практика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – С. 127.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года