Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ВАСИЛЬЕВА П.А.1, КОЧЕРГИНА О.А.2
1к.п.н. доцент; 2к.ф.н. доцент,
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (ТУ)

Интеграция ИНТЕРНЕТ-ресурсов в обучение иностранному языку студентов неязыкового вуза в условиях глобального кризиса

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный и научно-исследовательский процессы является обязательным требованием для реализации концепции модернизации высшего образования в России. В условиях глобального экономического кризиса возросла потребность в специалистах, владеющих иностранным (как правило, английским) языком на высоком профессиональном уровне. На современном этапе экономического развития российского общества знание английского языка является важным критерием оценки профессионализма молодого специалиста, которому в процессе профессиональной деятельности необходимо работать с информацией, доступной мировому сообществу, а также уметь общаться с зарубежными коллегами на профессиональном и социально-бытовом уровнях.

Несмотря на высокие требования к практическому владению иностранным языком (ИЯ) будущих специалистов, количество обязательных часов, отводимых на обучение ИЯ в неязыковом вузе, остается ничтожно малым (3 часа в неделю на 1 и 2 курсах в вузах неязыкового профиля, согласно существующему государственному образовательному стандарту). Естественно, что преподавателям ИЯ приходиться пересматривать учебные планы и ориентировать учебный процесс на увеличение самостоятельной работы студентов. Одним из самых доступных средств оптимизации самостоятельной работы студентов является интеграция Интернет-ресурсов в учебный процесс в неязыковом вузе. Использование сети Интернет для обучения ИЯ в условиях экономического кризиса приобретает все большую актуальность, т.к. позволяет существенно уменьшить затраты на оплату дополнительных занятий на курсах ИЯ или приобретение дорогостоящих аутентичных учебников, которые достаточно быстро устаревают и теряют информационную новизну. Устаревшие учебные материалы не обладают информационной насыщенностью, тем самым могут оказать негативное влияние на мотивацию студентов к обучению.

Информационно-коммуникационные технологии создают новую глобальную среду, опосредованную огромным количеством Интернет-ресурсов, предоставляющих информацию как на изучаемом языке, так и об ИЯ, а также истории, традициях и социокультурных особенностях изучаемого языка. И неудивительно, что в методике преподавания ИЯ появилось новое направление по обучению ИЯ с применением электронных средств, так называемое e-learning, получившее развитие как у зарубежных исследователей, так и отечественных. Интернет-ресурсы позволяют обучать всем видам речевой деятельности, хотя наиболее приоритетными направлениями являются обучение письму и чтению. Например, использование в учебном процессе таких телекоммуникационных программ как Skype, дает возможность студентам совершенствовать навыки устной разговорной речи в режиме реального времени. Однако при существующем многообразии учебно-образовательных порталов и всевозможных Интернет-сайтов на ИЯ, они не всегда предоставляют надежную и проверенную информацию. Зачастую материалы «скаченные» из Интернета содержат достаточно большое количество грубых грамматических, орфографических, лексических и социокультурных ошибок. Это происходит вследствие того, что для большинства веб-дизайнеров используемый язык (главным образом английский) является иностранным. Задача преподавателя заключается в том, чтобы тщательно просматривать и отбирать материалы из Интернета. На начальном этапе обучения ИЯ слeдует избегать обращения к непроверенным источникам. На более продвинутом этапе обучения использование подобных сайтов возможно применять с целью формирования и развития у студентов навыков распознания и критического анализа языкового материала.

В связи с всеобщей доступностью Интернета и простотой его использования, все большое распространение приобретает форма дистанционного обучения ИЯ. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий способствует популяризации дистанционного обучения в формате e-learning, образовательные функции которого могут проявляться в следующих формах: использование мультимедийных электронных носителей и программ Powerpoint в аудитории и библиотеке, серфинг многочисленных образовательных и медийных ресурсов сети, Интернет-коммуникация, создание собственных ресурсов, а также развитие ресурсов дистанционного образования [2].

Как мы видим, e-learning предоставляет достаточно разнообразные формы работы, элементы которых можно внедрять в практику преподавания ИЯ в неязыковом вузе и предлагать студентам задания с обращением к Интернет-ресурсам в качестве самостоятельной работы. Так, например, студентам горно-электромеханического факультета можно предоставить на самостоятельную проработку тему “Modern Mining Machines and Equipment”. Студенты нацелены на самостоятельное изучение Интернет сайтов трех всемирно известных компаний Hitachi, Komatsu и Sandvik, занимающихся производством горных машин и оборудования, с ссылкой на историю их создания. Студенты просматривают информацию, отвечая на заранее сформулированные вопросы. Затем на занятии им предлагается работа в парах или в малых группах с тем, чтобы обсудить и сравнить портфолио предложенных компаний. Для обсуждения можно предложить следующие вопросы: what is the oldest/biggest company among given?; what do they have in common?; what can you say about companies’ strategies and policies? Are they the same or different?; which of the mentioned companies is the most popular mining machinery and equipment manufacturer on the Russian market? What do you think its business success secret is?

