Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

ИВАНОВА М.А.1, ЛЕБЕДЕВА И.С.2
1К.п.н., доцент, 2к.п.н., доцент
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет)

Сущность и содержание процесса развития профессиональной компетентности у студентов технических вузов в условиях глобального кризиса

В ходе анализа проблемы саморазвития была выявлена ее тесная связь с процессом подготовки студентов к профессиональной деятельности, а именно - с формированием профессиональной компетентности. Это позволяет исследовать педагогический процесс в техническом вузе, с точки зрения его ориентации на формирование у обучающихся способности к саморазвитию, а также уточнить критериально-оценочную шкалу определения взаимосвязи саморазвития с профессиональной компетентностью будущего инженера. В настоящее время массовым типом мышления и деятельности инженера становится не усвоение готовых научно-практических знаний, а творческая деятельность по конструированию новых знаний. Новой научно-познавательной парадигме должен соответствовать и новый тип обучения, ориентированный непосредственно на подготовку студента к эффективной профессиональной деятельности. В соответствии с данными обстоятельствами, исходя из социального заказа, изменяется цель обучения - основной системообразующий элемент диалектической системы. Цель обучения приобретает особенные установки и ориентиры: формирование активно-творческой личности, способной к саморазвитию в процессе обучения, и, как результирующий ориентир, формирование профессиональной компетентности. Эффективная организация учебного процесса по достижению вышеназванной цели возможна при глубоком понимании сущности базовых понятий, входящих в содержание целей обучения. Таких понятий у нас два: «саморазвитие» и «профессиональная компетентность». Дадим им подробную характеристику.

В большинстве литературных источников, «саморазвитие» трактуется как внутренне необходимое самопроизвольное изменение системы, определяемое ее противоречиями. В педагогике, рассматривающей человека как сложную систему, функционирующую на основе биопсихосоциальных факторов в сложной, противоречивой среде познания. Изучение закономерностей процесса развития личности студента в условиях кризиса, предполагает выявление роли активности самого человека в этом процессе, выявление источников данной активности. Надо отметить, что данная проблема давно находится в центре внимания педагогов и психологов, поэтому различия в подходах к ее решению, вполне естественны. Остановимся на наиболее характерных подходах к выявлению сущности саморазвития личности студента технического вуза.

Основу развития составляют изменения, определяемые противоречиями. В учебной деятельности противоречия – это трудности, которые выявляются в результате осознания обучающимся, неспособности получить ответы на вопросы, важные в достижении поставленной цели при овладении специальностью инженера.

На одни вопросы ответы появляются без особых затруднений. На другие мгновенной реакции не последует, но, поразмыслив, студент все-таки находит ответ. Это задачи. Задача означает вопрос, ответ на который может быть получен, исходя из наличной системы знаний. Наконец, существует третий тип вопросов, ответы на которые из наличной системы знаний получены быть не могут. Система знаний оказывается недостаточной. Ее нужно принципиальным образом дополнить, а иногда и просто пересмотреть. Последний круг вопросов можно назвать проблемными: ответ на них предполагает выход за пределы наличного знания. Проблемность - спутник любой человеческой жизни. Осознав проблемность ситуации, человек оказывается лицом к лицу с непознаваемым, не поддающимся осмыслению. Разрешить проблемную ситуацию - значит преодолеть разрыв между наличным и необходимым знанием. Особенность проблемности состоит в том, что, создав образ будущего, введя в него в качестве возможного отсутствовавший элемент, а точнее принцип снятия противоречия, мы коренным образом меняем свои представления о прошлом и возможном будущем. Это происходит вследствие возникновения нового системообразующего фактора, который, переструктурирует наличную систему знаний, расширяет систему ценностных ориентации и целевых установок, что особенно важно при формировании профессиональной компетентности. В проблемности заключена возможность изменений, связанных с переходом студента в качественно новое состояние. Если проблема разрешится благодаря личным усилиям студента, то в этом случае налицо явление его самодвижения, саморазвития по вертикали познания.

