Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

А. А. МАЖАЖИХОВ 1, А. Ч. КОКОВ2
1к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита,
Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей и права
2к.э.н., докторант
Института информатики и проблем регионального управления
Кабардино-Балкарского Научного Центра РАН

Концепция реформирования мировых и отечественных рынков электроэнергетики

Подходы к организации электроэнергетических рынков в различных странах имеют существенные отличия и зависят от степени государственного вмешательства в регулирование электроэнергетических отношений. Мировой опыт реформирования электроэнергетики, а также известные ученые - основоположники концепции внедрения конкурентных отношений в электроэнергетику (С. Хант и F. Шатлуорт) - свидетельствуют о существовании четырех основных моделей рынков электрической энергии.

Модель 1. Монополия на всех уровнях. Производители -электроэнергии не конкурируют между собой, и никто не имеет права выбора производителя электроэнергии. Одна компания имеет монополию на производство электроэнергии, и доставку ее по передающей сети к распределительным компаниям или конечным потребителям в зависимости от наличия или отсутствия распределительных компаний. В монопольной модели потребители снабжаются энергокомпанией, на которую возложена эта обязанность. Эта форма вертикально интегрированной организации позволяла в течении долгого времени во многих странах мира осуществлять развитие широкомасштабных передающих систем и строительство крупных электростанций. Эти экономические преимущества много лет были убедительными аргументами в пользу такой модели. Полная монополия также позволяет правительству решать такие общественные задачи, как оказание субсидию бедным территориям, осуществление сельской электрификации, использования местных видов топлива, развитие новых технологий и др.

Модель 2. Закупочное агентство (единственный покупатель). Имеется один покупатель, покупающее агентство, который выбирает производителей электроэнергии из ряда генераторов, осуществляя конкуренцию между ними. Единственный покупатель имеет монополию на передающие сети и продажу электроэнергии распределительным компаниям или конечным потребителям в зависимости от наличия или отсутствия распределительных компаний. Эта модель также позволяет правительству решать общественные задачи. Вместе с тем модель позволяет избежать ряда затрат, присущих более дерегулированным системам, а именно, стоимости ведения, рынка электроэнергии и доступа к передающей сети, а также увеличения стоимости капитала из-за повышения технологического риска. Система с единственным покупателем требует долгосрочных контрактов между покупателем и независимыми производителями энергии. В этом случае независимые производители гарантируются против рыночного риска. В основе контрактов лежит стоимость производства электроэнергии. Независимые производители конкурируют в степени участия в работе энергосистемы той или иной электростанции, однако их доходы гарантируются до тех пор, пока электростанция работает. При этой гарантии они могут участвовать в финансировании электростанций с очень высокой долей заемного капитала. Рыночный и технологический риск ложится на потребителей через единственного покупателя. Изолируя в определенной; степени собственников электростанций от действия рыночных сил, модель 2 оставляет много возможностей выбора (например, когда и где построить) в руках центральных планирующих органов. Модель с единственным покупателем также как и модель Л, используется много лет и доказала свою эффективность.

Модель 3. Конкуренция на оптовом рынке. Распределительные компании, занимающиеся розничной торговлей, покупают электроэнергию непосредственно у производителей и доставляют ее через передающую сеть потребителям. Распределительные компании все еще обладают монопольным правом на электроснабжение конечных потребителей. Однако имеется открытый доступ к передающей сети производителей электроэнергии и распределительных компаний. В этой модели конкуренция может расширяться так, что все производители будут в состоянии продавать электроэнергию многим потребителям. Большее число покупателей сделает рынок более конкурентным и более динамичным. Владельцы электростанций станут более тщательно подходить к новым инвестициям. При этом увеличение риска для владельцев электростанций увеличивает стоимость их капитала. Оптовая конкуренция также увеличивает стоимость осуществления сделок, требуя рыночных и; сетевых соглашений. Эта модель исключает руководящую роль правительства при выборе новых технологий по производству электроэнергии.

Модель 4. Конкуренция на розничном рынке или прямой доступ. В этом случае все потребители имеют право выбора своего поставщика электроэнергии. Для них имеется открытый доступ как к передающей, так и к распределительной сети.

Использование той или иной модели в качестве базовой приводит к трем основным направлениям развития электроэнергетики:

- монопольно-государственное;
- регионально-независимое;
- рыночное направление, при государственном регулировании инфраструктуры рынка.

Монопольно-государственное направление подразумевает восстановление государственной собственности в электроэнергетике и, по существу, ее декоммерциализацию.

Реализация данного направления в России:

- требует пересмотра результатов приватизации и как следствие подорвет доверие инвесторов не только к электроэнергетике как объекту инвестирования, но и к российской экономике в целом;
- вызовет, трансформацию РАО «ЕЭС России» в министерство, или поглощение его министерством топлива и энергетики и приведет к возврату бюрократического, планово-централизованного управления;
- сохранит политику жесткого регулирования тарифов, дальнейшее ухудшение экономического положения энергокомпаний; снижение стимулов к повышению эффективности производства;
- потребует мобилизацию средств государственного бюджета для преодоления инвестиционного кризиса электроэнергетики;
- изолирует российскую электроэнергетику от международной и в. перспективе приведет к потере рынков сбыта за рубежом.

