Институт бизнеса и права
Сборник научных трудов
Внимание!
При использовании материалов сборника ссылка на сайт и указание автора обязательно

 
новости
об институте
правила приёма
научная работа
      конференции
      СНО
часто задаваемые вопросы
форум
баннеры, игры, ссылки
Филиалы:

Нижневартовск
Череповец



Rambler's Top100  
 
 
 
be number one  

designed by baranenko.com  

Powered by Sun

КОСАБУЦКАЯ С.А.
Доцент кафедры педагогики социально-педагогического образования,
Санкт-Петербургская академия постдипломного образования

Арт-педагогические технологии в решении проблем детей-мигрантов

Актуальной проблемой в современных условиях является проблема педагогической поддержки детей-мигрантов и беженцев образовательном пространстве.

В литературных источниках выделяются следующие психологические особенности учащихся-мигрантов: выраженность культурной дистанции - степень, в которой иная культура воспринимается близкой или далекой, похожей или непохожей на собственную, проявляется она между учащимися-мигрантами и преподавателями, а также местными учащимися; низкая социальная адаптация, зачастую связанная с тем, что ребенок-мигрант находится в состоянии растерянности, страха, отличается социально и культурно, он кажется нижестоящим по своим способностям; социальная незащищенность; не достаточное знание русского языка, в процессе интеграции он рискует потерять собственный язык и культурные особенности своей личности; не понимание психологии нового ученического коллектива.

Возникает необходимость в поиске и разработке новых приемов, методов, техник, технологий, которые бы позволили детям - мигрантам успешно овладеть национально-культурными ценностями иной страны и обеспечить их успешную адаптацию к новым условиям жизни.

В современных условиях одним из наиболее эффективных средств успешной адаптации и интеграции детей-мигрантов к новым социокультурным условиям являются средства искусства арт-терапии и арт-педагогики.

Арт-терапия – это обращение к внутреннему личностному, жизненному опыту; символическая творческая деятельность становиться инструментом межличностных и внутриличностных коммуникаций (территория клиента).

Арт-педагогика - овладение навыками и умениями, компенсация дефицитарности в сенсорной, двигательной, эмоциональной, интеллектуальной сферах. Работа "на территории педагога". Арт-педагогика влияет на эмоциональные реакции человека. Внешним проявлением этого влияния является феномен катарсиса, как «очищение и облагораживание чувств в результате их создания и включения в целостную систему, создающую баланс положительного отношения к другим, к людям, к миру в целом, к самому себе как инварианту этого мира». В результате катарсиса происходит превращение отрицательных эмоций в положительные, благодаря включению в иную, более высокую систему ценностей, возникает состояние внутренней упорядоченности и гармонии.

Следует отметить, что арт-педагогика представляет собой двухсторонний процесс, т.к. выделяются два основных механизма влияния:

- искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию на основе креативных способностей субъекта.
- эстетическая реакция позволяет изменить действие аффекта «от мучительного к приносящему наслаждение», гармонизирует внутренний мир.

Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний

Арт-педагогика имеет ряд преимуществ перед другими психолого-педагогическими средствами профилактики и коррекции:

• практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-педагогической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
• арт-педагогика является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
• арт-педагогическая деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
• продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
• арт-педагогика является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
• арт-педагогическая деятельность в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
• арт-педагогика основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.

Арт-педагогическая деятельность является по своей сути гуманитарной арт-педагогической технологией.

При этом, под педагогической технологией понимается «отрефлексированная на уровне профессионального сознания логическая последовательность операций, отражающая объективную, в наибольшей степени сгармонизированный по отношению к определенным условиям, воспроизводимый путь достижения конкретной задачи» (И.А. Колесникова).

Особенность технологии состоит в том, что эта такая цепочка действий, которая обязательно срабатывает при точном соблюдении «правил игры», независимо от особенностей применяющих ее субъектов.

Реализация арт-педагогической технологии может быть как сугубо индивидуальной, так и групповой (с использованием совместно создаваемой атмосферы и «групповых проектов»). К методам, с помощью которых может реализовываться технология, относятся изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, музыкотерапия, глинотерапия, библиотерапия.

Рассмотрим более подробно возможное содержание арт-педагогической технологии, способствующей (социализации) адаптации детей – мигрантов в новых социокультурных условиях.

Данная технология включает в себя последовательность четырех этапов: диагностический, аналитико-поисковый, деятельностный, вторичная диагностика.

1. Диагностический этап

Главная цель и задачи диагностики (от греч. diagnostikos - способный распознавать) исходят из логики субъект субъектных отношений и заключаются в выявлении специфики и проблем в отношениях ребенка с социумом.

