Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ФИЛИППОВ И.В.
Аспирант,
Санкт-Петербургский государственный университет водных коммунуникаций

Инвестиции – развитие терминальных мощностей на Северо-Западе

Контейнерооборот Порта Санкт-Петербург снижается, и снижение продолжится. Так, по итогам января-августа 2009 года контейнерооборот порта сократился на 38% - до 703 тыс. 364 TEUs[198].

По предоставленным данным администрации Большого порта Санкт-Петербург, в июле темпы падения контейнерооборота к аналогичному периоду прошлого года даже ускорились. Если в июне текущего года объем перевалки контейнеров снизился на 38,3% к июню 2008 года - до 104 тыс. 375 TEUs, то в июле снижение составило уже 40% к аналогичному периоду прошлого года - до 105 тыс. 701 TEUs[199].

Основной объем контейнеров в Большом порту переваливается «Первым контейнерным терминалом» (управлялся «Национальной контейнерной компанией»), «Петролеспортом» и «Моби Дик» (принадлежат группе «Н-Транс»). Судя по статистике, именно эти стивидорные компании и несут основные контейнерные потери.

Рост контейнерооборота в Большом порту показывает только ЗАО «Нева-Металл» (принадлежит «Северстали») - за счет контейнеризации черных металлов. Как сообщил генеральный директор ЗАО «Нева-Металл» Михаил Панов, контейнерооборот стивидорной компании в январе-июле 2009 года вырос почти в 2 раза - до 23 тыс. 895 TEUs. «Контейнеризация черных металлов у нас произошла потому, что спрос на них со стороны крупных потребителей в условиях кризиса сократился, а для мелких необходима адресная доставка груза «от двери к двери», - пояснил ранее в беседе Михаил Панов. Впрочем, контейнерные объемы, переваливаемые ЗАО «Нева-Металл», в масштабах порта не в силах изменить ситуацию.

В этой связи возникает вопрос о судьбе инвестиционных программ по развитию терминальных мощностей на Северо-Западе. Понятно, что в нынешней ситуации наблюдается их избыток, в то время как при принятии решений о строительстве новых терминалов и расширении существующих в докризисные времена прогнозировался их дефицит.

В настоящее время уже развивается конфликт инвесторов по вопросу создания новых терминальных мощностей для перевалки контейнеров в порту Усть-Луга (Ленобласть)[200]. Так, транспортная группа Fesco (создана на базе Дальневосточного морского пароходства) приостановила инвестирование в проект, указывая на экономическую нецелесообразность ввода новых мощностей в нынешней ситуации. Кроме того, ввод в эксплуатацию контейнерного терминала в Усть-Луге мог бы перетянуть часть контейнеров из Санкт-Петербурга, еще более снизив его контейнерооборот. Другой инвестор строительства терминала в Усть-Луге – компания First Quantum, заявила о возможном сворачивании данного проекта в связи с приостановлением его финансирования со стороны Fesco. В то же время, First Quantum предложила Fesco выйти из проекта, чтобы завершить его самостоятельно вместе с немецким контейнерным оператором Eurogate. Очевидно, с прицелом на выход из кризиса в течение ближайшего года и восстановление контейнерооборота.

В тоже время стало известно, что наблюдательный совет Банка развития и внешнеэкономической деятельности (ВЭБ) одобрил выделение кредита в размере $545 млн на создание портовой инфраструктуры в Усть-Луге[201]. Непосредственным получателем средств выступит компания «Роснефетебункер» (входит в корпорацию Gunvor). Кредит составит 70% от общей стоимости проекта. Мощности нефтеперевалочного комплекса в порту Усть-Луга будут составлять 30 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год с возможностью последующего роста, заявил председатель ВЭБа Владимир Дмитриев по итогам заседания наблюдательного совета банка. Комплекс наливных грузов в порту Усть-Луга предназначен для отгрузки на экспорт нефти и заправки судов топливом. Предполагается, что первая очередь нефтеперевалочного терминала будет запущена в конце 2012 года. Объём перевалки после выхода на полную мощность ориентировочно в декабре 2013 года должен составить 38 млн тонн в год. Причал у терминала может принимать морские нефтеналивные танкеры дедвейтом 100 тыс. тонн. В терминал будет поставляться нефть по второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), строительство которой ОАО «Транснефть» начало в июле этого года.

Помимо этого, в порту Усть-Луга контейнеры планирует переваливать ОАО «Компания «Усть-Луга» на принадлежащем ей многопрофильном перегрузочном комплексе «Юг-2».

Известны и инвестпрограммы развития терминалов в Большом порту Санкт-Петербург. В частности, группа компаний «Морской порт Санкт-Петербург» подтверждает серьезность своих инвестиционных планов и продолжает реализацию проекта по строительству первой очереди морского контейнерного терминала производственной мощностью около 350 тыс. TEUs в год. На территории причала № 101 Четвертой стивидорной компании (ЧСК, входящей в группу) уже проведены работы по демонтажу верхнего покрытия территории и металлоконструкций. В настоящее время ведутся работы по формированию основы площадки, проектированию внутриплощадных сетей, выбору подрядчика для проектирования и строительства очистных сооружений на новом терминале.

4 портальных крана «Kondor», ранее задействованные в производственных процессах на ЧСК, перевезены на Первую и Вторую стивидорные компании (также входят в состав группы); ведется устройство тыловой подкрановой балки для причальных перегружателей (STS).

Все работы по вводу в эксплуатацию первой очереди терминала, включая проектирование, строительство, монтаж технологического оборудования и обучение персонала, планируется завершить в конце 2009г.

Предварительная стоимость проекта по строительству первой очереди морского контейнерного терминала ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» составляет около 5 млрд руб.

По ранее заявленным планам, до 2015 г. инвестиции в развитие контейнерного бизнеса “Петролеспорта” составят около $250 млн. Первый этап инвестпрограммы стоимостью $100 млн увеличит мощности контейнерного терминала “Петролеспорта” до 1,2 млн TEUs, а к 2015 г. стивидорная компания по плану сможет переваливать до 1,8 млн TEUs. Программа предусматривала, в том числе, строительство нового причала длиной 190 м., ввод рефрижераторного терминала на 2000 розеток, закупку береговых контейнерных перегрузчиков и двукратное увеличение железнодорожного фронта. Под контейнерный бизнес было решено отдать 60 га из 110 га, принадлежащих “Петролеспорту”. Программа должна финансироваться из собственных средств “Петролеспорта” и “Н-Транса”, а также на банковские кредиты.

В июне 2006 была разработана и утверждена новая инвестиционная программа «Первого контейнерного терминала» (ПКТ)[202], предусматривающая увеличение его пропускной способности до 1,6 млн. TEU к 2012 году. Стратегические планы предусматривают расширение складской территории при более экономичном ее использовании путем увеличения ярусности постановки контейнеров.

Судьба этих проектов неясна – инвесторы, в основном, пока предпочитают хранить молчание. Можно лишь предположить, что часть из них может быть заморожена на неопределенный срок, пока не наметится «дно» и станет видна перспектива выхода из кризиса. С другой стороны, вряд ли стоит ожидать полного отказа от их реализации, ведь период рецессии не бесконечен, а по выходу из нее выиграют те, кто не терял времени даром.



198. http://test.seanews.ru/news/news.asp?newsID=1005629
199. http://portnews.ru/news/47080/
200. http://www.infranews.ru//?object=news&id=6934&catid=4
201. http://portnews.ru/digest/4961/
202. http://ugmk.info/digest/nemnogo-podrosli.html

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года