После дискуссии каждому студенту предлагается выбрать одну из рассмотренных компаний, и приготовить доклад о развитии производственной деятельности компании. В качестве альтернативы можно дать возможность студентам приготовить доклад о компании конкуренте, которую не рассматривали на занятии. Для подготовки доклада студенты будут вынуждены ещё раз обратиться к Интернет-ресурсам и отобрать наиболее значимую информацию по предложенной теме.

Мы привели лишь один из вариантов методической работы по обучению английскому языку студентов технического вуза с применением Интернет-ресурсов. Хотелось бы отметить, что для развития навыков иноязычного речевого общения рекомендуется пользоваться Интернет сайтами с гипертекстовой структурой, позволяющей переходить с одной страницы на другие по гиперссылкам. Одним из наиболее известных примеров является сайт Википедия (Wikipedia) (www.wikipedia.org), который можно использовать в качестве основного источника информации по любой тематике.

Говоря о преимуществах интеграции Интернет-ресурсов в учебный процесс по обучению ИЯ в неязыковом вузе, необходимо акцентировать работу преподавателей на развитие у студентов способностей творческого информационного взаимодействия, влияющего на эффективность изучения ИЯ и уровень взаимосвязи всех компонентов системы обучения, а также интеграцию знаний студентов на основе их профессиональной деятельности. В методической литературе появилось достаточно большое количество работ, посвященных использованию сети Интернет в учебных целях, в которых подчеркивается, что процесс обучения ИЯ часто выходит за рамки одной национальной аудитории. Принимается во внимание фактор языкового и культурного многообразия. К одним из основных преимуществ внедрения Интернет-ресурсов в учебный процесс можно отнести появление возможности у студентов проводить совместную работу над проектами. При помощи Интернет сети быстро создаются обширные информационные ресурсы, обеспечивается легкий доступ к информации, производится быстрая и четкая коррекция ошибок в соответствии с международными стандартами, а также существует возможность разнообразить формы работы (индивидуальная и групповая). И самое ценное, что вся информация об онлайн-взаимодействиях имеется в открытом доступе, и при необходимости у студентов есть возможность повторного к ней обращения [3].

С другой стороны, при полном переходе на самостоятельное e-learning выявляется целый ряд существенных недостатков. Например, данная форма работы предполагает большую свободу действий и самоконтроль. При отсутствии сформированных навыков планирования и целеполагания эффективность освоения материала может быть существенно снижена. При традиционной системе обучения ИЯ преподаватель не только информирует студентов, но еще и психологически воздействует, что способствует формированию конкуренции в освоении знаний и внешней референции (оценка себя через призму мнения одногруппников и преподавателя). Тем самым e-learning ориентирует человека на внутреннюю систему оценки и планирования, что не всегда бывает успешной [1].

Возвращаясь к вопросу об интеграции Интернет-ресурсов в обучении ИЯ студентов неязыкового вуза в условиях глобального кризиса, наиболее оптимальной формой работы является частичное применения источников сети Интернет для изучения отдельных курсов. Например, такие курсы как business writing или written translation, а также в качестве создания электронной библиотеки учебных пособий (текстов, видео и аудиоматериалов, тестов).

На основе вышеизложенного, можно утверждать, что в условиях глобального кризиса и модернизации высшего образования в России интеграция Интернет-ресурсов в учебный процесс является уникальной возможностью обучения ИЯ, имеющей перспективы расширения в системе преподавания ИЯ в неязыковом вузе. Хотелось бы подчеркнуть, что расширение происходит не за счет вытеснения обычных форм обучения английскому языку и традиционных книжно-письменных средств, а лишь в дополнение к ним. В конечном итоге, использование Интернет-ресурсов в обучении ИЯ даст свои положительные результаты в установлении межпредметных связей при работе над проектами. Применение метода проектов на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе представляется перспективным способом реализации познавательной активности студентов и заслуживает отдельного рассмотрения.



Источники

1. Борисенко О. Дистанционное обучение: знания становятся ближе. http://plus.study.ru/rus/journel/osen_2008/internet/note1.html
2. Бушев А.Б. Дидактика и лингводидактика проекта международного дистанционного обучения. http:// ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(35)_2009(34-40)
3. Щукина О.А. Преодоление барьеров в межкультурных коммуникациях образования с помощью E-learning// Проблемы межкультурной коммуникации в современном образовательном пространстве: Материалы II Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященных 20-летию факультета иностранных языков. –Тобольск, 2008.- С.302-306.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года