Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЧЕРЕПОВИЦЫН A.E.1 РАДЬКО А.В.2
1Д.э.н, доцент кафедры организации и управления,
Санкт-Петербургский государственный горный институт (ТУ) им.Г.В.Плеханова
2к.э.н., заместитель генерального директора ООО «Холдинговая компания Гранул»

Нефтегазовые центры экономического роста как основа инновационного развития региона

На современном этапе развития национальная экономика России ощущает влияние глобального экономического кризиса, который все глубже проникает в большинство отраслевых сегментов. Если до сентября 2008 года складывалась относительно благоприятная ситуация, позволившая государству создать небольшой запас прочности, прежде всего, за стабилизационного фонда, то в условиях резкого падения цен на нефть и нестабильной ценовой конъюнктуры на товарно-сырьевых рынках и, прежде всего, рынках минерального сырья, накопленных средств может не хватить для устойчивого развития отраслей национальной экономики и сохранения социальной стабильности в государстве.

Дальнейшее развитие кризиса на рынках высокоиндустриальных развитых стран может вызвать продолжительную рецессию ведущих мировых экономик и это неминуемо отразиться на размерах доходов нефтегазового комплекса (НГК) России. В этих условиях развитие экономики регионов с высокой концентрацией предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) будет зависеть от того насколько эффективно осуществляется процесс тактического и стратегического управления конкурентоспособностью регионов, крупных отраслевых комплексов, корпоративных структур. При этом необходимо выработать сбалансированные механизмы реализации крупномасштабных инновационных программ по развитию потенциала конкурентных преимуществ с учетом интересов государства и частного бизнеса. Одной из основных проблем становится обеспечение конкурентоспособности НГК в абсолютно неустойчивых условиях хозяйствования, определяющихся высокой волатильностью цен на мировых энергетических рынках.

Мобилизация ресурсов на территориях с высококонцентрированной деятельностью предприятий НГК должно стать важнейшим резервом социально-экономического роста Региона и позволит увеличить производственную эффективность компаний, базирующихся в кластерном пространстве; ускорить инновационные преобразования, в том числе в геологоразведочном и добывающем секторах; стимулировать создание новых высокотехнологичных компаний.

Существенное повышение эффективности НГК не может быть обеспечено простым сложением ресурсов. Оно требует нового качества использования научно-технического и производственного потенциалов, которое позволит на более высоком качественном уровне интегрировать материально-технические, инвестиционные и инновационные ресурсы регионов.

Конкурентоспособность НГК, включающего в себя геологоразведочные, добывающие, транспортные и распределительные организации, определяется целым рядом микроэкономических, макроэкономических, социальных и культурных факторов. Одним из важнейших аспектов формирования устойчивой конкурентоспособности системы является развитие высокотехнологичных кластеров на базе естественных центров экономического роста (ЕЦЭР) или как их еще называют - центры нефтегазодобычи.

ЕЦЭР - это группы пространственно обособленных и компактно расположенных месторождений углеводородного сырья (УВС), связанных единой региональной системой транспортировки углеводородов и, возможно, совместной эксплуатацией отдельных нефте- и газопромысловых объектов.

Для выявления возможности группировки наиболее перспективных объектов в ЕЦЭР и их экономической оценки необходимо проанализировать показатели, представленные на рисунке 1. На основе ЕЦЭР должны формироваться регионально-отраслевые кластеры конкурентоспособности.



Под кластером понимается сеть независимых производственных и/или сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости [1, 2].

Опыт создания таких кластеров можно сравнить с опытом создания в бывшем Советском Союзе территориальных промышленных комплексов, где государство концентрировало ресурсы, планируя и создавая вокруг ключевых промышленных предприятий научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, средние и высшие учебные заведения, инфраструктуру быта.

Начиная с середины 1990-х гг. исследования, посвященные анализу кластеров конкурентоспособности и выявлению ключевых факторов успеха для развития национальной экономки в рамках территориальных образований многоотраслевого характера, стали широко обсуждаться научным и бизнес сообществами развитых стран, в частности в рамках ЕС и ОЭСР.

Стимулом развертывания кластеров в индустриально развитых странах последние 20 – 25 лет являются уменьшение возможностей для повышения конкурентоспособности крупных интегрированных корпораций на динамичных и изменчивых рынках. Поэтому появилась необходимость консолидировать и мобилизовать новые инновационные ресурсы – малых и средних предприятий, а также территорий – для поиска резервов в части обеспечения национальной конкурентоспособности [3].