Таким образом, на основе подходов к пониманию сущности саморазвития можно сформулировать определение данного понятия: саморазвитие - это планомерная, систематическая работа сознания студента, направленная на совершенствование методов познания посредством разрешения возникающих в процессе деятельности противоречий в форме проблем.

В режиме саморазвития студент технического вуза выходит за рамки традиционной культуры, формирует новые знания, новые приемы и методы познания, превращается в самодвижущуюся систему. Применительно к профессиональной деятельности, данное свойство человека будет характеризоваться, прежде всего, способностью человека выходить за рамки круга основных профессиональных обязанностей, привнося в них новое, творческое, прогрессивное. Такая способность студента инженерного вуза, является одной из главных слагаемых его профессиональной компетентности.

В энциклопедическом словаре указывается, что слово «компетентный» происходит от латинского «competo» - добиваюсь, подхожу, и означает знания и опыт в той или иной области. Разделение труда выступает закономерностью процесса общественного развития. Отражение этого явления в профессиональной деятельности проявляется в становлении профессиональной структуры общества. Исследование сущности феномена профессий через анализ генезиса становления этого явления, позволяет выделить признаки профессий и их взаимосвязь с категорией «профессиональная компетентность»:

1) любая профессия проявляется обычно в результате действия объективных закономерностей, из чего следует, что и уровень профессиональной компетентности инженера задается объективными факторами;
2) профессия всегда персонифицирована, следовательно, и профессиональная компетентность инженера имеет форму личного выражения;
3) профессия выступает как форма личностного самовыражения и как продукт общественной потребности в конкретном виде профессиональной деятельности;
4) профессия приобретается двумя путями: путем профессионального обучения и в результате длительной практической деятельности, то есть приобретения профессионального опыта. Путь профессионального обучения является предпочтительнее, так как предлагает наиболее эффективный способ усвоения профессиональной культуры. Поэтому закономерна эволюция процесса стихийного приобретения профессиональной компетентности в сторону ее сознательного, организованного формирования.

В современных исследованиях профессиональное мастерство рассматривается в широком смысле этого слова как обладание профессиональным опытом в какой-либо области деятельности, а в узком смысле означает высшую ступень квалификации специалиста, граничащую с искусством.

Основными чертами профессионального мастерства являются: высокий уровень профессиональных умений, отличное владение знаниями, приемами и навыками, обеспечивающими высокую эффективность труда; индивидуальный почерк и, в этом смысле, исключительность, незаменимость специалиста; совокупность ценностных характеристик мастерства, ее социальная и нравственная значимость.

Таким образом, если феномен профессиональной культуры охватывает все стороны профессиональной деятельности, то профессиональное мастерство содержит те стороны профессиональной культуры, которые обеспечивают наивысшую результативность труда по конкретной специальности. В структуре мастерства доминирующее положение занимают знания, навыки и умения, приобретенные в практической деятельности, профессиональный опыт.

Развитие и совершенствование сферы профессиональной деятельности проявляется в расширении количества профессий и специальностей, характеризующихся как творческие, высоко сложные, то есть такие, которые выходят за границу накопленного опыта, предполагают высокую профессиональную культуру. Качества профессиональной компетентности присущи наиболее сложным видам деятельности, к которым, несомненно, следует отнести деятельность инженера. Наличие этих качеств является показателем степени усвоения инженером профессиональной культуры.

В чем же сущность профессиональной компетентности? Ответ на данный вопрос можно найти при условии определения сущности категории «профессионализм». В зарубежных исследованиях феномен компетентности и профессионализма также не имеет строгих научных определений и представляется просто как характеристика личности специалиста. Так, в разработанной американской социальной наукой, модели «компетентного работника», получающей все большее внимание в мире, комментируется та часть спектра индивидуально-психологических качеств, в которые входит самостоятельность, стремление к саморазвитию.

Под профессионализмом целесообразно понимать интегративное качество специалиста, указывающее на обладание им необходимыми для успешного выполнения трудовых функций в конкретном виде деятельности знаниями, навыками, умениями и другими личностно-психологическими свойствами.

