Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ДЖЕНУСОВ А.И.
Кандидат философских наук, доцент
Санкт-Петербург, НОУ ВПО «Институт бизнеса и права»

Особенности организации производственной практики в современных условиях

В советское время предприятия обязаны были брать студентов на практику, а выпускников на работу. В этом были свои плюсы и минусы. Один из плюсов был в том, что студент и выпускник имели гарантированное место работы. Один из минусов в том, что работа и зарплата далеко не всегда удовлетворяли подготовленного специалиста. В настоящее время предприятия не обязаны брать студентов и выпускников на практику или работу и студентам, выпускникам большинства вузов необходимо доказывать работодателям, что они подготовлены лучше, чем другие.

В условиях современной жесткой конкуренции вузов за набор студентов, особенно на платную форму обучения, решение проблемы эффективной практики и престижного трудоустройства своих выпускников является ключевой для развития и выживания любого учебного заведения.

Вместе с тем нельзя не отметить, что введение новых стандартов создает некоторые объективные трудности в поиске работы для тех, кто получает первую ступень высшего образования. Когда в дипломе, выдаваемом после окончания 4 курса, вместо конкретного указания специализации - «бухгалтерский учет, анализ и аудит» значится довольно неопределенное и расплывчатое словосочетание «бакалавр экономики», «Менеджмента» или другого направления, студентам и не только им непонятно что это за специалисты такие и на каких конкретных должностях они подготовлены работать. Где обозначены вакансии с таким словосочетанием.

Видимо, и из-за этого в бизнес-сообществе, среди работодателей укоренилось представление, что российское высшее образование оторвано от жизни, практической работы, поэтому, когда помещают информацию о вакансиях, то в качестве обязательного условия выступает наличие опыта работы, причем достаточно продолжительного: от двух до пяти лет. Ведущие представители бизнес-сообщества, недовольные министерскими стандартами в сфере экономики и менеджмента и уровнем подготовки соответствующих специалистов, начинают создавать бизнес школы, которые бы в большей мере соответствовали потребностям современного производства и сбыта товаров.

Хорошо, если руководство существующих государственных и негосударственных вузов понимает эту проблему и самое главное - помогает студентам получить знания и опыт в конкретной профессии, востребованной на рынке труда. А если нет? То на рынок выходят по образному выражению одного из руководителей рекрутинговой компании А.Гиричева в газете «Вакансия» «нули с высшим образованием»[203].

Конечно, объективно все руководители вузов заинтересованы в том, чтобы выпускать хороших специалистов, но в новых условиях нужно постоянно решать множество сложных проблем. Если в советское время вузов было гораздо меньше, и для организации практики им нужно было в основном сотрудничать с десятком предприятий, то сегодня, например, высших учебных заведений с экономическим и коммерческим профилем в десятки раз больше, и для организации практики уже нужно искать не десяток предприятий, а сотни, причем ежегодно, поскольку предприятия, взявшие практиканта и оставившие его на работе, могут в следующем году и не брать больше практикантов, пока через несколько лет не возникнет новая кадровая проблема.

Сложность еще и в том, что десятки новых вузов жестко конкурируют между собой и со «старыми» университетами (причем в условиях значительного перепроизводства соответствующих специалистов на рынке труда) за места для практики и для всех «хороших» мест, конечно, не хватает. Отсюда, даже, если и хочешь найти место для конкретной практики, его можно в данный момент и не найти.

Успешность подготовки востребованных специалистов, в том числе и в процессе практики, зависит от того, какие, когда и как проводятся занятия в ходе учебного процесса. Так, у работодателя нет никакой заинтересованности и интереса брать совершенно неподготовленных для выполнения конкретной и необходимой для предприятия работы студентов-практикантов и заниматься их подготовкой, отрывая хороших и загруженных работой специалистов от дела.

Соответственно, преимущество в получении практики и последующем трудоустройстве получают студенты вузов, у руководства которых на первом месте стоят не абстрактные стандарты или составленные учебные планы, а забота о том, как построить учебный процесс так, чтобы студент получил необходимые для практики знания заранее и впоследствии смог занять достойное место на рынке труда.

Например, дисциплину «бухгалтерский учет» и компьютерную программу 1С у студентов экономического профиля можно поставить на втором или на третьем курсе, а можно на четвертом и тогда практика на 2 и особенно на 3 курсе будет малоэффективна постольку, поскольку на рынке труда нужны специалисты умеющие пользоваться этой программой и никто студентов-практикантов с нуля на предприятиях учить не будет. А если студенты после третьего курса не могут практиковаться в необходимой для них компьютерной программе, то о какой полезной для будущей работы производственной практике может идти речь.

Специалисты кадровых служб для достижения успеха в выбранной специальности вообще рекомендуют студенту идти на работу (подрабатывать) после окончания третьего курса. К студентам, готовым работать бесплатно или за маленькие деньги, работодатель относится все-таки достаточно лояльно. Естественно, мало толку в том, чтобы работать продавцом или грузчиком. Если человек мечтает после окончания вуза стать хорошим бухгалтером, можно вначале поработать помощником бухгалтера, если заниматься рекламой, есть смысл устроиться рекламным агентом, если видит себя маркетологом, нужно начинать с проведения маркетинтовых опросов. Очевидно, что и для подрабатывания желательно получить соответствующие знания заранее.

Еще один аспект эффективной практики – полученная в ходе учебного процесса психологическая подготовка. Многим студентам трудно в новом, незнакомом коллективе, куда они пришли на практику, освоиться за короткий промежуток времени, в полной мере проявить свои способности. Поэтому важно, чтобы занятия по психологии в вузе были не просто в форме лекций и последующих опросов, а проводились форме психологических тренингов, на которых вырабатывались бы эффективные профессиональные и коммуникативные навыки, помогающие быстрее адаптироваться в новой организации и проявлять свои деловые качества. Практикуясь или начиная работать на предприятии, нужно постоянно проявлять интерес к потенциальной должности, не стесняться предлагать свою помощь профессионалам, проявлять активность, задавать вопросы. Иначе на работу по специальности рассчитывать сложно: дипломированных специалистов в нашей стране в несколько раз больше, чем соответствующих наиболее привлекательных мест на рынке труда, и победу одерживают всесторонне подготовленные выпускники вузов.

Через практику и трудоустройство вуз не только закрепляет своих людей на фирмах, но и может получать обратную связь об уровне и пробелах в подготовке своих выпускников. Однако, судя по отзывам работодателей, значительная часть руководителей вузов, профильных министерских чиновников не особенно прислушивается к имеющимся предложениям и критическим замечаниям.

Роль производственной практики достаточно многообразна. Это не только закрепление полученных в вузе знаний студентами, но развитие связей с предприятиями, когда вуз не отрывается от реальной жизни, потребностей фирм и работодателей, а в своей учебной и научной деятельности совместно решают стоящие перед обществом, экономикой и взаимодействующими между собой организациями проблемы. Пока же этот аспект так же не получает должного внимания и проблема не только в вузах, но и отсутствии должной инициативы со стороны руководства предприятий. Не секрет, что научные разработки не востребованы на отечественных предприятиях и в этом плане предстоит большая совместная работа по развитию плодотворного взаимодействия, когда в научную, исследовательскую работу по выполнению заказов предприятий вовлечены не только преподаватели, но и значительная масса студентов. В этом плане наиболее оптимальная перспектива - создавать условия, когда студенты в самом вузе начинают практику и взаимодействие с конкретным предприятием, разрабатывая совместные инновационные проекты.



203. Нули с высшим образованием//Вакансия, 04.04.05

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года