В российской экономике центрами экономического роста высокотехнологичных отраслей на настоящее время могут выступать предприятия нефтегазового комплекса. Однако потенциал стимулирующего воздействия их создания значительно упал в связи со снижением мировых цен на нефть, уменьшением спроса на углеводородное сырье и вследствие этого понижение уровней добычи. Развитие рентабельных объектов в современных условиях еще в большей степени должно сопровождаться параллельным развитием производств высокого уровня передела и транпортно-логистических объектов. В условиях финансового кризиса первостепенной задачей является активизация усилий государства и бизнеса по вводу в освоение уникальных объектов и формирование конкурентных преимуществ, связанных с дальнейшим развитием высокотехнологичных производств на базе этих месторождений (например, Штокмановское газоконденсатное месторождения или высокорентабельные объекты Нененецкого автономного округа) [4].

Стимулирующее воздействие НГК на предприятия машиностроения, металлообработки, оборонно-промышленного и судостроительного комплексов должно обеспечиваться как направлением в высокотехнологичные отрасли части денежных потоков, создаваемых в сырьевых отраслях, так и косвенным образом – через мультипликативные эффекты. Формирование технологических кластеров должно происходить на основе разработки экономико-правовых механизмов стимулирующих их создание и активное вовлечение в проекты бизнес-структур [4, 5].

Инновационный потенциал предприятий НГК может быть оценен возможностями внедрения результатов НТП. Эти возможности являются фактором и динамичным элементом структуры рынка продукции нефти и природного газа и продуктов их переработки, влияя на конкурентоспособность предприятий и компаний промышленного комплекса региона через преимущества в издержках, объемах предложения, качестве продукции, доли регионального рынка. Они реализуются посредством промышленных инноваций – создание, внедрение и освоение новой техники и технологии на стадиях геологоразведки, добычи, переработки сырья и транспортировки конечной продукции до потребителей.

Механизм создания и функционирования технологических кластеров в нефтегазовой отрасли должен выявить приоритетные направления в экономико-правовой сфере и определить необходимый перечень нормативно-правовых актов, в том числе и в области лицензирования, с целью привлечения инвестиций в экономику региона и стимулирования инновационной деятельности.

Сочетание на практике принципов территориально-производственных комплексов и кластеров дает возможность развития промышленности в направлении, наиболее благоприятном для региона. При этом целесообразно акцентировать внимание на взаимосвязь структуры производства с комплексом экономических ресурсов, присущих региону.

Территориально-производственная интеграция на основе технологических кластеров в ближайшей перспективе может стать одним из главных направлений по размещению производительных сил в нефтегазодобывающих регионах, и предпосылки для этого имеются.

Минимизация логистических затрат и внедрение современных управленческих технологий при формировании и развитии кластера в регионе, где наблюдается высокая географическая концентрация взаимосвязанных отраслей, позволит увеличить приток капитала и технологий, прямых иностранных инвестиций. Именно такие инвестиции способны привнести в регион кроме финансовых средств и новые технологии, и интеллектуальные ресурсы, и управленческие навыки, и всемирно известные торговые марки. [4].

В последние годы много говорят о необходимости реинвестирования части природной ренты непосредственно в рентообразующие отрасли. Здесь следует отметить, что реинвестиции должны носить обязательный инновационный характер. Добывающим компаниям необходимо использовать эти деньги на разработку и внедрение новой техники и технологии, причем преимущественно на собственные научно-исследовательские разработки, а не на покупку новых технологий за рубежом. В этой связи также можно говорить о целесообразности и эффективности создания на базе предприятий нефтегазовой отрасли кластеров конкурентоспособности и их стимулировании государством.

Кластерный подход, как показывает мировой опыт его применения, является эффективным инструментом построения промышленной и инвестиционной политики как для государства, так и для различных фирм и организаций. Международная практика свидетельствует о том, что кластеры позволяют повысить эффективность внедрения новых технологий, снизить затраты и повысить качество наукоемких услуг, унифицировать подходы в качестве, логистике, инжиниринге, информационных технологиях, обеспечить консолидированное лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти и др. Компании выигрывают, имея возможность делиться положительным опытом и снижать затраты, совместно используя одни и те же услуги и поставщиков.



Источники

1. Хансен Алек. Конкурентоспособность и кластеры: новые подходы к стимулированию экономического развития в эпоху глобализации // Материалы семинара «Конкурентоспособность и отраслевые кластеры: новая повестка дня для российского бизнеса и власти». СПб, 2003.
2. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления». 2003. № 5.
3. Гужов В.В. Применение кластерного подхода к совершенствованию механизмов стратегического управления НИС РФ / Материалы Всероссийской научно-практической конференция «Инвестиции – главный фактор экономического развития России» (Москва, ИНИОН, 26 мая 2005).
4. Череповицын А.Е. Концептуальные подходы к разработке инновационно-ориентированной стратегии развития нефтегазового комплекса: Монография. СПб: СПГГИ, 2008. 212 с.
5. Ильинский А.А. Нефтегазовый комплекс Северо-Запада России: стратегический анализ и концепции развития: Монография / А.А.Ильинский, О.С.Мнацаканян, А.Е.Череповицын. СПб: Наука, 2006. 474 с.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года