Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ПОКРАШИНСКАЯ Н.В.
Старший преподаватель кафедры экономики промышленности и организации производства Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий

Использование рейтингов в решении проблемы продовольственной безопасности региона

Пищевая промышленность имеет колоссальное социально-экономическое значение, поскольку не только удовлетворяет потребности населения в ряде важнейших продуктов питания, но и отражает уровень жизни в стране.

Проблема надежного продовольственного обеспечения населения стоит не только перед Россией. Она носит глобальный характер, ибо в настоящее время существует огромный дисбаланс между потребностью и обеспеченностью человечества продовольствием.

Современная ситуация в мире характеризуется, с одной стороны, наличием огромного числа голодающих в странах третьего мира, с другой, избыточным производством продуктов питания в развитых государствах, где проживает не больше 20% населения планеты.

Прогнозы зарубежных ученых показывают, что в ближайшие десятилетия проблема нехватки продовольствия обострится еще более и выйдет на первое место в мире.

По прогнозам ООН, численность населения Земли к 2050 г. достигнет 9 млрд. человек, что в 4 раза превышает критический порог устойчивости биосферы. Наряду с ростом народонаселения интенсивность роста сельскохозяйственного производства уменьшается, что связано с практической невозможностью дальнейшего расширения мирового производства зерновых путем обработки больших земельных площадей.

Развивающиеся страны, неспособные обеспечить население собственным продовольствием в соответствии с физиологическими нормами питания, вынуждены импортировать его в обмен на стратегические материальные ресурсы, драгоценные металлы и значительные политические уступки. Таким образом, производство продуктов питания выступает своеобразным индикатором экономической ситуации в стране. Принадлежность пищевой промышленности ко всей промышленности и агропромышленному комплексу подтверждает ее важную роль в сфере материального производства, в социально-экономической жизни общества, а также в решении задач обеспечения продовольственной безопасности государства.

Таким образом, проблема продовольственной безопасности, как в целом страны, так и отдельных ее регионов становится стратегической[1].

В региональных агропромышленных комплексах страны за послереформенный период произошли существенные изменения. Р.Ахметов в статье «Совершенствование структуры управления регионального АПК» делает вывод о том, что, во-первых, распалась организационная дореформенная интегрированная структура АПК[2]. Эта структура включала в себя сельское, лесное, рыбное и водное хозяйство, агросервисное обслуживание и другие отрасли народного хозяйства. Во-вторых, произошло рассогласование производственно-экономических интересов внутри АПК. Автор имеет в виду интересы сельских товаропроизводителей, с одной стороны, и переработчиков их продукции и агросервисных услуг, с другой. В настоящее время перерабатывающие и агросервисные предприятия диктуют сельскохозяйственным товаропроизводителям свои условия. В-третьих, произошло разгосударствление крупных предприятий, в продукции которых нуждается региональный рынок.

Существенными в характеристике понятия продовольственной безопасности являются следующие показатели [3]:

- необходимый уровень самообеспечения региона при заданных (имеющихся) условиях ведения сельского хозяйства;
- перечень продуктов, на которые в первую очередь должно быть ориентировано самообеспечение региона;
- степень воздействия импорта на положение отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя.

С начала 1990-х годов существенно ослабили свое управляющее воздействие органы государственного управления РФ. Это происходит на фоне усиления роли государства в сфере АПК в европейских странах и других развитых государствах.

Тем не менее, главными целями государственной политики в сфере управления пищевой промышленностью остаются следующие:

- оптимизация управления в отрасли;
- формирование механизма обеспечения продовольственной безопасности;
- активизация инновационной деятельности;
- повышение качества жизни населения в части питания.

Работа в этих направлениях позволит пропорционально развивать предприятия и организации всех форм собственности.

Важным элементом стратегического планирования является контроль за текущим состоянием пищевой промышленности региона и оценка перспектив ее развития. Эти задачи можно решить с помощью рейтинга.