Рыночное направление, при государственном регулировании инфраструктуры рынка. Большинство зарубежных стран выбрало данное направление в качестве основного для реорганизации электроэнергетического сектора. То есть, в основу реформирования электроэнергетики принимается концепция разделения отрасли на конкурентные виды деятельности - генерацию, сбыт, обслуживание, и монопольные - передачу электроэнергии и диспетчеризацию. В соответствии с существующими законодательными актами в области электроэнергетических отношений для реформирования электроэнергетики России также требуется реализация описываемого направления - рыночного, при государственном регулировании инфраструктуры рынка (регулирование сетевого тарифа). Одним из основных преимуществ рассматриваемого направления для России является, возможность привлечения внутренних и внешних инвестиций. Преодоление кризисных тенденций в электроэнергетике невозможно без привлечения крупномасштабных; инвестиций. Требуемый на период 2008-2018 года объем инвестиций составляет около 70 миллиардов долларов США. Обеспечить приток таких ресурсов из собственных источников энергокомпаний и государственного бюджета представляется невозможным, а потому необходимо реструктурировать отрасль таким образом, чтобы обеспечить, ее инвестиционную привлекательность для отечественных: и зарубежных инвесторов. Необходимым условием формирования благоприятного инвестиционного климата в электроэнергетике является реформирование отрасли путем максимального использования рыночных конкурентных механизмов при одновременном усилении государственного регулирования инфраструктуры, выступающей гарантом стабильности и равноправия участников рынка. Реализация данного направления означает переход от интегрированного регулирования электроэнергетики к раздельному регулированию ее сегментов. В области производства электроэнергии произойдет переход к единому оптовому рынку электроэнергии с развитием его технологической и коммерческой инфраструктуры. Государственному регулированию будут подвержены не уровни тарифов, а правила торговли на рынке, что создаст естественные стимулы к эффективности производства электроэнергии и восстановит цены на электроэнергию на естественном уровне, допускающем расширенное воспроизводство основных фондов. Оптовый рынок электроэнергии будет базироваться на единой федеральной транспортной компании, которая объединит под своим управлением все межрегиональные связи и системообразующие электрические сети.

Развитие системы транспорта электроэнергии как обособленного вида деятельности позволит:

- укрепить интегрирующую роль единой энергетической системы;
- перейти к раздельной оплате транспорта электроэнергии на основе регулируемых государством тарифов на передачу электроэнергии, что, в свою очередь позволит накопить финансовые ресурсы, необходимые для развития сетевой инфраструктуры;
- интегрировать производителей электроэнергии в единый оптовый рынок;
- повысить прозрачность отношений на рынке электроэнергии;
- осуществить на практике принцип равного и не дискриминационного доступа к сетям, необходимый для создания условий функционирования независимых производителей.

Технологическое управление единым оптовым рынком потребует создания единого системного оператора, обеспечивающего оперативно-диспетчерское управление рынком. В сбытовой деятельности будет создан рынок розничной торговли электроэнергией. Реализация данного сценария позволяет решить в комплексе проблемы, стоящие перед российской электроэнергетикой, а именно, создает:

- благоприятный инвестиционный климат, позволяющий рассчитывать на преодоление инвестиционного кризиса, как в области производства, так и сбыта электроэнергии;
- стимулы для эффективного функционирования всех субъектов рынка электроэнергии;
- условия для укрепления финансового состояния энергокомпаний, что является основой энергетической безопасности страны.

Основной целью предлагаемого сценария является преобразование электроэнергетики в инфраструктуру, способствующую стабильному развитию экономики, повышению ее конкурентоспособности и удовлетворению потребностей населения. Достижение данной цели способствует:

- укреплению энергетической безопасности страны, являющейся основой стабильного роста;
- созданию единой структуры управления сетевым хозяйством и восстановлению сетевых связей между регионами;
- улучшению инвестиционного климата в электроэнергетике, способного обеспечить приток инвестиций, необходимых для преодоления кризиса;
- созданию прозрачного рынка электроэнергии и правил г подключения к нему, являющихся существенной составной частью инвестиционного климата страны в целом;
- появлению стимулов к эффективному производству электроэнергии способствующих снижению цен на электроэнергию у конечного потребителя.

Создание единой сетевой и технологической инфраструктуры является, прежде всего, залогом целостности и управляемости энергетической системы страны и как следствие необходимым элементом ее энергетической безопасности. Учитывая переходный период в экономике и стратегическую важность инфраструктуры, необходимо, с одной стороны, усилить государственное влияние в этой области, а, с другой стороны, повысить прозрачность этого вида деятельности. Повышение прозрачности позволит добиться большей эффективности регулируемого вида деятельности и создаст благоприятный; стабильный и прогнозируемый климат не только для субъектов рынка электроэнергии, но и для всего реального сектора экономики, поскольку позволит прогнозировать возможности по энергообеспечению и затраты, связанные с подключением к единому оптовому рынку.



Источники

1. Непомнящий В. А. «Государственное регулирование ТЭК». Часть1 «Экономика ТЭК России и прогнозы ее развития». Учебное пособие. М.:ИПК госслужбы 2002.- 148 с.
2. Газета «Контакт» №7 2007. стр. 1
3. Газета «Контакт» №9 2007. стр. 1
4. Газета «Единая Сеть» №11 2007. стр. 7
5. www.rao-ees.ru

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года