Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЖОЛОВАН С.В.
К.п.н., доцент,
ректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Региональное прогнозирование рынка труда: социально-педагогический аспект

В последние десятилетие широкое использование новейших технологий – компьютерных, информационных, робототехники, микроэлектроники – становится причиной радикальных перемен на рынке труда, глубоких изменений профессионально - квалификационного состава населения. Меняется характер труда, в котором все большая доля приходится на «интеллектуальную составляющую», меняется экономическая деятельность, ее техническая база и организационные формы. А это значит, что теперь человек должен понимать развитие объекта и подбирать ресурсы для того, чтобы реагировать на новую ситуацию. Требуется человек развивающийся, человек, творчески воспринимающий действительность.

Благодаря образовательному фактору во многих перспективных направлениях науки и техники Россия продолжает обеспечивать высокий потенциал конкурентоспособности. В то же время условия глобальной конкуренции требуют усиления практической направленности образования.

Действительно, для профессионального образования принцип прогностичности в условиях быстроменяющейся ситуации в экономике становится одним из первостепенных, ибо при разработке содержания образования необходимо ориентироваться на требования «завтрашнего рынка» труда. Следовательно, для разработки содержания образования, основанного на долговременных национальных интересах, требуется четкая расстановка приоритетов.

Система начального и среднего профессионального образования является базовой в подготовке квалифицированных кадров для: судостроения, энергомашиностроения, оборонной промышленности, транспорта, строительства, городского хозяйства, пищевой промышленности, потребительского рынка Санкт-Петербурга.

В этих условиях, существенным фактором становится связь содержания образования с исследованиями регионального рынка труда. Эти исследования должны включать сбор необходимого объема информации, создание баз данных и аналитических материалов, постоянную работу по мониторингу рынка труда.

Расширение миссии профессионального образования в условиях меняющегося рынка труда позволяет выделить вопросы, которые в ближайшее время будут иметь важное значение: диверсификация, гибкость, способность предвидеть, перестройка и расширение его границ с тем, чтобы полностью вписаться в систему непрерывного образования.

По оценкам специалистов, до 40% выпускников меняет профессию в течение первых двух лет после окончания учебы или оказываются без работы. Это в большой степени связано с ужесточением работодателями требований к выпускникам различных профессий и специальностей, которые не воспринимаются на рынке труда носителями высокой квалификации, современных коммуникативных технологий. Важнейшими требованиями к специалистам становятся не столько овладение суммой знаний, сколько способность разбираться в жизненных и профессиональных ситуациях, своевременное реагирование на социально-экономические изменения, умение мыслить нестандартно, стремление к постоянному обновлению знаний.

За последние 10 лет выпуск учащихся, получающих рабочие специальности, сократился на 42%, однако общее число образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования сокращается при увеличении количества вузов и обучающихся в них студентов.

По оценкам экспертов можно сделать вывод, что сегодня в отечественной промышленности потребность в рабочих кадрах постоянно растет и достигает 75% от общего количества незаполненных вакансий. По сравнению с 1990 годом в 3 – 5 раз сократился объем подготовки кадров непосредственно на производстве.

Анализ требований работодателей к квалификации работника позволяет утверждать, что содержание образования в ряде учреждений начального и среднего профессионального образования отстает от требований времени. Так структура профессиональной подготовки рабочих и специалистов во многом сохраняет традиционный характер и не успевает за переменами в структуре спроса на профессиональные группы, отмечается отстраненность содержания образования и направлений подготовки от реальных потребностей в выпускниках таких учреждений.

Остается проблема оптимального формирования рынка труда путем оказания помощи молодежи в обоснованном выборе вида деятельности в соответствии с личными наклонностями. Многие выпускники общеобразовательных и профессиональных школ, не получая необходимых психологических и профессионально - консультационных услуг, не имеют ясной профессиональной перспективы. Работа по профессиональной ориентации молодежи, информированности о возможностях получения профессии, образования, о положении и перспективах в области занятости, об условиях труда, заработке и других аспектах трудовой жизни ослаблена.

Практика показывает, что с целью совершенствования системы профессионального образования, создания условий для эффективной интеграции с рынком труда и сохранением позитивных традиций целесообразно осуществлять комплексный анализ по выявлению потребностей в выпускниках системы профессионального образования.

Прогнозирование потребности в подготовке кадров целесообразно осуществлять на уровнях органа управления образованием и образовательного учреждения путем реализации следующих этапов работы:

- оценка потребности регионального рынка труда в рабочей силе;
- оценка демографической ситуации в регионе с целью выявления возможных потребителей профессиональных образовательных услуг;
- оценка возможностей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по оказанию профессиональных образовательных услуг.

Следовательно, оценка регионального рынка труда, включающая его анализ и прогноз – это основа для определения необходимых объемов и профессионально – квалификационной структуры подготовки кадров.

На уровне органа управления образованием анализ рынка труда предполагает, с одной стороны, анализ экономической ситуации региона, состояния занятости населения и дефицита рабочей силы, с другой стороны, получение информации об образовательных учреждениях всех форм собственности и уровней профессионального образования, реализующих профессиональные образовательные услуги.

На уровне образовательного учреждения, на первом этапе необходимо провести исследование реальных и потенциальных партнеров и их интересов. При этом собирать информацию целесообразнее у крупных предприятий, которые оказывают значительное воздействие на ситуацию на рынке труда региона.

Такой подход дает возможность проанализировать перспективы развития конкретных предприятий и определить содержание подготовки специалистов для них (качественный анализ развития рынка труда с точки зрения образовательного учреждения). В этих целях образовательные учреждения могут использовать различные источники информации, в том числе – статистические данные, информацию органов занятости населения и т.д. Однако эти данные, являются, как правило, обобщенными, укрупненными, отражающими системные процессы в сфере занятости населения города. Детализация данных, выделение конкретных требований работодателей, степени соответствия знаний, умений и навыков выпускников образовательного учреждения требованиям работодателей целесообразно осуществлять силами педагогических коллективов учреждений или специально подготовленными лицами, используя социологические методы, прежде всего анкетирование и интервьюирование.

В результате появляется возможность, во-первых, выяснить соответствие квалификационного уровня выпускника учреждения системы профессионального образования потребностям рынка труда; во-вторых, оценить количественные потребности работодателей в кадрах определенных профессий, уровней квалификации, а также требования, предъявляемые к личностным качествам специалистов.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года