Рейтинг – это оценка значимости, масштабности, важности объекта (проблемы), характеризуемая числовым показателем или номером места, занимаемого ими в ряду сходных объектов.

В качестве наиболее существенных признаков, характеризующих рейтинг, следует выделить:

- целевой принцип формирования рейтинга;
- принцип выделения и учета различных факторов;
- формирование рейтинга как комплексной оценки;
-экспертный характер оценки исходных составляющих рейтинга;
- наличие четко определенной процедуры расчета рейтинга.

Важнейшая особенность рейтинга заключается в том, что сам рейтинг уже является результатом сравнительного анализа. В свою очередь построенные рейтинги могут быть основой для дальнейшей сравнительной оценки пищевой промышленности анализируемых регионов с целью выбора программ экономического развития.

Тем самым обусловлена потребность в такой системе рейтингового анализа, которая позволила бы наиболее точно определять место, занимаемое регионом относительно других территорий, в зависимости от целей различных заинтересованных пользователей.

Основная проблема, решаемая с помощью подобного анализа – сравнение уровня развития пищевой промышленности различных регионов при существенных различиях географических и природно-климатических условий, а также финансового потенциала. Необходимость проведения подобного сравнительного анализа очевидна, как на федеральном уровне, так и на уровне федеральных округов.

Важным вопросом при построении рейтинга является соблюдение условий сопоставимости. Определение теоретически достаточных значений сравниваемых показателей – лучший вариант в интегральной рейтинговой оценке, поскольку только эти значения можно изменять внутри групп при сравнении пищевой промышленности различных регионов и добиться сопоставимости данных.

Рейтинг может применяться на нескольких этапах стратегического планирования. В частности, на стадии анализа информации он может использоваться для оценки текущего положения пищевой промышленности конкретного региона РФ. На стадии контроля рейтинг может использоваться для оценки эффективности реализации выбранной стратегии развития отрасли. Кроме того, с помощью рейтингов можно не только анализировать текущее состояние, но и оценивать, и отбирать различные варианты решений (альтернативы) развития данной сферы деятельности. Таким образом, можно говорить о рейтинге как об одном из методов принятия решений в процессе осуществления стратегического планирования.

Применение рейтинга для планирования развития пищевой промышленности регионов РФ имеет ряд преимуществ:

- повышается надежность процесса управления за счет уменьшения объема обрабатываемой информации;
- сокращается время и снижаются затраты на принятие решений;
- появляется возможность комплексной оценки различных вариантов с целью выбора наиболее эффективного из них;
- обеспечивается прозрачность механизма принятия стратегического плана, за счет адекватного сравнения его вариантов;
- учитываются мнения и требования различных заинтересованных сторон.

Для качественного построения рейтинга необходимо выделить индикаторы – основные относительные показатели, характеризующие уровень развития предприятий пищевой промышленности, расположенных в анализируемом регионе.

Предлагается использовать для рейтинговой оценки следующие показатели:

- валовой объем производства продукции пищевой промышленности;
- объем инвестиций в основные средства предприятий пищевой промышленности;
- объем ресурсов, импортируемых предприятиями пищевой промышленности;
- объем ресурсов, закупаемых в регионе производства;
- объем ресурсов, закупаемых в стране производства;
- объем производимой продукции в расчете на одного жителя региона.

Информационной базой для расчета индикаторов могут являться данные официальной статистической отчетности РФ.

Таким образом, в качестве одного из методов стратегического планирования может использоваться рейтинг.



Библиография

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерацииот 30 января 2010 г. № 120
2. Ахметов Р. «Совершенствование структуры управления регионального АПК»// АПК: экономика, управление. – 2003. – №2, с. 12 – 19.
3. Модебадзе Н. Оценка продовольственной безопасности// АПК: экономика, управление. – 1997 - №12, с. 3 – 7.


предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2010
© Институт бизнеса и права с 1994 года