Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ЗАРУБИН В.Г.1, ТУМАЛЕВ В.В.2, САВИН И.В.3
1Д.с.н., профессор, зав кафедрой прикладной социологии РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург
2д.с.н., профессор, проректор по НР «Института бизнеса и права»,
3к.с.н., зав. кафедрой социологии «Института бизнеса и права»

Механизм конструирования новых профессий

Возможность заключения соглашения между локальными университетским сообществом и региональными группами работодателей является существенным фактором модернизации высшего образования. Заключение соглашения не только создает условия для обеспечения высококачественного образования, но и способствует разработке новых, востребованных общественной практикой профессионально-образовательных программ. В сущности, речь идет о конструировании новых профессий, призванных разрешать реальные социальные противоречия. Сегодня вряд ли кто-то, помимо университета, способен решать столь ответственную задачу.

Механизм конструирования новых профессий включает четыре стадии. Первая – теоретическое обоснование профессионального поля, вторая – построение модели профессиональных компетентностей, третья – взаимодействие вуза с компетентным экспертным сообществом, четвертая – создание такой инновационной образовательного программы, которая с должной эффективностью обеспечит подготовку специалиста в новой профессиональной области. Рассмотрим содержание этих стадий, опираясь на опыт разработки и внедрения инновационной программы в российских вузах.

Первая стадия конструирования - теоретическое обоснование профессионального поля будущей технологии. Проектирование новой профессии, включающей социальные технологии, осуществляется на основе компетентностного подхода, который берет начало в теориях речевой коммуникации, социологии управления и социальной психологии начала XX в. (Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон, Э. Мейо, А.К. Гастев). Он получил развитие в социологических теориях современности (Э. Гидденс, З. Бауман, Р. Будон) и находит применение в отраслевых социологических теориях – социологии молодежи, образования, профессий и др. Понятие «компетентность» включает рефлексивное отношение актора к действительности, указывая на сложность феномена «производителя практик» – социального субъекта.

Вторая стадия конструирования - построение модели профессиональных компетентностей. На основе принципов компетентностного подхода была создана модель квалификационных требований, предъявляемых к специалисту. В определенной мере эти требования находились в зависимости от качества измерительных шкал исследования. Базой для разработки инструментария опроса по поводу возможной номенклатуры компетентностей специалиста гуманитарных технологий послужили разработки Дж. Равена, И.А. Зимней, В.И. Байденко и др. В итоге, модель специалиста, владеющего социальными технологиями включает шесть групп компетентностей были объединены в дискрипторов. К ним относятся интеллектуальные и коммуникативные компетентности, профессиональные компетентности, социальные компетентности, компетентности поликультурного общества, компетентности в информационной сфере, компетентности в сфере познания, образования и самообразования.

Третья стадия конструирования - взаимодействие вуза с компетентным экспертным сообществом. В современном маркетинге общеизвестно, что успешный продукт может быть разработан на основе изучения потребностей будущих потребителей.

Для определения востребованности новой специальности на рынке труда были сформированы два экспертных сообщества. Первое включало реальный сектор общественного производства, услуг и информации: работодатели, занятые в сфере материального производства; в государственных, региональных, муниципальных органах управления, в некоммерческих и общественных организациях (политических партиях), в сфере социального обеспечения, здравоохранения, медицины; в сфере культуры, науки, образования; в сфере услуг (торговля, финансы, реклама, маркетинг, IT и др.); в средствах массовой информации. Второе сообщество представляло сектор образования и включало руководителей учреждений общего, начального профессионального и дополнительного образования.

Экспертные сообщества представляли не случайные множества специалистов, а группы работодателей, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве с университетом. Конструирование новой профессии, как процесс, вплетено в реальную ткань партнерства между вузом и работодателями. Это партнерство как элемент обратной связи предполагает диалогичный поиск ответов на вопросы: каким квалификационным требованиям должен отвечать будущий специалист – выпускник университета? В каких сферах общественного производства и профессиональных ситуациях выпускник будет востребован? Выживет ли выпускник в условиях конкуренции на рынке труда, в соперничестве с выпускниками прошлых лет и иных профилей?

Четвертая стадия конструирования - создание инновационной образовательной программы для подготовки кадров новой профессии. В итоге концептуального анализа, проведенного вместе с партнерами, такая программа в области социальных технологий может включать n-количество образовательных модулей, объединенных в четыре группы. В основе их типологии – критерий сочетания функционального назначения модуля с содержанием профессиональной деятельности в гуманитарных технологиях.

В первой группе - модули, ориентированные на информационно-коммуникативную деятельность, обслуживание образовательного процесса с точки зрения организации обмена информации и выстраивания устойчивых связей между социальными объектами. Вторая группа включает модули из области организационно-управленческой деятельности, где сочетаются предметные области экономических знаний, менеджмента и маркетинга, обслуживанием образовательного процесса в целом. Третья – модули по социальным, политическим, религиозным и этническим взаимодействиям, обеспечивающим формирование и функционирование основ гражданского общества. Четвертую группу составили модули, относящиеся к деятельности в области здравоохранения и социальной реабилитации.

Есть ли необходимость в заключении соглашения между университетским сообществом и работодателями в процессе конструирования новых профессий? Бесспорно, есть, поскольку современная образовательная политика государств и университетов декларирует опережающий характер образования и в своих лучших корпоративных образцах доказывает его. Следовательно, такое конструирование становится одним из видов постоянной функциональной деятельности университета и должно отразиться в его функционально-организационной структуре, с соответствующей специализацией подразделений университета как корпорации.

В практике работы вуза компетентности, являясь профессиональными качествами будущего специалиста, должны существовать в форме результатов образования. Результаты образования – это ожидаемые и измеряемые учебные достижения студента, которые констатируют то, что в состоянии делать студент-выпускник по завершении образовательной программы. Вуз должен брать на себя ответственность за достижение результатов образования. В таком понимании результаты образования оказываются не только плановым показателем, но и технологией, которую необходимо осуществить результативно, с наименьшими затратами и с высокой социальной отдачей.

Исследователям, занятым конструированием специальностей, необходимо принимать во внимание небывалый уровень информированности, образования, множественной идентичности современного человека, мотивация которого чрезвычайно усложнена и непредсказуема. Но именно такой человек с такой мотивацией является сегодня производителем социальных и профессиональных практик, в том числе, производителем будущего, потому что в переходные периоды общества будущее не приходит откуда-то с готовыми свойствами, а вырабатывается в практиках человеческой деятельности.

Вот почему вслед за осознанием требований времени сменилась и образовательная парадигма, которая сегодня полагает результатом образования компетентность как личностно интегрированный результат – комплекс деятельностных признаков: практическую, опытную, мотивационно-ценностную и когнитивную готовность действовать в определенной профессиональной сфере.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года