«Профессиональная компетентность» – это качественная характеристика степени овладения будущего инженера своей профессиональной деятельностью. Как видим, принципиальных различий в понимании рассматриваемых явлений нет, ведь качественная характеристика может ограничиваться наличием необходимых компонентов, позволяющих специалисту успешно справляться с кругом обязанностей, обусловленных его профессией. Среди характеристик компетентного человека они называют следующие:

1) способность принимать решения относительно самого себя;
2) способность подавлять собственную неуверенность;
3) представление наиболее эффективных способов достижения цели;
4) способность определять характер и содержание деятельности в зависимости от складывающихся условий на основе имеющихся знаний и опыта;
5) способность к анализу собственной деятельности.

Как видим, аспекты саморегулирования и самоанализа личности студента, являются неотъемлемыми в суждениях относительно профессиональной компетентности.

Своеобразен подход к исследованию понятия «компетентность», объектом внимания которых являются типы языковых и коммуникативных способностей и компетентности. Авторы пытаются ответить на вопрос, в чем различие и сходство между двумя понятиями «способность» и «компетентность» (лингвисты, чаще говорят о соответствующей «компетенции», психологи - о «компетентности»).

Рассмотрение проблемы, исследователи начинают с анализа общих способностей, главным из которых является «обучаемость». Обучаемость, включает многие показатели и параметры личности обучающегося: познавательные возможности, особенности личности, качества, определяющие возможности общения и соответствующие проявления личности (общительность, замкнутость и т.д.).

С динамической стороны, обучаемость характеризуют: темп продвижения, уровень достижений, устойчивость и возможность переноса (использование усвоенного приёма для решения других задач). В этом контексте, «компетентность» можно понимать как «обученность», в то время как способности - это «обучаемость».

Понимая компетентность как «обученность», мы выделили способность студентов инженерного вуза к переносу приобретенных знаний, навыков, умений в другую сферу деятельности, отличающуюся от основной профессиональной деятельности специалиста. Для инженера данное свойство весьма актуально. Причин тому несколько.

Во-первых - это быстрая сменяемость образцов техники, для эксплуатации которых готовится в инженерном вузе специалист.

Во-вторых, специфика состоит в том, что в настоящее время отсутствует распределение специалистов после окончания вуза.

Исходя из данных рассуждений, зафиксируем еще одну характеристику категории «компетентность» - способность переноса знаний, навыков умений и опыта в другую сферу деятельности, другими словами - способность выхода за рамки освоенных профессиональных обязанностей. Рано или поздно человек оказывается в условиях, которые требуют адаптации к новым видам деятельности. Кто-то пытается найти себя в этих изменившихся условиях, но оказывается, что они, как правило, требуют от человека совсем иных качеств, чем те, которыми он обладает. Кто-то успешно находит оптимальные пути решения задач в новой системе профессиональной деятельности, но отнюдь не всегда росту компетентности здесь соответствует личностный рост.

Под «профессиональной компетентностью» инженера, следует понимать интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, навыками, умениями профессиональной деятельности, на основе сформированных способностей к саморазвитию, творчеству, оперативной адаптации в быстро меняющейся обстановке, а также решению задач, выходящих за пределы основного вида профессиональной деятельности.

Проведенные исследования позволили выявить основные причины такого положения дел, в числе которых:

I) отсутствие должной мотивации к освоению избранной профессией;
2) несовпадение необходимых и имеющихся ценностных ориентаций у преобладающего числа студентов;
3) формирование знаний, навыков и умений без достаточного потенциала к саморазвитию;
4) декларирование формирования профессионально важных качеств будущего инженера и отсутствие технологий их формирования в учебном процессе;
5) отсутствие эффективных методов моделирования профессиональной деятельности.

Таким образом, для инженерного образования, проблема профессиональной компетентности имеет первостепенное значение, так как она определяет основную цель деятельности педагогических коллективов - создание педагогических условий для подготовки специалиста завтрашнего дня, способного в дальнейшем самостоятельно определять параметры своего развития.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года