Диагностика поможет восстановить «историю», приведшую ребенка к нарушениям в социализации. Определить какая часть микросреды оказалась наиболее несостоятельной в ее положительных воздействиях на ребенка; является ли влияние перечисленных факторов многоплановым, многосторонним, интенсивным, длительным, и на какой период развития ребенка падают эти воздействия; как ребенок реагирует на позитивное, негативное или дезентегрирующее влияние микросреды, какова его сопротивляемость; поможет исследовать внутреннюю среду, мотивы, ценности, Я – концепцию, самооценку, тревожность, агрессивность, толерантность.

На этом этапе происходит:

1.Определение и обобщение фактов, свидетельствующих о проявлениях дезадаптации.

2. Выявление причин отклонений в поведении ребенка, связанных с несформированностью и неадекватностью отношений к самому себе.

3. Выявление причин отклонений поведения ребенка, связанных с несформированностью и неадекватностью отношения к различным субъектам окружающего мира.

4.Выявление круга проблем, решение которых будет способствовать, успешной адаптации ребенка.

5.Анализ возможностей решения выявленных проблем в процессе адаптации.

Диагностический этап может осуществляться с помощью следующих методов: наблюдение, беседа, метод экспертных оценок, анкетирование, социометрия, проективные методики: «Дом. Дерево. Человек», «Человек. Человек под дождем. Дождь в сказочной стране», «Несуществующее животное», «Кактус», «Рисунок семьи», «Рисунок семьи», «Семья в образах животных», «Семья в образах сказочных героев», «Герб семьи», «Лесная школа».

2. Аналитико – поисковый этап. На основе анализа диагностических данных возможно будет выявить общее направление деятельности по адаптации детей, сформулированы общие цели и конкретные задачи. Полученные показатели диагностики будут проанализированы, и на этой основе осуществятся следующие под этапы:

1. Определение основных изменений в поведении ребенка.

2. Определение основных изменений в отношениях с самим собой.

3. Определение основных изменений в отношениях к миру.

4. Определение основных видов деятельности, в которые будет включен ребенок.

Происходит подбор целесообразных средств (природы, культуры, искусства, социума) направленный на формирование, восстановление или компенсацию функций ребенка, которые являются реализацией его личностных отношений во взаимодействии с другими субъектами социальной жизни.

Также на данном этапе происходит поиск решения проблемы. При постановке цели отразится возможный будущий результат, исходя из настоящего уровня проблемности ситуации. Будут поставлены задачи на ближайшую перспективу разрешения проблем социальной жизни ребёнка в определённом направлении арт. педагогической деятельности. Основной целью будет создание условий для совершенствования возможностей ребёнка и его окружения в решении проблем социальной жизни.

3. Деятельностный этап.

На этом этапе произойдёт проектирование и осуществление арт-педагогической деятельности по адаптации (социализации) детей-мигрантов.

На основе диагностики может быть составлена программа с использованием арт-педагогических методов: (сказкотерапия, игротерапия, изотерапия), направленных на преодоление агрессивного поведения детей.

Арт-педагогическая деятельность связана с раскрытием внутренних сил человека и позволит:

• развить в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление (когнитивные навыки);
• изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;
• научиться общаться на экзотическом уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства);
• самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;
• развить ценные социальные навыки (в групповой работе);
• освоить новые роли и проявлять латентные качества личности, а так же наблюдать, как изменения собственного поведения влияет на окружающих;
• повысить самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности;
• развить навыки принятия решений;
• расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;
• заняться изобразительным искусством и реализовать свою способность к творчеству.

Программа может включать в себя обучение общению в социальных группах. Ребенок научится выражать свои чувства и эмоции социально приемлемыми способами, самостоятельно и ответственно принимать решения, чувствовать себя уверенно в независимости от окружающих условий, может быть развито и формами поведения;

Вторичная диагностика

После завершения деятельностного этапа исследования проведится вторичная диагностика (методы те же, что и при первичной).

На этом этапе произойдёт выявление:

1. Насколько изменилось представление ребенка о самом себе ( «Чего я хочу?», «Что я могу?», «Чего я боюсь?», «Что мне мешает?»).

2. Как изменилось отношение ребенка к социуму ?

3. Определение круга проблем, которые ребенок стал удачно решать. Определение круга проблем, которые ребенок решать не может, не научился, не хочет или не готов к их решению.

4. Анализ изменений, происходящих в поведении ребёнка, его окружении и его отношении с окружающим миром.

Необходимо выяснить на каком этапе были допущены ошибки или возникли неопределенные препятствия и произвести корректировку деятельности.



Источники:

1. Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. - Уфа: "Творчество", 1997.
2. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика в образовательном учреждении. Учебное пособие – М.,1995. – 25с.
3. Ильяева И.А., Кожемякин Е.А. Межкультурные коммуникации в современном мире. Учебное пособие по спецкурсу. - Белгород: изд-во БелГТАСМ, 2001. - 159с.
4. Лебедева Л.Д. Практика арт. терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб: Речь, 2003.

предыдущая статья следующая статья

Cборник научных статей
«Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
© Институт бизнеса и права с 1994 года